Пока всё прогрессивное население DTF спорит о необходимости лутбоксов в платных играх или предаётся сладостным ностальгическим воспоминаниям о детстве, предлагаю поднять не менее важную тему. Тем более, что в преддверии «сезона награждений» она становится как никак актуальна.
Рассмотрим данную проблему как с технической/юридической, так и «моральна-этической» точек зрения.
Казалось бы, определение инди-играм и разработчикам дано давно и нетерпеливый читатель в спорах сразу ссылается на википедию, где оно подробно расписано:
И́нди-игра́ (англ. Indie game, от англ. independent video game — «независимая компьютерная игра») — компьютерная игра, созданная отдельным разработчиком или небольшим коллективом без финансовой поддержки издателя компьютерных игр.
Но давайте разберемся так ли совершенно это определение и имеет ли оно право на существование в современных реалиях.
Как раньше?
Во времена слабого распространения интернета и низких скоростей единственным способом публикации игр являлась розничная торговля физическими носителями и тут у мелких студий не было ни единого шанса на самореализацию. Приходилось идти с поклоном к крупным издателям кои с видом манерных судей решали дальнейшую судьбу проекта. Понять их можно, так как расходы на печать, маркетинг и логистику требовали немалых финансовых вложений и необдуманные решения могли привести к крупным финансовым потерям с их стороны, отчего многие издатели предъявляли свои требования к разработчикам как по визуальной, так и к геймплейной, частям игр. Очень часто нестандартные проекты были откинуты из-за непонимания или недоверия издателей, а другие пришлось переделывать в угоду «модным» на тот момент тенденциям.
Все изменилось с широким распространением интернета и появлении цифровых сервисов дистрибуции, одним из пионеров которых стал Steam.
После некоторого развития и появления green-light в Steam у мелких студий и индивидуальных разработчиков появилась возможность самостоятельно выставить свою игру на продажу без участия издателей, пусть и по результатам голосования. После закрытия Green Light и введения разовой платы за публикацию грань между крупным издателем и независимым разработчиком, в плане реализации, практически стерлась. На текущий момент существует много вариантов распространения собственных проектов, наиболее крупными из которых являются Steam и itch.io
Издатели из чистых дистрибьютеров стали переквалифицироваться в разработчиков. Нет, нельзя сказать, что все перестали выпускать игры сторонних студий, но это количество стремится к минимуму.
Небольшие студии обращаются к издателям в поисках продюссирования, а не издания. С другой стороны все чаще достаточно крупные компании отказываются от услуг издательств и полностью переходят на самофинансирование, чему способствует распространение краундфаундинговых сервисов.
И вот тут возникает главный вопрос.
Indie or Not?
Прошедший Golden Joystick Awards и номинанты на будущий Game Awards вызвали немало споров — что считать по-настоящему инди-игрой и можно ли сравнивать игры от крупных студий с играми от мелких разработчиков или одиночек.
С технической точки зрения — все верно, но так ли все правильно с моральной?
В качестве примера приведу недавний конфуз (по мнению моего кота) на университетских соревнованиях по плаванию в Стэнфорде. Все бы ничего, но недавно в этот университет поступила олимпийская чемпионка. Чем это закончилось объяснять не надо, но вопросы остались. Как студент университета она безусловно могла принимать участие в соревнованиях, но должна ли была? Да, поставлен новый университетский рекорд. Да, ректорат чувствует неукротимую гордость. Да, университеты специально приглашают талантливых спортсменов для поднятия престижа и рейтинга, честно ли это по отношению к студентам которые вместо усиленных тренировок в профессиональной команде зубрили учебники как будущим студентам ВУЗа и полагалось. Напомню, что соревнования любительские, как и номинация Инди-игра года, так что победа хоть и заслуженная, но повода для гордости нет. Что дальше? Майкл Фелпс на школьном чемпионате?
Или вспомнить недавнюю Универсиаду прошедшую в России, где против пусть и талантливых, но молодых и неопытных студентов выпустили свежезачисленных олимпийских призеров…
Для многих небольших инди-студий победа и даже номинация на Инди-игра года — это большой шанс на успешное развитие и огромный стимул для других, но с появлением в категории игр от крупных и опытных разработчиков или студий с финансированием от таких гигантов как Майкрософт практически обнуляют любые шансы на победу для одиночек.
Можно сказать, что побеждает сильнейший, но почему тогда мы разделяем те же соревнования на мужcкие/женские, взрослые/детские/юношеские. Отчего на отборочных экзаменах в спортивную школу мы не выставляем против 8-ми летних детей кандидатов в мастера спорта, а при вручении премии лучшая инди-игра это считается нормой?
Citizindie
Почему Cuphead финансируемый Microsoft — это инди-игра, а первый Ori нет?
Как можно относительно честно сравнить компанию с богатым опытом и собственной Motion-capture студией с одиночкой «пилющим» игру на rpg-maker?
Как быть с Larian? Более ста человек работающих в нескольких странах мира больше инди чем пара студентов издающихся у Devolver Digital? А Obsidian.
Я уже молчу про Cloud Imperium и инди-игру StarСitizen с голивудскими актерами и новичка в «инди-среде» Io interactive (Серии Hitman, Kane & Lynch).
Так как считать где «настоящая» как по духу, так и по разработчику инди-игра, а где просто независимая от издателя? Как оценивать такие игры? Разделять по категориям indie/independent? Или как Game Awards дать еще одну категорию по типу Best Student Game? Или просто создать новые номинации по бюджету/размеру студии?
Определение по издателю, как я пытался донести выше, не работает в эпоху цифровой дистрибуции.
По финансированию? Ну тот-же Cuphead получил деньги от Microsoft, а Ninja Theory делала на свои. Star Citizen 100% cобирает с краудфаундинга, а Larian часть. Оставшихся инди-разработчики рассчитывают только на себя или пожертвования на Patreon. Кто инди, а кто нет?
По уже сделанным играм/проектам для отсеивания монстров? Но как тогда быть с новообразованными студиями с командой опытных девелоперов. Имена Уоррена Спектора, Криса Авеллона или Криса Робертса для многих значат не меньше имени Джона Кармака и их просто нелепо называть инди-разработчиками.
Вопросов больше чем ответов, но уже ясно сейчас, что если не в этом, то в следующем году придется что-то предпринимать и полностью переопределять формулировку иначе получим кучу «AAA-инди-игр», а по-настоящему небольшие разработчики и одиночки останутся за бортом этого праздника жизни.
Discuss?
Источник: DTF