Истоки справедливости: предыстория комикса «Джанго/Зорро»

Sony Pictures планирует экранизировать комикс-кроссовер Джанго/Зорро, выпущенный совместными усилиями Квентина Тарантино и художника Мэтта Вагнера. Сюжет комикса продолжает фильм «Джанго освобождённый» и рассказывает о встрече легендарного защитника бедняков Зорро и профессионального охотника за головами Джанго. У обоих героев за плечами длительная история публикаций и экранизаций, о которых следует рассказать.

Что общего у благородного защитника слабых и профессионального охотника за головами? Зорро и Джанго не только принадлежат двум разным мирам, но разным культурным эпохам. Первый сошёл со страниц романтической приключенческой литературы начала прошлого столетия. Второй родился на плёнке, запечатлевшей один из самых жестоких спагетти-вестернов прошедшего века.

Квентин Тарантино видит в героях общее начало, которое делает двух одиночек единомышленниками. Режиссёр выбирает лучший способ проследить сходства и различия персонажей — столкнуть вместе на страницах комикса и рассмотреть их взаимоотношения в динамике. Многие выдающиеся творцы используют свои работы, как экспериментальное поле. И Тарантино поступает именно так: моделирует необходимые условия для исследования темы, а затем с любопытством наблюдает за результатом.

Истоки справедливости: предыстория комикса «Джанго/Зорро»

Действительно, пусть Зорро и Джанго выглядят противоположными героями, в основе обоих персонажей лежат общие идеи. Чтобы понять, какие именно, нужно рассмотреть истории создания и развития обоих героев.

ДЕЛО №1: ДИЕГО ДЕ ЛА ВЕГА/ЗОРРО

Чёрная маска скрывает лицо, шляпа и плащ придают ему элегантности. Таинственный мститель Зорро появляется, чтобы наказать безжалостных бандитов и жестоких политиков, защитить и уберечь жителей Верхней Калифорнии. Возмездие он несёт с помощью шпаги и кнута, но делает это аккуратно: убивает своих противников Зорро лишь в крайнем случае.

Маска героя хранит в секрете личность хозяина — дона Диего де ла Веги. Добродушный кабальеро Диего в обычное время притворяется ленивым и безвольным аристократом, но того требует двойная жизнь. Когда он надевает чёрное одеяние, то превращается в сильного и благородного рыцаря, который защищает обездоленных.

На заре справедливости

Зорро придумал американский писатель Джонстон Маккалли. Неизвестно, кто вдохновил автора на создание образа Зорро. За вековую историю персонажа появилось множество предположений, кто из исторических личностей мог стать прообразом мстителя в маске.

Одним из вдохновителей называют Уильяма Лэмпорта — ирландского авантюриста, прославившегося либеральными взглядами. Сосланный в Мексику, Лэмпорт предлагал провести земельную реформу и ограничить полномочия испанского монарха конституционными законами! Итог предсказуемый — его обвинили в чёрной магии и сожгли на костре.

Другой кандидат — Хоакин Мурьета, прибывший в Калифорнию во времена золотой лихорадки. Самая известная версия биографии бандита запечатлена в книге Джона Риджа «Жизнь и приключения Хоакина Мурьеты: прославленного калифорнийского бандита» (The Life and Adventures of Joaquin Murrieta: The Celebrated California Bandit).

Согласно книге, американские старатели изнасиловали и убили жену Мурьеты в отместку за отказ передать им рудник, он собрал банду единомышленников и стал мстить всем бандитам в округе. Отнятое у преступников золото они раздавали жителям. В итоге, из жестоких линчевателей, ведущих собственную вендетту, банда Хоакина Мурьеты в глазах людей превратилась в борцов за справедливость и защитников рабочего слоя мексиканцев.

Закончилась история по-голливудски: в 1853 году отряд из 20 рейнджеров, ветеранов американо-мексиканской войны, под предводительством Гарри Лава выследили банду и уничтожили её участников. Голова Хоакина Мурьеты по версии разных источников оценивалась от $1000 до $6000.

Борьба Зорро с элитой роднит героя с Робином Гудом, но вряд ли именно персонаж английских преданий стал прототипом испанского мстителя.

Наиболее вероятным вдохновителем рыцаря в маске стал литературный персонаж Перси Блейкни — главный герой приключенческого романа Эммы Орци «Алый Первоцвет». Сюжет книги повествует о временах французской революции. Как и Диего де ла Вега, Перси перевоплощается из денди в защитника французских аристократов по имени Алый Первоцвет. У него есть свой знак — полевой цветок, который он использует вместо подписи. Эта деталь общая для героев обоих произведений — Зорро оставляет после себя фирменный знак Z.

Рождение легенды

Первый роман о Зорро, «Проклятие Капистрано», вышел в 1919 году. В книге было два протагониста: дон Диего Вега (фамильная приставка «де ла» в имени героя появится позже) и загадочный мститель Зорро (в переводе с испанского — «лиса»). Сейчас всем известен человек, скрывающийся под маской воина-лисы. Во времена выхода книги читатель вплоть до финала находился в одном с персонажами книги положении, не подозревая о секрете дона Веги.

Пока нерасторопный Диего Вега просил руки у дочери опального дона Карлоса Пулидо, Зорро сражался с помешанным на его поимке сержантом Гонсалесом и коварным капитаном Хуаном Рамоном. Поэтому сердце Лолиты Пулидо покорил не безжизненный нерешительный богатенький сынок, которого сыграл Диего, а благородный и загадочный смельчак Зорро.

Финальные события романа вынуждают Зорро раскрыть свою личность общественности, после чего Вега предлагает руку и сердце Лолите, а сам вешает чёрный плащ на гвоздь.

Спустя столетие о книги знают и помнят немногие. За невероятную популярность прообраза современных супергероев ответственен двухчасовой немой фильм «Знак Зорро» (1920), вышедший спустя год после публикации романа. Картина не только принесла герою всемирную популярность, но и положила начало студии United Artists — впоследствии она выпустила «Апокалипсис сегодня» и множество фильмов о Джеймсе Бонде.

Основатель студии, актёр Дуглас Фэрбенкс, сам исполнил роль почтительного Диего Веги и неуловимого Зорро. Режиссёр Фред Нибло пять лет спустя отметился в истории кинематографа, как создатель самого дорогого немого фильма — «Бена-Гура: История Христа».

Лента о бесстрашном рыцаре-лисе Зорро прогремела на экранах кинотеатров, собрала хорошую кассу (сколько точно заработал фильм, неизвестно) и принесла всемирный успех… нет, не Джонстону Маккалли, а персонажу его книги.

Автор оригинального романа ничуть не растерялся и занялся продолжением приключений мстителя. Зорро спешно вернулся с пенсии уже в 1922 году. Вторая часть, The Further Adventures of Zorro («Дальнейшие приключения Зорро»), рассказывала о противостоянии героя и… пиратов! Даже эта победа не завершила борьбу Зорро за душу Калифорнии — последовало свыше 60 историй о персонаже.

Дальнейшие приключения Зорро на экранах

Успех первой экранизации романа Маккалли повлёк многочисленные продолжения и ремейки. В 1940 году в кинотеатрах вышла лента «Знак Зорро» с Тайроном Пауэром в главной роли. А спустя 17 лет персонаж добирался до телевидения. В 1957 году телеканал Disney запускает сериал про становлении героя — в первой серии Диего де ла Вега в исполнении Гая Уильямса по просьбе отца возвращается в Калифорнию и втайне становится неуловимым мстителем Зорро.

Следующим плащ Зорро примерил Ален Делон в итало-французском фильме «Зорро» 1975 года. Авторы картины отошли от оригинальной истории Зорро, представив собственную интерпретацию героя. Место действия перенесли в вымышленную испанскую колонию Нуэва Арагон, губернатором которой становится Диего по последней просьбе своего убитого друга Мигеля. Разыгрывая избалованного губернатора, он под маской Зорро вдохновляет жителей колонии на борьбу против произвола местной власти.

Ждать возвращения героя на экраны пришлось больше двух десятилетий. В 1998 году в фильме «Маска Зорро» мы видим очередную интерпретацию дона Диего де ла Веги, сыгранную Энтони Хопкинсом. Правда, здесь ему отведена роль второстепенная — в центре повествования передача плаща Зорро преемнику в лице Алехандро Мурьеты (Антонио Бандерас). Постаревший Диего де ла Вега уже не может перевоплощаться в Зорро, да и его давний враг Рафаэль Монтеро знает секрет мстителя.

Впервые за долгое время киновоплощение персонажа перестаёт топтаться на одном месте, развивая характер и идею героя. Диего де ла Вега постарел, но Зорро умереть не может, он бессмертен. Став для Алехандро наставником, Диего передаёт свои умения и свою мудрость следующему защитнику угнетённых. Вполне вероятно, когда Алехандро уйдёт на пенсию, ему на смену придёт новый герой, который продолжит борьбу предшественников.

Примечательно, что авторы картины берут за основу сюжета историю Хоакина Мурьеты, вводя его в сценарий второстепенным персонажем. История киношного бандита похожа на описанную в книге Риджа: вместе с бандитом по прозвищу Трёхпалый Джек он грабит аванпосты на территории Калифорнии. Сценаристы дополняют его историю вымышленным братом Алехандро и используют для завязки сюжета. После канонической смерти Хоакина, Алехандро в стремлении отомстить его убийце, Хариссону Лаву, встречается с Диего де ла Вегой. У последнего личный счёты с партнёром Лава — Рафаэлем Монтеро.

Тема преемственности отчасти продолжается в сиквеле картины. Алехандро в «Легенде Зорро» (2005) становится отцом. Его сын Хоакин восхищается героизмом и храбростью Зорро, по незнанию обвиняя отца в трусости. Когда в финале Алехандро раскрывает свой секрет сыну, нетрудно предположить, что если жителям Калифорнии однажды вновь потребуется помощь, маску Зорро может надеть уже его сын.

Культурное наследие Зорро

Влияние Зорро на мировую культуру велико, американскую же оно изменило кардинально. Не пройдёт и двух десятилетий перед появлением супергеройских комиксов о Супермене, Бэтмене и других маскированных защитниках справедливости. Подавляющее большинство супергероев держат свою личность в секрете, ведут двойную жизнь, отличаясь лишь символами и набором сверхспособностей.

Особый случай — Бэтмен. Брюс Уэйн разыгрывает для общественности роль избалованного миллиардера, переодеваясь по ночам в костюм летучей мыши. Подобно Зорро, Бэтмен добивается справедливости для жителей своей маленькой родины — мегаполиса Готэма. Вместо коня Торнадо у него бэтмобиль, вместо верного слуги Бернардо — дворецкий Альфред.

Сходство персонажей подчёркивается маленькой деталью, которая часто встречается в произведениях о Бэтмене: родителей Брюса убивают после сеанса «Знака Зорро». Просто присмотритесь к вывеске кинотеатра в комиксе Фрэнка Миллера «Возвращение Тёмного рыцаря» или афишам в фильме «Бэтмен против Супермена».

Бэтмен становится современной версией Зорро, где бедная испанская Калифорния заменена на современный мегаполис, погрязший в коррупции, нищете и социальном неравенстве. Проблемы социального расслоения и социальной несправедливости оказались настолько важными и болезненными сначала для США, а затем и для всего мира, что наследие Джонстона Маккалли процветает даже спустя столетие.

ДЕЛО №2: ДЖАНГО

На нём синее потрёпанное пальто и чёрная шляпа. За собой он упрямо тащит внушительных размеров гроб. Что внутри мы узнаем лишь ближе к середине фильма, пока это лишь символ груза, который несёт герой — возлюбленная Джанго погибла. Сам герой в это время, вероятно, сражался в Гражданской войне на стороне северян.

Расцвет спагетти-вестернов

Картину «Джанго» (1966) во времена популярности спагетти-вестернов снял итальянец Серджио Корбуччи. Обсуждая фильм, невозможно не вспомнить творчество соотечественника Корбуччи, Серджио Леоне. В 1966 году режиссёр снял заключительный фильм своей долларовой трилогии, «Хороший, плохой, злой» и был самым известным режиссёром спагетти-вестернов в мире.

Неудивительно видеть влияние его работ в «Джанго». Образ главного героя явно писался под вдохновением от Человека без имени в исполнении симпатичного харизматичного Клинта Иствуда. Оба персонажа одиночки, превосходно владеют оружием, а об их прошлом зрителю почти ничего неизвестно.

Оба попадают в эпицентр схожих конфликтов: Джанго прибывает в маленький городок на границе с Мексикой, который раздирают две конкурирующие группировки. В такое же положение попадал герой Иствуда в картине «За пригоршню долларов» (1964). Герои переживают историю, вдохновлённую «Телохранителем» Акиры Куросавы, однако цели двух стрелков-одиночек отличаются. Человек без имени действует из альтруистических побуждений, пытаясь защитить жителей города. Поведение Джанго определяют эгоистические мотивы — отомстить убийце его возлюбленной, майору Джексону.

Главное различие фильмов заключается в настроении. Серджио Корбуччи показывает Дикий Запад в несвойственной картинам Леоне манере: фронтир безлюден, везде грязь и бесконечные кладбища. Финальный штрих — насилие, благодаря которому ленту после выхода признали самым жестоким фильмом в истории.

Образ Джанго пока максимально далёк от тарантиновского. Героя не заботит помощь окружающим — он жаждет лишь отмщения. Предоставив мексиканцам преимущество над бандой расистов под управлением Джексона, он пытается украсть у своих партнёров золото и сбежать. Вскоре приходит расплата: мексиканцы ломают вору пальцы, однако в финале герою удаётся победить майора Джексона.

Одного мастерского владения огнестрельным оружием герою недостаточно, считает Корбуччи, а потому наделяет героя дополнительным преимуществом, близким к суперсилам. В гробу, который таскает за собой Джанго, припрятан автоматический пулемёт с чудо-свойствами: патроны не заканчиваются, отдачи тоже нет.

Продолжение последовало через двадцать лет после выхода оригинала, в 1987 году. «Джанго 2: Возвращение» (в США его показывали под названием «Джанго наносит ответный удар») снял малоизвестный итальянский режиссёр Нелло Россатти. После ухода в закат Джанго начал мирную жизнь монаха в монастыре Сан-Доминго.

Беззаботную пенсию приходится прервать, ради спасения дочери Марисоль из рук одиозного рабовладельца Эль Дьябло. Отыскав старый пулемёт, Джанго даёт отпор безжалостным рабовладельцам и спасает дочь. В финале герой отправляется в путешествие по стране, чтобы помочь другим нуждающимся в защите людям.

В 2016 году была информация, что историю Джанго хотят продолжить в картине «Джанго жив!» (Django Lives!). К роли стрелка-одиночки обещал вернуться Франко Неро, но с 2017 года никаких подробностей проекта не появлялось.

Подражатели и последователи

Франко Неро сыграл своего персонажа в двух фильмах, однако уже после выхода оригинальной картины Серджио Корбуччи, Джанго получил огромную популярность. Спагетти-вестерны переживали бум, поэтому неудивительно наличие свыше трёх десятков фильмов с именем Джанго в названии. Из них лишь несколько использовали персонажа с этим именем в сюжете — в остальных герой появился по вине локализаторов, которые хотели поднять интерес к малоизвестным лентам.

Интерес к суровому непобедимому Джанго пропал вместе окончанием эпохи вестернов. В следующий раз знакомое имя появляется в пародийной картине японского режиссёра Такеши Миике «Сукияки вестерн Джанго» (2007). Название фильма обыгрывает название жанра спагетти-вестернов: сукияки — это японская лапша.

Снова маленький городок, снова две конкурирующие банды, снова стрелок-незнакомец. Позже появляется гроб с пулемётом в память о вестерне Корбуччи. Сам Джанго в японской версии — маленький мальчик, лишившийся родных по вине бандитов. Фильм совсем не представлял бы интереса для истории персонажа, если бы не Квентин Тарантино в роли бандита Ринго.

Тарантиновская эпоха

Неизвестно подтолкнули съёмки в японском ремейке Тарантино к созданию собственной интерпретации легендарного героя или вышло забавное совпадение. По словам Квентина, «Джанго освобождённый» начался со вступительной сцены, которая однажды возникла в его воображении. Ночной лес; движущаяся колонна рабов; внезапно из темноты выезжает повозка, управляет которой интеллигентный немец-дантист; когда он добирается до колонны рабов, то покупает раба, представляющегося именем Джанго.

Тарантино любит оставлять в своих фильмах отсылки. В одном из интервью он признался, что делает это бессознательно. Возможно, так вышло и с Джанго. Режиссёр неоднократно называл Серджио Корбуччи своим любимым режиссёром, а его персонажа — героем американского фольклора. Неудивительно, что из-под пера главного голливудского синефила выходит новая интерпретация именно этого героя.

Жанр картины — спагетти-вестерн, но сам Тарантино описывает его, как «сазерн» (от английского southern — «южный»). И, правда, действие фильма происходит не на Западе США, как в классических спагетти-вестернах, а на рабовладельческом Юге. Роль Джанго Фримена досталась Джейми Фоксу.

Современный Джанго стал чернокожим рабом, которого в начале фильма покупает и освобождает вежливый и добродушный с виду доктор Шульц. Настоящая профессия доктора — охотник за головами. С помощью Джанго он находит нескольких преступников, после чего предлагает своему попутчику стать напарниками.

Заглавную мысль красиво оформляет баллада «Джанго» аргентинского и итальянского композитора Луиса Бакалова, написанная ещё для оригинального фильма. Сюжет баллады повествует о герое Джанго, страдающем из-за утраты возлюбленной. Музыкальная тема не только отсылает к оригинальному фильму, но и становится преамбулой к истории тарантиновского Джанго, тоже разлучённого со своей женой.

После выхода «Джанго освобождённого» Тарантино занялся написанием романа-продолжения — «Джанго в белом аду» (Django in White Hell). По задумке режиссёра-писателя, Джанго оказывался в маленькой галантерее во время метели, вместе с несколькими незнакомцами.

Режиссёр рассказал, что при написании книги столкнулся с проблемой — что-то в истории мешало повествованию. Вскоре Тарантино понял, что проблему создавал сам Джанго: герой не вписывался в мрачную историю о нескольких негодяях, запертых в одном помещении. Джанго превратился в охотника за головами майора Маркуса Уоррена, а книга — в «Омерзительную восьмёрку», восьмой фильм режиссёра.

Тем не менее, Джанго в исполнении Джейми Фокса вернулся на экраны в эпизодической роли в пародийной картине Сета Макфарлейна «Миллион способов потерять голову» (2015). В небольшой сцене во время финальных титров герой приходит на окружную ярмарку и убивает владельца аттракциона «Беглые рабы». Сцену добавили в фильм из-за негативной реакции зрителей скрин-теста на сцену с этим аттракционом.

ДЕЛО №3: ДЖАНГО/ЗОРРО

Оба героя — во многом, комиксные персонажи. Зорро наряду с мифическими героями, стал прародителем бесстрашных супергероев, сражающиеся со злом уже не одно десятилетие. Тарантино уподобляет Джанго мифическим героям, рифмуя борьбу протагониста за свободу своей возлюбленной Брумхильды с сюжетом германской средневековой поэмы «Песнь о Нибелунгах».

Джанго становится одним из мифических героев, которые вдохновили супергероев, а потому отлично чувствует себя в рамках супергеройской истории. Как Зорро символизирует справедливость для жителей Верхней Калифорнии, так и Джанго становится символом свободы для рабов.

За встречу Зорро и Джанго ответственен основатель издательства комиксов Dynamite Entertainment Ник Баруччи. Издательство не раз сталкивало храброго рыцаря в чёрном с другими героями вестернов, в том числе с близким по духу Одиноким рейнджером. Кинозрители вспомнят героя по одноимённому фильму 2013 года с Арми Хаммером и Джонни Деппом в главных ролях. Тарантино понравилась идея сделать героев напарниками и он стал работать над историей.

Технически, «Джанго/Зорро», скорее, спин-офф «Джанго освобождённого», нежели полноценный сиквел. События разворачиваются во времена гражданской войны. Свою возлюбленную Джанго отправляет в Филадельфию, а сам продолжает отыскивать разыскиваемых преступников.

Выслеживая очередную жертву, он знакомится с доном Диегой де ла Вегой. Пожилой кабальеро нанимает стрелка своим телохранителем и вместе они отправляются в Аризону, чтобы остановить хитрого и безжалостного герцога Гюрко Лэнгдона, называющего себя эрцгерцогом аризонским.

Тарантино позаботился, чтобы придать комиксу настроение кинофильма: кровавые перестрелки, резкий монтаж и саундтрек. Вы не ослышались! В конце каждого выпуска автор оставил список из нескольких композиций, подходящих по настроению к этому номеру. Как и в саундтреке «Джанго освобождённого», в подобранном плейлисте много классики вестернов и, конечно, рэпа.

Серия комиксов немного расширяет вселенную «Джанго освобождённого»: в сюжете фигурирует ЛеКвинт Дики — владелец горнодобывающей компании, куда собирались продать Джанго после смерти Кэлвина Кэнди; а во флэшбеках возвращается близкий друг героя доктор Шульц.

К событиям комикса Диего постарел, но не отказался от защиты попавших в беду людей. Напротив, он расширил свою деятельность с Калифорнии до нескольких соседних штатов.

Оказавшись в Аризоне, напарники начинают освобождать рабов, прокладывающих через штат железную дорогу. Во время финального противостояния Лэнгдона убивает собственная жена, прекращая бойню между людьми эрцгерцога и героями.

Сценарий серии комиксов написал сам Квентин Тарантино, а за художественную часть отвечали Мэтт Вагнер и Эстев Поллс. Вагнер до этого работал над историями про Зорро и Бэтмена для Vertigo — подразделения DC Comics, занимающегося выпуском взрослых и мрачных комиксов. Всего вышло 7 выпусков в период с 2014 по 2015 год.

В 2017 году из слитой переписки продюсера Sony Pictures Эми Паскаль и Квентина Тарантино стало известно, что компания рассматривает возможность экранизации комикса. Затем проект пропал из общественного поля, пока в июне 2019 года издание Collider не сообщило о назначении Джеррода Кармайкла сценаристом проекта. Неизвестно, кто займёт режиссёрское кресло, но рассчитывать на возвращение к истории Квентина Тарантино не стоит: постановщик давно заявил, что собирается завязать с режиссурой после 10 фильмов.

Шансы увидеть Джанго в исполнении Джейми Фокса, напротив, высоки. Актёр положительно отреагировал на продолжение истории своего персонажа в виде комиксов, да и к этой роли он возвращался в пародийном фильме «Миллион способов потерять голову».

С ролью Зорро сложнее. Если сценаристы не отважатся заменить Диего де ла Вегу на Алехандро Мурьеты, мы увидим новое исполнение старого героя. Впрочем, ничего плохого в это нет — каждому поколению свой благородный защитник справедливости.

 

Источник

Читайте также