Иранский кинематограф: четыре картины, вошедшие в мировую сотню лучших фильмов

Фильмы о жизни, смерти и попытках сохранить человечность в чёрством обществе.

Иранский кинематограф: четыре картины, вошедшие в мировую сотню лучших фильмов

В 2018 году телекомпания BBC предложила 209 кинокритикам из 43 стран мира выбрать сотню лучших фильмов не на английском языке. В топ картин за всю историю существования кинематографа попало сразу четыре работы иранских режиссёров. Три из них принадлежат одному постановщику — Аббасу Киаростами.

Режиссёр так аккуратно переплетает в своих фильмах художественный и документальный жанры, что в них сложно отделить, где выдуманные, а где реальные события. Ещё одна картина принадлежит самому молодому и известному на данный момент иранскому режиссёру — Асгару Фархади.

Из-за множества запретов и тем, о которых нельзя говорить, кино состоит из подтекстов и междустрочья. Несмотря на международное признание этих работ, в Иране они не получили большой популярности у зрителей и одобрения от критиков.

«Вкус вишни» (1997)

Для драмы «Вкус вишни» иранский режиссёр Аббас Киаростами в привычном для себя стиле работы выбрал непрофессиональных актёров. Будущего исполнителя главной роли, архитектора Хомаюн Эршади, он заметил в соседнем автомобиле, стоя в пробке, — и сразу же пригласил участвовать в фильме.

Большая часть картины снята в машине, режиссёр сам перемещался с водительского сидения на пассажирское, подавая реплики актёрам. Таким образом, персонажи практически не появляются в кадре вместе, а Киаростами отыгрывает каждую роль.

Бади — мужчина средних лет— решил покончить жизнь самоубийством. Для этого он выбрал необычный способ: наглотаться таблеток и лечь в могилу. Но у героя есть одна проблема — ему требуется помощник, который позже сможет его закопать. На поиски такого человека он и отправляется.

По дороге Бади встречает трёх мужчин, с которыми ему удаётся поделиться своим планом. Первым на пассажирское кресло садится солдат-курд, затем семинарист-афганец и, наконец, таксидермист-турок. Кто-то в ужасе от идеи Бади сбегает из машины, кто-то пытается переубедить героя, а кто-то делится своим опытом попытки суицида.

Фильм наполнен символизмом: герой-перс встречает трёх представителей этнический меньшинств в Иране. Все они олицетворяют три основных рода деятельности: воин, духовник, ремесленник. Каждый представляет разное поколение — молодой солдат, зрелый семинарист и пожилой таксидермист.

Главный герой ищет того, кто поможет ему, пусть даже за большие деньги, по сути совершить преступление. Ведь Иран живёт по Корану, а Священная книга запрещает самоубийство. В чём вообще причина решения Бади и почему он решил уйти из жизни именно так, остаётся только гадать.

Один из попутчиков делится с героем историей о том, как вишня спасла его от самоубийства: он решил повеситься на ней, но перед этим попробовал ягоды с дерева. Ради их вкуса он и остался жить.

В 1997 году фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Впервые за всю историю приз достался иранскому режиссёру. Позже фильм различными изданиями был включён в десятку лучших фильмов 1997 года и Каннского кинофестиваля за всю историю его существования. В рейтинге BBC ста лучших фильмов на иностранном языке «Вкус вишни» занимает 97-е место.

«Где дом друга» (1987)

Название для фильма режиссёр Аббас Киаростами позаимствовал у знаменитого иранского поэта Сепехри Сохраб, которого дети проходят в школах. Поэтому для иранского зрителя фильм имеет особое звучание. В главных ролях в драме снялись мальчики-братья и, как это обычно было у Киаростами, непрофессиональные актёры.

Режиссёру удалось показать, насколько лицемерны социальные традиции общества. Когда взрослые вбивают в детей, даже самыми жестокими способами, дисциплину, но совершенно чёрствы и равнодушны к делам и чувствам ребёнка. Когда жестокость оправдывается семейной традицией — деда так бил его отец, поэтому и ему можно поступать так же.

Тем не менее Киаростами даёт зрителям надежду — пока сердце главного героя, восьмилетнего мальчика, способно сопротивляться равнодушию и искать путь быть честным и справедливым, ещё не всё потеряно.

Чёрствый и строгий учитель ругает ученика, маленького Нематзаду, за то, что тот сделал домашнее задание на листочке, а не в тетрадке. На глазах ребёнка он рвёт его работу и, несмотря на слёзы мальчика, обещает ему отчисление, если это повторится вновь.

Вернувшись домой, одноклассник Нематзаду, — Ахмед понимает, что случайно забрал из школы тетрадку друга вместе со своей, и на следующий день учитель обязательно его накажет. Тогда ребёнок рассказывает взрослым и просит их помочь ему вернуть тетрадку однокласснику, но у них и так слишком много бытовых проблем, чтобы ещё думать о таких мелочах.

Не найдя ни в ком понимания и поддержки, Ахмед решает сам отыскать дом Нематзаду, даже если ему, восьмилетнему мальчику, придётся пешком прийти в чужое село и обойти все дома в поисках друга. Несмотря на явное равнодушие встречающихся взрослых, он понимает, что не может подвести одноклассника.

Фильм был представлен на различных международных фестивалях и получил премию в Локарно. В рейтинге BBC ста лучших картин на иностранном языке «Где дом друга» занимает 94-е место.

«Крупный план» (1990)

«Крупный план», наверное, самая знаменитая и необычная работа режиссёра Аббаса Киаростами. В 1989 году он прочёл статью в журнале «Собуш» о некоем Сабзиане, который находился в тюрьме по обвинению в мошенничестве. История настолько заинтересовала Киаростами, что он сразу же отложил все свои другие кинопроекты и направился в тюрьму, чтобы лично познакомиться с Сабзианом.

Обвиняемый рассказал режиссёру про свою жизнь, и тот решил снять по её мотивам фильм. Изюминкой картины стало то, что на все роли Киаростами пригласил реальных участников этой истории. Поэтому «Крупный план» оказался на стыке художественного и документального кино.

Сабзиан — выходец из простой семьи, работает в обычной типографии. Его жизнь скучна и уныла, а скрашивает серые будни лишь кино. Особенно герой любит фильмы иранского режиссёра Мохсена Махмальбафа.

Однажды в автобусе женщина по имени Аханки замечает, как её попутчик читает роман «Велосипедист», и отмечает, что ей очень понравилась экранизация книги, которую снял Махмальбаф. Тогда в голову Сабзиана приходит идея — он выдаёт себя за знаменитого режиссёра.

Никогда в жизни он не знал уважения и почёта, а тут Аханки приглашает его к себе в обеспеченный дом и знакомит с приличными родственниками. Лже-Махмальбаф обещает снять их в своей новой картине и берёт у них на это деньги. Но обман быстро раскрывается.

Однако кино — не просто о мошеннике, в нём отражены реалии иранской жизни. Сабзиан полон любви к искусству и духовности, он мечтает о яркой и насыщенной жизни, но вынужден трудиться на нелюбимой работе, чтобы хоть как-то содержать ребёнка. Когда ему выпадает шанс, пусть ненадолго, стать тем, кем бы ему всегда хотелось быть, он идёт на обман, чтобы испытать те эмоции, о которых всегда мечтал.

На реальном суде, куда режиссёр Киаростами получил разрешение на съёмки, Сабзиан трогательно рассказал свою историю и объяснил причины своего поступка. Терзаясь от безысходности и непонимания, он смотрел фильмы Махмальбафа и находил в них то, что не видел от окружающих людей. Он искренне признался в любви к искусству и к профессии режиссёра, возведя её в некое новое сословие.

Для финала картины Киаростами пригласил реального Махмальбафа встретиться с Сабзианом. Зрители не слышат, о чём говорят герои, из-за технического брака со звуком. Однако сам режиссёр признался, что на искренность и бесконечное почитание самозванца маститый Махмальбаф отвечал репликами из сценария, что смотрелось максимально искусственно, поэтому он предпочёл убрать звук из их диалога.

Сложно объяснить как иранская цензура вообще разрешила картину к показу, ведь главный герой прямо заявляет, что в моменты отчаяния он обращался не к религии, а к искусству. Однако иранский зритель всё равно встретил картину весьма прохладно. Гораздо большее признание она получила за границей, взяв несколько международных наград — в Монреале и Стамбуле. В рейтинге BBC ста лучших картин на иностранном языке «Крупный план» занимает 39-е место.

«Развод Надера и Симин» (2011)

Драму «Развод Надера и Симин» снял иранский режиссёр Асгар Фархади. Постановщика не слишком балуют на родине, не выделяя на его проекты финансы, поэтому на съёмки фильма он потратил заработанные средства от прошлой картины «Об Элли».

В 2010 году планы вообще оказались под угрозой срыва — Фархади получил запрет на работу от Министерства культуры и исламской ориентации Ирана за то, что на одном из фестивалей высказался в поддержку оппозиционного режиссёра Мохсена Махмальбафа и сидящего под домашним арестом постановщика Джафара Панахи. Фархади пришлось объясниться и извиниться, чтобы продолжить работу над картиной.

В основу фильма легла история Надера и Симин, которые после четырнадцати лет брака решили развестись. Главное противоречие в том, что Симин хочет уехать из Ирана, а Надер — против, потому что у него есть отец, страдающий болезнью Альцгеймера, и он не может оставить старика без поддержки.

На первом заседании суд не разводит супругов, отправляя их домой, но Симин не собирается больше жить с Надером и уходит к своим родителям. У супругов подрастает дочь Терме (её сыграла реальная дочь режиссёра — Сарина Фархади), и она выбирает остаться с отцом.

Взрослому работающему мужчине сложно самому справиться с немощным отцом, и он берёт в дом сиделку Разие, которая оказывается на четвёртом месяце беременности, а её религия не одобряет такую работу. Чтобы подчеркнуть неоднозначность ситуации, зрителю показывают, как героиня мучается сомнениями, когда ей требуется, например, раздеть пожилого мужчину. Для этого она даже звонит проконсультироваться со специалистом по религии.

Так режиссёр ненавязчиво демонстрирует многие ограничения в бытовой жизни, которые диктует вероисповедание. Тем не менее, всем героям драмы приходится нарушать главные постулаты религии — они врут или скрывают правду. Бракоразводный процесс, который предполагал только участие супругов, становится отправной точкой для ряда событий, в которые втянуты другие люди, вынужденные ради собственных интересов обманывать.

Зритель на протяжении двух часов наблюдает за реалистичной историей и обыденной жизнью нескольких иранцев, занимая то одну, то другую сторону. Сложно решить, кто прав, ведь стоит занять чью-то сторону, сюжет меняет направление. Остаётся только наблюдать, какой вердикт вынесет сам режиссёр.

Фильм «Развод Надера и Симин» оказался для Асгара Фархади очень успешным. Драма имела огромное международное признание и получила десятки наград, среди которых призы Берлинского кинофестиваля, «Золотой глобус» и «Оскар», что случилось впервые в истории иранского кинематографа. В рейтинге BBC ста лучших картин на иностранном языке «Развод Надера и Симин» занимает 21-е место.

#подборки

 

Источник

Читайте также