Сегодня мы с вами поговорим о русской тоске. Текст в высшей мере субъективен, опирается на чувства и эмоции, но от этого не становится менее убедительным, вы убедитесь в этом ближе к концу.
Накидаем парочку общих тезисов, чтобы вам было легче ориентироваться в тексте.
Пусть это будут: само понятие русской тоски, откуда у неё произрастают корни, как она отражается на нашей культуре, и, наконец, а плохое ли это вообще явление?
Русская тоска
Итак, что же такое русская тоска? Вы наверняка все очень хорошо знакомы с этим чувством, просто прикройте глаза и попробуйте вспомнить: Долгая поездка из института в родной город на выходные, за окном вечерняя дымка и лёгкий дождь, а из развлечений только сохранённый плейлист и вид по ту сторону окна. Чувствуете? Или может вы с компанией друзей решили собраться выпить у кого-нибудь дома. Чем заканчивается каждая такая вписка? Парой человек, которые сидят на кухне в практически полной тишине и обсуждают что-то, ведомое только им, изредка бросая задумчивый взгляд в окно.
Дорога домой с работы, ряды серых панелек, тянущиеся так далеко, что и разглядеть их конец кажется невозможным.
Эта тоска, НАША тоска сопровождает нас абсолютно везде, будь то быт, работа, музыка, фильмы, книги. Всё пост-советское пространство тоскует, но о чём же?
Я бы сказал, что тоскуем мы о чём-то недостижимом, но таком желанном. Или может мы ищем то, что может нас порадовать, но никак не можем найти? Тоже верно.
Тут всё зависит от одного человека, но и что-то общее прослеживается всегда. Как там говорилось в Анне Каренине… «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Думаю раскрыть русскую тоску как-то шире невозможно ибо это то, что каждый из нас чувствует, но вот развёрнуто описать не может, думаю вы понимаете меня.
Давайте немного разбавим поток субъективности словами профессионала. Они, несомненно так же не полностью объективны, но мнение человека, работа которого проникать вам в бестолковку, явно куда более весомо, чем моё.
Речь ниже идёт о причинах, которые могут вызывать явление русской тоски:
Откуда она возникла?
Едва ли на этот вопрос есть точный и окончательный ответ, здесь лишь можно предположить и понадеяться, что среди миллиона тычков пальцем хотя бы один попал в цель.
Мне кажется, что наша тоска неразрывна с нашей родиной. Её бескрайние просторы, суровый климат, долгая и наполненная самыми разными мрачными событиями история. Войны, революция и контр-революция, крах величайшего когда-то государства, потеря своего дома в каком-то роде. А как же далёкое прошлое? Немногочисленный народ, холод, неплодородная земля, частые интервенции, возьмём то же Иго, понимаете о чём я? Наверняка не одну сотню раз кто-то, сидя зимой в своём доме посреди сугробов и воющего ветра кричал, ударив по столу «Ну не могу больше!»
Не будем забывать и о нашей культуре. Она взращивалась в этой среде, впитала её в себя и стала проводником. Если в зарубежной литературе страдает герой, то в русской — читатель.
Культура
Давайте не будем забывать про наш богатый культурный код, сейчас нас интересует всё, что связано с тоской, грустью и меланхолией. Вы же не будете спорить, если я занесу сюда всю нашу классическую литературу? Вот то-то же. Невероятно сложная, глубокая, многосторонняя, но такая неумолимо тоскливая, тяжёлая для восприятия, в этом она уникальна. А наши фильмы? Особенно тут отличился Советский Союз. Помните «Белый Бим Чёрное Ухо»? «А Зори здесь тихие»? А «Судьбу человека помните»?
Не скрою, что мне — человеку нового поколения, человеку другой страны и других идеалов, невероятно тяжело смотреть эти великолепные произведения. «Судьба Человека» каждый раз разрывает сердце, а «Летят Журавли» могут выдавить слезу. Понимаете о чём я? Не один десяток лет мы потребляем произведения, насквозь пропитанные тоской, но почти всегда она разная, это тоже невероятно интересное явление.
Чтобы это показать давайте перейдём к музыке и возьмём что-то более новое, вдруг время затёрло и износило нашу тоску?
Давайте начнём с песни «Русская дорога» Растеряева. Задорный мотив, жизнерадостный вокал Игоря, но такие грустные строки, объединяющие весь наш многонациональный народ, с вашего немого позволения я их вставлю сюда:
«По плачущей земле, не чуя сапогов/ Наш обескровленный отряд уходит от врагов/ Питаясь на ходу щавелевым листом/ Ночуя в буераке под калиновым кустом/
Нам отдохнуть нельзя — бегом, бегом, бегом/ А наши якобы друзья засели за бугром/ И смотрят, как нас бьют, не отрывая глаз/ И только длинные дороги полностью за нас»
Игорь Растеряев
Одним из лучших примеров русской тоски в пост-советской музыкальной сфере будет являться Николай Расторгуев и группа «Любэ». Их песни тесно связаны с нашей историей, идут рука об руку с народной и военной песней, кивнём в сторону «Комбата», но нас интересует другая композиция, полная абсолютной свободы, тоски, одиночества, но при этом единства с миллионами соотечественников. Пока крики с задних рядов до вас не долетели, я назову песню. Конечно же, речь идёт о произведении «Конь». Крайне атмосферной считаю её исполнение вместе с хором, когда на взаимодействии Расторгуева и многоголосого вокала строится целостная картина всего происходящего в песне. Так, вступая в партию, хор отбрасывает одиночество человека, показывая, что он не один и его всегда поддержат и, отступая в самом конце, напоминает нам, что песня всё-таки про одного человека, про его тоску:
«Полюшко моё, родники/ Дальних деревень огоньки/ Золотая рожь да кудрявый лён/ Я влюблён в тебя, Россия, влюблён/ Золотая рожь да кудрявый лён/ Я влюблён в тебя Россия, влюблён»
Николай Расторгуев
Ну и как же в подобной теме не упомянуть нашу замечательную Земфиру. Я уверен на все 100 процентов, что вы уже понимаете, почему я её сюда вписал, однако давайте позволим насладиться её творчеством тем, кто каким-то чудом его обошёл:
«Пожалуйста, не умирай/ Или мне придётся тоже/ Ты, конечно, сразу в рай/ А я, не думаю, что тоже/
Хочешь сладких апельсинов? Хочешь вслух рассказов длинных? Хочешь, я взорву все звёзды/ Что мешают спать?»
Земфира* Талгатовна
Мы с вами просмотрели и прослушали отечественный кинематограф и отечественную же музыку, но ещё одну не менее любопытную область мы не затронули. Предлагаю вам проанализировать две картины от русских художников прошлого века. Речь пойдёт про труды Ярошенко Н.А. и Пукирева В.В.
Начнём с последнего. На картине «Неравный брак» изображено бракосочетание пожилого мужчины и юной девушки. Поднимается тема личной трагедии. Это видно как по самой невесте, так и по даме слева, свадебный венок которой может намекать на то, что она бывшая жена. Дополняет картину и отстранённая толпа, которой нет дела до происходящего.
Перейдём к картине Ярошенко «Похороны первенца». Очевидно, что она так же про личную трагедию, однако здесь она вступает в контакт с полным её принятием и пониманием. Это видно по копщику позади родителей. Если последние исполнены печали и не замечают ничего вокруг, то пожилой мужчина идёт совершенно спокойно, закуривая сигарету. Он видел всё это уже не один раз и воспринимает каждый новый случай, как должное.
Что же, в конце этого раздела вы увидели, что наша русская тоска бывает очень разной. Будь то тоска по дому, по родине, тоска по близкому человеку, любовь, куда же без неё, и ещё очень многое, что нельзя описать словами, но можно прочувствовать своим сердцем и душой. Русская тоска невероятно многогранна и… Заразительна? Не уверен, что подобрал слово правильно, но согласитесь, что соприкоснувшись с ней крайне тяжело не поддаться её влиянию.
А плоха ли наша тоска?
Пожалуй, это единственный тезис, в котором я могу говорить о чём-то твёрдо и чётко. Ответ — разумеется нет. Эта тоска, присущая нам — СНГоидам, глубока, как наши моря, многогранна, как наши просторы, богата своим содержанием и абсолютно уникальна, как каждый из нас — людей.
Наша тоска неповторима, неизбежна и так красива. Если я скажу, что это одна из вещей, которая и делает нас собой, это не будет преувеличением, напротив, мне кажется, что в чём-то такой формулировки даже не достаточно. Трудно вспомнить что-то настолько же родное и знакомое. Разве что… Любовь? Знаете, мне кажется эти два чувства во многом схожи.
Каждый чувствовал их, каждый пытался их описать и пытается до сих пор, отличным примером тому является масс медиа, но все понимают, что лучше всего это почувствовать, пропустить через себя.
Под конец хотелось бы процитировать Скиллза «Если американцы пытаются уйти от тоски, то мы её смакуем».
Спасибо, что дочитали до конца. До следующего раза, дорогие.
* — выполняет функции иноагента