Интерактивная Виртуальная реальность на отечественном рынке (Virtual Reality)

Чуть больше года назад на рынке компьютерной графики произошел существенный всплеск. Связан он был с выходом в продажу новых девайсов: HTC Vive, Oculus Rift, PS VR и мобильных решений для виртуальной реальности (VR gear, Google Daydream и другие).

Еще в начале 90-х меня невероятно захватывали фильмы о виртуальной реальности и рассказы «пацанов» во дворе о возможностях компьютерной графики. Тогда я и не представлял, что, будучи взрослым, я не просто снова увлекусь этой темой, а что CG, а теперь и VR, станет основной статьей моих доходов.

Что же собой представляет виртуальная реальность сегодня спустя 20 лет? Уже в те далекие 90- тые мы были без памяти влюблены в компьютерные игры на Sega Mega Drive 2 и Playstation. Но я точно могу сказать, что это за зверь в наше время. Чтобы осветить эту тему целиком, нужно упомянуть еще одно очень важное событие в сфере CG. Это конечно новая маркетинговая программа компании Epic Games, которая сделала доступным каждому один из самых мощных игровых движков на сегодняшний день. Называется он Unreal Engine 4. Говорю сейчас именно о направлении 3D, так как видео, снятое в 360, и подобный контент на сегодняшний день меня не так сильно интересует и не может полноценно раскрыть возможности VR и AR.

Перечислю основные, интересные мне, направления в которых, как мне кажется, сейчас можно полностью раскрыть свой художественный и интеллектуальный потенциал в этой сфере и при этом заработать.

Геймдев

Gamedev очень конкурентный рынок, но самый финансово поддерживаемый на данный момент. Здесь реально заработать, если у вас есть крутая идея, опыт и финансирование. В этом рынке хорошо зарабатывают уже состоявшиеся компании. Стартапы же играют в рулетку. Единственная, не настолько конкурентная тема, это квесты. Изучая данную сферу, мы нашли только одну игру и на ней уже построена целая франшиза по всему СНГ. Можно купить готовый шаблон для игрового клуба на несколько человек. Но сценарий игры пока только один. Уверен, в скором времени эта ниша начнет тоже заполняться и таких игр станет довольно много, как в свое время квест — комнат.

Сфера бизнеса

Но на мой взгляд, намного более интересная сфера — сфера бизнеса. Визуальные презентации, интерактивные туры и виртуальный подбор ассортимента. Это касается автомобильного рынка, рынка недвижимости, одежды, мебели и многого другого. С момента, как мы выпустили свой деморолик (это было чуть больше месяца назад), мы успели реализовать несколько проектов для производителей окон и для магазина кафеля. И параллельно ведем переговоры о других проектах. Поэтому, если есть что показать, спрос довольно большой.  В чем же причина такого ажиотажа? Далеко не каждый сможет быстро освоить все нюансы и выпускать качественный продукт. На сегодняшний день есть несколько сложностей: это совершенно скупой ассортимент игровых моделей в магазинах и принципиально иной подход к созданию контента в сравнении с привычной архитектурной и предметной визуализацией. Разработчику необходимо разбираться в строении низкополигональных моделей, (c высокополигональными проблем нет, но нужно понимать структуру сетки и знать как сделать ретопологию ),  отлично владеть  UV- развертками, придется изучить программы для текстурирования и создания  PBR- шейдеров, а так же привыкнуть к навигации движка и конечно разобраться в алгоритме освещения, который значительно отличается от привычных  V-ray и Corona render.

Разработка и полученный опыт

Все это значительно сужает круг квалифицированных специалистов и компаний, способных реализовать подобный проект. Больше того, если вы простой фрилансер, вам понадобится напарник — программист или нужно будет осваивать Blueprints самому, так как даже передвижение по сцене нужно настраивать индивидуально к каждому проекту. Круто то, что мы живем в 21 веке, где информации действительно много даже в рунэте, а если вы владеете английским, то вам становится доступным весь огромный хелп по движку на официальном сайте и форуме Эпиков. Короче, освоить движок — это только вопрос терпения и мотивации. Но я бы советовал делать это коллективно.

Для примера: на наш проект ушло 680 человекочасов, это полных 4 недели работы для небольшого коллектива понимающих в геймдейве людей. Это значит, что если вы планируете совершить этот путь в одиночку, то получается такая картина: в нерабочее время по 2 часа + выходные — у вас уйдет +- 8 месяцев. Если же полный рабочий день — это примерно 4 месяца (можно быстрее если по 10 часов + выходные).

Конечно можно взяться за что — то по проще… Но своя игра, поверьте, будет на много дольше! К чему это я? Наверняка многие CG художники, архитекторы, у которых совсем недавно получалось неплохо зарабатывать на рынке дизайна и визуализации, сегодня почувствовали прилив сильной конкуренции и жесточайшего демпинга цен по причинам роста популярности нашей профессии и в связи с последними политическими событиями. Будем честными, строительный рынок переживает сильный кризис, предложение существенно превышает спрос.  Многие из нас задумываются, что же предпринять, чтобы остаться на плаву и вообще не расстаться с профессией! Так было и со мной. Скажу, что эта штука увлекла меня сильнее, чем V-ray и 3Dmax в свое время! Для меня открылись, без преувеличения, безграничные возможности! Виртуальную и дополненную реальность можно и нужно использовать в бизнесе, в строительстве, в архитектуре, в развлекательной и образовательной сферах!

Абсолютно уверен, что в скором времени это станет неотъемлемой частью нашей с вами жизни, как сегодня мобильные телефоны, планшеты, флешки и т. д. Что уж там… верю что все это будет встроено в обычные солнцезащитные очки. И мы, прогуливаясь по улице, будем в реальном времени читать меня ресторанов, изучать инструкции к технике и общаться с виртуальными официантами, например. А рекламные ролики нам будут показывать в объеме прямо с витрины магазина. И в школе станет действительно интересно учиться )) Как же круто прокатиться по сосудистой системе человека, посмотреть на мир глазами насекомого или побывать на орбите Земли изучая интерьер Международной Космической станции.

Блог проекта Virtual Reality

Читайте также