Истоки космической оперы

Кто придумал этот термин? А кто популяризировал? Разбираемся!

Привет, DTF! Сегодня Краудрепаблик образовательный. Рассказываем про жанр, который некогда считали бульварным чтивом, а теперь без него вряд ли получится представить фантастику. Материал приурочили к нашей кампании по изданию фантастических книжек, не пропустите!

Считается что сформировался жанр в 40-ых годах прошлого века, хотя самым первым произведением, которое причисляют к этому подвиду фантастики стал «Космический жаворонок» Эдварда «Дока» Смита, вышедший в журнале Amazing Stories в 1928 году. Именно этот роман заложил фундамент жанра. Почему же тогда старт развития жанра — сороковые? Потому что именно тогда появился термин «Космическая опера».

В 1941 году, писатель Уилсон Такер иронично рассуждал о успевших уже стать мейнстримными тогда романах про космические приключения:

«В наши беспокойные дни, когда все придумывают новые термины, можно предложить ещё один. Вестерны называют „лошадиными операми“, утренние слезодавительные шоу для домохозяек — „мыльными операми“. А для этих замызганных, скрипучих, пованивающих, затасканных космических небылиц, или, если уж на то пошло, всяких спасений мира, можно предложить „космическую оперу“».

Так и появилось определение этого жанра, носящее на себе отпечаток пренебрежительного отношения и некой насмешливости. Правда с тех пор столько воды утекло, и появилось такое невероятное количество действительно годных произведений, что все уже и забыли в чем тут была шутка. Начиная с сороковых годов начинается переосмысление космических романов, и космоопера все больше начинает отдаляться от «бульварного чтива», коим их изначально считали.

В шестидесятых публика называет космооперой приключенческую фантастику, в основе которой лежат межпланетные конфликты. У жанра выделяются 3 основных определяющих характеристики:

  • Всегда должны быть космические корабли и путешествия по космосу.
  • Всегда есть конфликт, который становится поводом для захватывающего сражения.
  • Космоопера, как правило, многотомная и редко ограничиваются одной-двумя частями, что опять же роднит ее с вестернами.

Мы уже упоминали, что первым романом, который считается родоначальником жанра, стал «Космический жаворонок», теперь расскажем про него чуть подробнее. Эдвард «Док» Смит начал писать эту книгу еще в 1915 году, прежде чем попасть в руки читателей, роман получил множество отказов издательств, но все же, в 1928 году был издан в журнале Amazing Stories, и был очень тепло принят публикой! Он быстро завоевал популярность. Представляем, как кусали себе локти издатели, отказавшиеся публиковать такой бриллиант. Роман Эдварда запускает моду на космические приключения.

Тридцатые годы XX века становятся золотым веком для космической фантастики. Писатели, охваченные восторгом перед огромным простором для фантазии и творчества, выдают какое-то невероятное количество сюжетов, в которых переплетаются истории про космических пиратов, исследователей просторов космоса, контрабандистов, и даже политические игры, и интриги межгалактических правительств. Сам «Док» Смит издает грандиозную сагу «Ленсмены», которая становится одним из самых каноничных представителей жанра. Нужно сказать, что центром этого цикла становятся эпичные битвы, и постоянный экшн, в те времена, чтобы впечатлить читателя этого было достаточно, так что как представители своего времени «Ленсмены» стали действительно значимой группой произведений.

Вторым столпом жанра стал Эдмонд Гамильтон. Первой космооперой автора стала повесть «Гаснущие звезды», и с первого же произведения виден самый любимый сюжет автора — разрушение и спасение миров. В «Гаснущих звездах», например, некая звезда сходит со своей орбиты и надвигается на солнечную систему, угрожая ее уничтожить. Многие исследователи жанра считают, что Гамильтон один из самых многогранных и плодовитых фантастов того времени, у него был свой узнаваемый стиль и чувство вкуса, поэтому его сюжеты никогда не скатывались в нечленораздельные фантазии о гигантских кораблях и невероятных сражениях по поводу и без (а в те времена таким грешили многие). Кроме прочего, Эдмонд Гамильтон первый создал франшизу-космооперу — «Капитан Фьючер», именно это произведение послужило вдохновением для создателей «Звездного пути».

А пока предлагаем присоединиться к нашей кампании по изданию фантастического романа в жанре современной космооперы «Сумерки Империи: Расколотая бездна». Его написал лауреат «Хьюго» Тим Пратт.

Знакомый игрокам сеттинг, множество удивительных рас, интриги коварных властителей и битвы звёздных флотов!

#crowdrepublic #чтопочитать #космическаяопера

 

Источник

Читайте также