Порядок в доме наведён, съестные припасы распределены, патроны посчитаны — надо бы озаботиться и духовной пищей. Что же можно такого почитать-посмотреть по теме грядущего апокалипсиса и не только?
Кормак Маккарти, «Дорога», 2006
Если вы относитесь ко всему, творящемуся за стенами вашего жилища, наплевательски, но в глубине души чувствуете необходимость поднять тревожность, «Дорогу» стоит прочесть обязательно.
Постапокалипсис во всей своей красе: удивительно мрачная и депрессивная история отца и сына, которые пытаются выжить после глобальной катастрофы. Жить негде, бежать некуда, в наличии один револьвер и два патрона: не худо было бы порешить себя и ребёнка, чтоб не мучиться, но главный герой на чистом упрямстве движется вперёд — на голой тяге к жизни.
Роман получил престижные литературные премии Великобритании и США, стал основой для неплохого фильма (2009, в главной роли снялся Вигго Мортенсен), да и вообще творчество Маккарти достойно самого внимательного прочтения: его «Кровавый меридиан» я считаю одной из лучших книг, мной прочитанных. Если же вы до сих пор не сталкивались с его работами — просто напомню, что великолепная картина братьев Коэнов «Старикам тут не место» поставлена по его книге.
«Земля мёртвых», 2005
Обратимся к классике. Ромеро как-то Бог послал немного денег — и в результате на свет появился его единственный немалобюджетный фильм с кучей спецтехники в стиле «Безумного Макса», нормальной компьютерной графикой и приличными актёрами.
Апокалипсис успешно претворился в жизнь, немногие оставшиеся закрепились в городской черте, живут голодно и надеются лишь на команды снабжения — хорошо вооружённых мобильных мародёров, разграбляющих окрестные магазины и склады. Зомби здесь ухватили зачатки интеллекта, самоорганизуются под руководством харизматичного лидера и выступают не просто тупой враждебной природной силой, а прямо-таки олицетворяют собой социальную справедливость.
К тому же они не носятся в кадре, как оглашенные (ох уж мне эти модные кинематографические веянья…), а степенно ковыляют с приличествующими стонами и кряхтеньем. Любо-дорого посмотреть.
Яна Вагнер, «Вонгозеро», 2011
Книга Яны Вагнер мне, что называется, не зашла. Написанная довольно корявым языком история повествует, как несколько семейных пар (типичных городских идиотов) ломятся из столицы в глушь, дабы переждать там вспышку опасного заболевания.
Подобная литература может быть вполне читабельна (смотрите вышеупомянутую «Дорогу» Кормака Маккарти и поставленный по ней фильм). Но г-жа Вагнер переписывает эту историю специфическим языком сентиментальной прозы с непременными сценами ревности и душевными метаниями.
Главные герои мужеска пола без устали грызутся между собой, совершают гомерических масштабов глупости и подлости, постоянно отчаянно трусят и ненавидят окружающих. При этом повествование изобилует кучей логических и технических ляпов и по прочтении вызывает тоскливое недоумение. С моей точки зрения, упомянутая «сентиментальная проза» и жанр постапокалипсиса пересекаться не должны в принципе.
Но выход «Вонгозера» совпал по времени с канувшей в лету эпидемией «свиного гриппа», и при этом роман активно продвигали модные дамские журналы. В общем, он стал настолько популярен, что в 2019 году свет увидела его экранизация — сериал «Эпидемия» (опять же, очень ко времени пришлось).
Самое забавное, чем может похвастаться это многосерийное сборище штампов, это украденной музыкой Джона Мёрфи из классического зомби-муви «28 дней спустя».
Тем не менее, я отнюдь не считаю себя Златым Мерилом Вкуса. Раз уж столько народу отчаянно ставят данным произведениям положительные оценки, а делать всё равно особо нечего, отчего бы вам и не прочесть/посмотреть «Вонгозеро»? Вдруг понравится!
Во всяком случае будете знать, как выглядит типичный апокалипсис глазами модной писательницы.
«Охота» (The Hunt), 2020
Наконец, если вы считаете, что ну её к лешему, эпидемию эту, и надо как-то отвлечься от поиска масок и гречки насущной — давайте веселиться.
На излёте века
Взял и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомёта
Шлёп его, козла!
Стало быть, добро-то
Посильнее зла.
Евгений Лукин.
Режиссёр Крэйг Зобел в России фактически неизвестен, несмотря на то, что его перу принадлежат неплохие картины «З — значит Захария» и «Эксперимент „Повиновение“». Кроме того, он работал и с сериалами (в том числе «Американские боги» и «Мир Дикого Запада»). То есть человек небесталанный — хоть и не топовый.
Но в случае с «Охотой» мистер Зобел сотворил то, что ни один известный режиссёр из тусовки сделать, видимо, не может. Взяв сценарий Ника Кьюза и Дэймона Линделофа (эта парочка работала над недавним сериалом «Хранители»), он снял кровавый и смешной пародийный боевик с малоизвестными актёрами, жёстко обстебав скрытую и явную политкорректность и её носителей.
Главные герои курят и ругаются матом, динамики трещат от пальбы и взрывов, в воздухе летают кишки и конечности. При этом у зрителя не создаётся впечатление трэшовой дешёвки: это добротно снятое кино с нормальными спецэффектами, массовкой, отличной операторской работой и замечательными диалогами.
Раскрывать сюжет не буду, чтобы не портить настроение от просмотра, скажу лишь, что речь идёт о вполне классической теме охоты на двуногих прямоходящих.
Безусловно рекомендую данную новинку к просмотру.