Задавать эти вопросы обидно, потому что сюжет легко можно было немного докрутить и эти дыры исчезли бы, а сюжет стал бы логичнее и сильнее.
Исправляем
Ниже я предложу несколько вариантов, но общим для них хочу сразу сделать одно — Прайс не сбегал из психушки по собственной воле, это осознанное решение. Это необходимо, чтобы не принижать его гений перед зрителем.
Он научился покидать палату и сидеть в сети из подсобки, днем притворяясь коматозником и усыпляя бдительность персонала. После того, как его преступления стали известны публике, у него появились шизики-сторонники и фанаты, сайт небольшого культа. Он взял этих апостолов в оборот и получил агентов, выполняющих его поручения во внешнем мире. Он у нас мастер манипуляции, чем он хуже какого-нибудь реального лидера культа?
Первый вариант финала, минимально Шьямалановский
Убираем культ клевера вообще. Никто на суперов не охотится, а доктор — просто доктор. Тот факт, что отец Зверя разбился на том же поезде, что и Данн, я бы тоже выкинул, потому что это твист ради твиста, не дающий ничего особенного. Соответственно, Прайс через своих сообщников устроил встречу Данна и Крамба, а затем вызвал туда полицию, чтобы их притащили к нему, и он мог получше узнать Зверя.
Допустим, Шьямалан все же находит бюджет для того, чтобы снять финальную битву в небоскребе. Зверь уезжает с Прайсом и медсестрами-заложницами в фургоне. Данн сидит перед стальной дверью — он либо не пытался ее выбить, либо так и не смог. Она открывается сама, на пороге стоит доктор.
— Вы должны его остановить. Только вы можете…
— Вы же сказали, что я никакой не супергерой — и вы были правы, я всего лишь…
— Необязательно иметь сверхспособности, чтобы быть героем. Вы помогали людям, и сейчас людям в том небоскребе понадобится ваша помощь.
Дальше кадр с Данном, несущемся на мотоцикле к зданию, он совершает пару рисковых трюков, чтобы объехать пробку и нагнать застрявший в траффике фургон злодеев. Данн останавливается у подножья здания и смотрит вверх.
— Ненавижу небоскребы.
Дальше Дэвид находит Зверя наверху небоскреба, отвлекает его внимание на себя и уводит в еще закрытую для публики часть здания, где находятся и описанные Стеклом лаборатории. На стене надпись — «пожарная система на ручном контроле». Детекторы дыма, которые могли бы сработать от любого химического эксперимента и затопить дорогое оборудование, тут не ставили.
Как только Зверь заходит в помещение, Данн поджигает разлитую по полу горючую смесь — та отрезает Зверю выход. Дэвид поднимает самодельный факел.
— Звери могут быть сильнее, быстрее и выносливее людей…, но они все боятся огня.
Зверь шипит, но отшатывается от пламени. Огонь отражается в его зрачках. Данн тычет в него факелом, Зверь рычит, отступая, пока не оказывается окружен пламенем со всех сторон, он скулит, кашляет и падает на четвереньки. Затем внезапно перестает дрожать, медленно выпрямляется и оправляет брюки.
— Your problem, Mr. Dunn, is that you are alone. But we are many.
(«Ваша проблема, мистер Данн, в том, что вы один. Нас же — много»).
Патриция спокойно перешагивает через пламя, карикатурно поддерживая брюки как длинный подол, разбивает стекло на пожарной сигнализации и дергает рычаг, включаются форсунки под потолком.
Данн пятится под потоками воды, ему все сложнее дышать, факел в его руках тухнет, огонь вокруг тоже начинает гаснуть. Зверь снова атакует, Данн вяло отмахивается, пытается отползти. За окном появляется вертолет, раздается выстрел, но Зверь не обращает внимания на рану в плече, продолжает избивать Дэвида. В вертолете докторша заставляет снайпера опустить винтовку — вы можете попасть в Данна! Она достает прожектор и выдает вспышку.
Зверь замирает и личность меняется — теперь это Деннис. Он оглядывается вокруг, подходит к едва живому Дэвиду — тот лежит рядом с декоративным фонтаном в полу или просто низким резервуаром. Данн пытается отшатнуться, когда Деннис наклоняется над ним, но тот просто опускает руки в воду и медленно, но тщательно смывает с них сажу и кровь.
— Неважно, кто из нас сделает это, мистер Данн. В вашем текущем состоянии с вами справится и ребенок.
Он хватает Дэвида за шею и начинает топить в резервуаре. Доктор снова включает вспышку, затем еще одну, личности меняются, кто-то в испуге отшатывается от полумертвого Дэвида, но вспышки становятся все слабее, а затем прекращаются вовсе — батарея села. Хэдвиг «перехватывает свет», склоняется над Данном и говорит:
— Простите, но они обещали, если я сделаю это, они дадут мне увидеться с Кейси.
Продолжая болтать о том, как он любит Кейси и чем они займутся на свидании, Хедвиг держит голову Данна под водой. Тот начинает терять сознание, в его голове эхом отдаются слова Патриции: «Ваша проблема, мистер Данн, в том, что вы один».
В дверях появляется сын Дэвида и стреляет в Хедвига (из того же пистолета, из которого хотел стрелять в отца в «Неуязвимом»), тот падает на пол с дырой в груди и изумленным выражением лица. Пока сын откачивает Данна, прибежавшая с ним Кейси бросается к Кевину и тот умирает у нее на руках, сменив несколько личностей, как и в оригинальном фильме.
Стекло арестовывают и упаковывают в машину, он кричит:
— В следующий раз я придумаю для вас нечто еще более увлекательное, мистер Данн.
Второй вариант финала, средне-Шьямалановский
Культ возвращается на место. Стекло сидит в психушке, с помощью своих последователей ищет других суперлюдей, а затем стравливает их друг с другом. Например, они находят подростка, умеющего управлять огнем и девочку с ледяными суперсилами — и решают их поссорить. Но тут случается странное — оба супера мистическим образом почти в одно и то же время пропадают или попадают в несчастные случаи, несмотря на то, что даже не знали друг друга и жили в разных городах.
Прайс начинает подозревать о существовании культа Клевера — кого-то, кто активно выкашивает героев. Стекло продолжает копать в эту сторону и находит еще ряд случаев, где есть подозрения, что человек с намеком на необычные силы погиб при странных обстоятельствах. Обнаруживает он и единственного человека, контактировавшего в двумя-тремя подобными жертвами, даму-психиатра, которая специализируется на «мании супергеройства».
Прайс начинает работать над планом срывания покровов с таинственной организации, когда к нему подселяют Зверя и Неуязвимого…
Изменения в финальной битве минимальны — Зверь и Неуязвимый дерутся на парковке больницы, снайпер с татуировкой клевера (которую нужно показывать мельком, а не держать на ней камеру три минуты) убивает Зверя, пытается пристрелить Дэвида, но пули отскакивают от него, тут же другой оперативник подскакивает Данна к луже и топит — резко и внезапно (не держим план полчаса, размывая весь эффект), чтобы зритель успел ошалеть от того, что всех героев перебили. И тут же мы слышим стрекот, психолог поднимает глаза и видит вертолет новостной службы, ведущий прямой репортаж.
В этой версии она не говорит ничего про «все трое настоящие», не держит Данна за руку, мы не знаем ничего ни о ее причастности, ни о действиях Стекла и том, сколько ему известно.
Следующая сцена — психолог на телеинтервью. Ведущая спрашивает ее:
— Вы посвятили свою карьеру доказательству того, что все те, кто считали себя супергероями — психи…
— Люди с маниакальным расстройством.
— Хорошо, люди с маниакальным расстройством — но выходит, что они действительно обладали сверхспособностями. В сети доступны сотни роликов с камер видеонаблюдения больницы, которые можно было бы назвать подделкой, если бы CNN не показала финал драки в прямом эфире нам показывают запись эфира с пулями, отскакивающими от Данна. Плюс имеются сотни очевидцев показывают записи с сотовых — на крышах ближайших многоэтажек как раз в это время некая компания проводила рекламную акцию — раздавали бесплатные напитки, дождевики и… бинокли. Как только раздались выстрелы со двора больницы, люди начали разглядывать двор — и увидели все своими глазами. Это заставило вас пересмотреть свои взгляды? Думали ли вы о том, что некоторые из ваших старых пациентов, которых вы убеждали в их ненормальности, могли действительно обладать сверхчеловеческими способностями?
— Психология никогда не была точной наукой, нам всегда остается лишь стараться как можно лучше понять пациента…
— А что вы думаете о комиксе? Вы же видели комикс, который якобы нарисовал сам Элайджа Прайс? Там изображается не только бойня на парковке, но и рассказывается о том, что к ней привело. О некой тайной организации, которая охотится за сверхлюдьми и убивает их, чтобы публика ничего не узнала. Все эти люди в масках, убившие ваших пациентов прямо в эфире новостей — их сейчас допрашивают. Это явно не обычные полицейские, ФБР объявило о том, что займется расследованием на федеральном уровне…
— Нет, я не читала комикс, но…
— Зря, Прайс нарисовал вас с роскошной шевелюрой, а еще — он предполагает, что и вы…
— Вы правда верите, что это был он? Я наблюдала его круглосуточно, он был не в состоянии разговаривать, не то чтобы что-то рисовать, к тому же он, к сожалению, тоже погиб в этой перестрелке.
— А, так вы не знаете? Комикс вышел за несколько дней до бойни в больнице. Как Прайс или кто-либо еще могли знать о том, что произойдет? Да, там отличаются детали, но в общем и целом… Как вы это объясните без суперспособностей?
— Я…
Переключаемся на сцену на улице, психолог идет с опущенной головой, замечает магазин комиксов, заходит, находит на полке нужный — прямо на витрине горячих новинок у входа. Открывает дрожащими руками и листает — и перед нами проносятся все действия Прайса — как он следил за камерами, стирал записи и т. д. Она долистывает до сцены с собой, где, поверив в то, что Элайджа в полной отключке, говорит в мобильный при нем (он рисует себя на заднем плане с комичными Z-z-z в спич-бабле и слюной изо рта): «Да, все трое настоящие, но я почти убедила их. Прошу дать мне еще время, Прайс уже прошел обработку и не опасен, Данн и Крамб на очереди».
В панике доктор захлопывает комикс и бросает его на полку, затем все-таки подбирает и идет к кассе. Она протягивает деньги, и ее рука попадает под ультрафиолетовую лампу для проверки купюр — клевер проявляется на секунду на ее запястье. Она убирает руку, и татуировка пропадает снова — никто ничего не замечает.
Этот вариант меняет план Прайса — с довольно бесполезного доказательства (которому все равно никто не поверит, потому что нет очевидцев, а записи можно подделать), что супергерои существуют, на изобличение культа. Если люди поймут, что есть секретная организация, убивающая металюдей, и в самих металюдей поверить проще, и исправить ситуацию реально. Если культ лишится секретности, распадется или попадет в руки властей, сверхлюди перестанут умирать и станут известны всем.
Мы выкидываем все затянутые откровения, тыканье татуировками в лицо и сцены встреч культа — это лишнее и лишь размывает эффект.
Прайс выглядит гением и манипулятором, который способен был просчитать исход и организовать все так, как ему нужно, чтобы культисты думали, что их никто не видит и что выбора у них нет — надо срочно убивать Зверя и Неуязвимого. Мистер Стекло заставил их проявить себя и через собственных последователей организовал толпы очевидцев, затеяв фальшивую рекламную акцию на крышах. Так уже не возникает вопросов, почему фильм назван в его честь. Это его план и все упоминания комиксов становятся не так голословны, потому что его комикс становится окончательным доказательством и символом его гения — он просчитал все заранее.
Третий вариант финала, убер-Шьямалановский
В этой версии нет никаких очевидцев и вертолета, а план Прайса не в срывании покровов с культа или супергероев. Но этот финал потребует еще одного крайне фантастичного и даже притянутого за уши элемента, который, впрочем, Шьямалан мог бы себе позволить. Это же Шьямалан.
Брюс Уилли все-таки погиб в том поезде и все 16 лет не замечал, что мертв. Его суперсилы объясняются тем, что он — призрак… так, нет, это уже где-то было. Давайте по-другому.
Элайджа выпускает Зверя и Данна из палат, они начинают драку на парковке. Приезжают спецназовцы. Элайджа обращается к Данну и Зверю:
— Джентльмены, прежде чем вы продолжить убивать друг друга, обратите внимание на нашего уважаемого доктора. Она привезла с собой двух молодых людей, которые вам небезразличны. Наш доктор — совсем не та, за кого себя выдает и без сомнения сможет причинить им вред, если вы ее не остановите. Выбор за вами — ненависть или… любовь.
Противники смотрят друг на друга, затем на доктора, стоящего за спинами испуганных подростков — сына Дэвида и Кейси, выжившей жертвы Зверя. Данн и Крамб, по-прежнему косясь друг на друга, начинают медленно двигаться в сторону доктора.
Спецназовцы стреляют по ним, но пули отскакивают от Данна, а Зверь продолжает бежать, несмотря на раны. Боевики торопливо достают прожекторы и шланги, но Зверь заслоняет собой Данна, прикрывая его от потока воды, Данн швыряет огромный булыжник в прожектор и разносит его, прежде чем тот успевает выдать вспышку. Доктор достает револьвер и направляет его на сына Дэвида, спецназовец хватает Кейси и приставляет к ее горлу нож.
Данн успевает отбросить сына, и доктор промахивается, Дэвид начинает душить ее. Зверь дерется со спецназовцем, пытаясь не дать тому зарезать девушку. Он отбрасывает боевика, Кейси повисает у него на шее, говорит «Кевин» и тот переключается в основную личность. Его тут же убивает другой снайпер, Кевин умирает на руках девушки — тут та же сцена, что и в оригинальном фильме, она и так прекрасна.
Прайс же не отрывает взгляда от Данна и доктора, уже сейчас можно показать флэшбэки того, как Стекло находит статью о странной девушке, упавшей в вольер с акулами в морском зоопарке и выжившей — те словно ее не заметили. Элайджа шепчет:
— Надеюсь, я в тебе не ошибся.
Данн все еще душит доктора, та все больше ослабевает, но затем она начинает меняться, кожа выцветает, из глаз текут слезы — все сильнее и сильнее, ручьи текут по щекам, со лба, с волос, смывая краску с тела, пока оно все внезапно все не превращается в воду.
Одежда доктора падает на землю, руки Данна проходят через ее горло, доктор поворачивается спиной к Данну и шагает назад — в него. Ее водяное тело полностью обволакивает Дэвида как вторая кожа, повторяя каждое его движение. Он пытается стряхнуть с себя водяную оболочку, но та движется с ним шаг в шаг, Данн падает на колени, захлебывается, а через несколько секунд жизнь уходит из его глаз, и он падает на землю, вываливаясь из доктора (та остается стоять на коленях) — совершенно сухой.
Элайджа шепчет, глядя на Дэвида.
— Прости. Так было нужно.
Он не отрывает взгляда от доктора, та медленно возвращает себе человеческий облик, от нее пятятся ее боевики-культисты. Затем они открывают по ней огонь, и она ныряет в слив для дождевой воды. Прайс улыбается, даже когда снайпер разворачивается в его сторону. Элайджа успевает прошептать «Ка-буум» прежде чем ему простреливают голову.
Он сваливается из кресла на землю, из полы его пиджака вываливаются черновики комикса, которые разносят ветер. Камера наплывает на один из них, упавший в лужу — вода размывает красную краску, оживляя нарисованные потоки крови. На рисунке — эта же сцена, в которой Прайсу разносят голову выстрелом.
В общем, вся задумка в этом варианте в том, что Прайс догадывается о существовании культа, но не может выйти ни на одного из членов, найти хоть какие-то доказательства.
Единственный человек, который связывает убийства суперов — это доктор. Элайджа начинает копать под нее с помощью своих пособников, натыкается на заметку о ее чудесном спасении и понимает, что она сама — супер.
Возможно, она ненавидела свою «мутацию» и поэтому присоединилась к культу, чтобы охотиться на таких же уродцев, искоренять заразу. Может, присоединилась чтобы попытаться спасти тех собратьев, кого культ иначе бы просто убил. Прайсу важно одно — она ключ к уничтожению культа. Она единственная знает его членов, их явки-пароли, их планы и методы. Ее нужно заставить пойти против своих и развалить культ изнутри. Но как?
Если она — супер, достаточно будет дать знать об этом культу и доктору придется воевать с ними просто из самосохранения, они же начнут на нее охоту. Но доказательств ее способностей нет, нужно, чтобы она была вынуждена проявить их — для этого Прайсу нужно создать для нее смертельную опасность.
Данн ему для этого и нужен, он сможет добраться до нее, невзирая на выстрелы ее свиты, и им легко манипулировать через сына. Зверь тоже подходит, но он более непредсказуем и может убить доктора слишком быстро — та и отреагировать не успеет. Данн вариант более безопасный, тем более, что его слабость к воде гарантирует, что он все же не убьет доктора — мертвая она бесполезна, весь план пойдет прахом.
Как заставить добряка-Данна напасть на беззащитную женщину? Сначала нужно свести их вместе. Фдэшбек: один из адептов Стекла наряжается в подозрительный капюшон и вертится на глазах Данна, уводя его за собой — прямо к прогуливающемуся Зверю. Второй пособник толкает Данна, чтобы тот столкнулся с Кевином и получил видение, понял, где тот держит девушек (так все несколько правдоподобнее, чем-то, что Данн находит Зверя в первый же день поисков, просто натыкаясь на него на улице). Затем Прайс пишет доктору от лица другого культиста — двое суперов в промзоне, приезжай. Она забирает обоих в его психушку.
Дальше Прайс выпускает их из палат. Угроза потасовки должна быть достаточной, чтобы доктор вызвала свой культистский спецназ — культисты должны увидеть ее превращение воочию, иначе ничего не выйдет. Для этого и нужен Зверь — создать угрозу, дать повод Данну рваться из палаты, чтобы остановить маньяка. Дальше Прайс пишет доктору опять же под личиной друга-культиста — ситуация вышла из-под контроля, вам придется взять в заложники близких им людей. Если суперов не получится убить, вы должны использовать любые методы, чтобы не дать им добраться до города, где все увидят их способности.
Доктор привозит подростков в больницу, берет револьвер и надеется до последнего, что использовать его не придется, что достаточно будет просто пригрозить.
Дальше все происходит так, как Прайс и планировал. Он знал, что Данн погибнет, как и Зверь, как и он сам. Это было уже не важно — культ падет, у доктора не останется выбора. Либо она сдаст их властям, либо сама будет выслеживать и убивать бывших соратников — не важно. Главное, что суперов прекратят прятать и уничтожать, они выйдут на свет и наступит новая эра, глашатаем которой и станет Элайджа. Поэтому он и выпускает комикс со всеми запланированными событиями еще до того, как они произойдут. Чтобы никто не сомневался в том, кто за этим стоял и на что он был способен.
Можно даже отважиться на еще один финт — не показывать действия Прайса в принципе. Выдавать его за реального коматозника весь фильм. Данн со Зверем дерутся, доктор балаболит, Прайс смотрит в одну точку. Мы не показываем ни его разговоров со Зверем, ни убийства медбрата, ни проникновения к подсобку с мониторами. Зрители уверены, что Прайс реально в отключке, и удивляются, почему в его честь назван фильм. Мы даем лишь слабые намеки типа медбрат находит его в коридоре и не понимает, как он выкатился. И только в конце мы листаем комикс, оживляя его станицы реальными сценами флэшбэков, заполняя пробелы, показывая все то, что Прайс успел сделать, чтобы вызвать эту цепь событий.
Ну что, какой вариант вам нравится больше — первый, второй, третий, оригинальный или ни один из них? И что бы вы поменяли сами?
Источник