Кажется, у нас делают игры двух категорий: «наш ответ» чему-то там либо что-то крайне самобытное. Нет, конечно, между этими двумя крайностями встречаются хорошие игры, но чаще всего это инди-проекты, созданные благодаря энтузиазму. А сделать какой-то уникальный тайтл, который основывался бы на русской культуре, — задача невероятно сложная. Или же вполне достижимая? На фоне недавнего провала «Сказок старой Руси», когда её разработчики обвинили в этом The Game Awards, хочется вспомнить игры, которые раскрывают нашу идентичность.
У российских разработчиков при попытках сделать игру с фольклорно-культурными мотивами всегда были две проблемы: первая заключалась в том, что было полное непонимание, как заинтересовать игроков на своём, родном рынке. Разработчики искренне верили, что детям понравятся аляповатые квесты, в которые каждый раз пытались встроить сеттинг средневековой Руси, дополняя их, по мнению создателей, очень смешными шутками. «Алмазный птах», «Сказки на бересте», «Забугорье»… За этими играми гонялись форумчане с Old-Games — диски были редкими из-за небольших тиражей.
Скриншоты квестов
«Алмазный птах»
«Сказки на бересте»
«Забугорье»
Сценарий к «Алмазному птаху» писал Константин Шумов — человек, который посвятил свою жизнь фольклорно-краеведческой деятельности. Идея создать компьютерную игру в сеттинге русских сказок была просто прекрасной! Но то, как эта идея была реализована, — лучше один раз увидеть. Вырвиглазная графика, пиксельхантинг с неочевидными путями прохождения — всё это совершенно не сделало игру привлекательной для детей и подростков. И такими были почти все адвенчуры. Впрочем, были и проекты, которые и сейчас могут кого-то заинтересовать: «Царевна» 98 года выглядит похожей на съерровские квесты.
«Аркона» того же года так и не вышла официально — в начале нулевых в сеть её слил один из разработчиков. Весьма годный квест по мотивам «Велесовой книги», которая оказалось одной из самых громких фальсификаций в истории.
А ещё были шутеры: «Подземелья Кремля» — попытка создать отечественный клон Doom. Попытка оказалась не самой удачной: у игры было много багов, а геймплей включал спорные механики (например, некоторые предметы могли не только восполнять здоровье, но и отнимать его). Впрочем, это был 95 год, а опыта в разработке хороших игр ещё не было. Уже в 96-м вышел сиквел — «Смута». Да, «Смута» была у нас не одна, к сожалению. Играть во всё это было больно. Да и зачем? Это были девяностые: страна открылась для всего, что раньше было недоступно. На фоне трешовых российских игр появлялись качественные западные тайтлы.
«Подземелья Кремля»
«Смута»
К слову, в 2017-м вышла Dungeons Of Kremlin: Remastered. Ремастером оригинала она не являлась, как и ремейком. Это была просто игра в духе того самого шутера из девяностых. Изначально проект носил название Dungeons Of Moscow, однако печально известный издатель Dagestan Technology попросил разработчика поменять название на более кликбейтное. Годы спустя, когда издателя забанили в Стиме, а игру стало невозможно купить, Grim Dev, создатель шутера, выложил его совершенно бесплатно на itch.io, ещё и пропатчив. Сейчас же разработчик занят сиквелом — Dungeons of Moscow Dimensions.
Надо сказать, что «русские квесты» нулевых нашли свою нишу непритязательного геймера. Ну и тот факт, что о сексе теперь можно было говорить открыто, разработчики приняли слишком близко к сердцу, штампуя те самые квесты с довольно откровенным содержанием. Лучше всего получилась серия про Петьку и Чапая: пошлый юмор смешался с карикатурными образами героев анекдотов, и такие игры быстро завоевали народную любовь. Но, во-первых, чем дальше серия продолжала выходить, тем хуже становилось. А во-вторых, вся эта история была сугубо для российского игрока. Когда в конце десятых первых три части переиздавали в HD, добавили английскую локализацию. Однако, учитывая специфику этих игр (довольно специфичный юмор, строящийся на культурных отсылках, понятных только россиянам, да и в пиксельхантинг уже наигрались), на Западе это добро особо не нужно.
Вторая беда отечественного геймдева заключалась в полном непонимании того, что зарубежный геймер тоже не прочь познакомиться с нашей мифологией и культурой. Практически все игры с такой тематикой становились заложниками русскоязычного рынка. Да и делать что-то своё, уникальное, никто тогда не хотел. За основу брались какие-то популярные тайтлы, и по их лекалам, очень грубой обводкой вырисовывалась новая игра, технически устаревшая уже в момент релиза. Так было с «Князем»: пресса расхваливала новый продукт российского игростроя как могла; игроки же, начитавшись свежих выпусков «Игромании», бежали покупать игру, обзор на которую НУ ТОЧНО не был рекламным.
Не был же? На деле «Князь» оказался паршивым клоном Diablo — великолепной изометрической Action RPG, которая задала на много лет вперёд целый тренд на «дьяблоиды». В российском клоне c древнерусским сеттингом была кривая боевая система и управление, устаревшая графика и то, без чего русские игры до сих пор не могут существовать — графомания. Игру всё-таки выпустили на Западе: в Европе — в 2000 году, в США — в 2001-м, когда вышли консоли нового поколения, а на них — невероятное количество тайтлов, которые спустя более чем два десятка лет будут с теплотой вспоминать.
Однако хорошие российские игры таки продолжали выходить, что-то даже было очень успешным на Западе. Но ничего из тех игр не было по тематике, близкой к фольклору или нашей культуре. Исключением можно было назвать лишь «Недетские сказки» — квест «Сатурн +», создателей «Петек» начиная с третьей части. Но и это был продукт сугубо для отечественного рынка, с локальными шуточками.
На нормальные игры денег не было — как и не было желания стараться сделать что-то уникальное. В 2008 Cats Who Play выпустили «Три богатыря» — экшен от третьего лица про богатырей. Если вы вдруг не слышали про такую игру, то ничего страшного: в ней кривые анимации, кривая боевая система, неудобное управление и аляповатая графика. Как ЭТО вышло на следующий год после первого «Ведьмака», объяснить сложно. Забавно, что игру всё ещё можно купить в Steam.
А ещё можно вспомнить дилогию «Златогорье»: не самые плохие RPG в славянском сеттинге, но абсолютно забытые — на серию плевать даже правообладателям. В 2023 году игры появились ненадолго в Steam, но быстро оттуда были убраны. Видимо, кто-то решил опубликовать пиратки и продавать их. Причём интерес к ним имеется у англоговорящих игроков, судя по обсуждениям в Steam. К слову, обе части продавались и на западе: первая под названием Heath: The Unchosen Path, вторая известна как Golden Land.
Но бывали такие игры, про которые, кажется, слышали единицы. «Талисман», созданная Нижнетагильской студией Antitank (студия буквально двух игр) в 2003 году, получилась весьма неплохой RPG по лекалам Diablo. Что, вы про неё не слышали? Не удивительно: мало игру выпустить — её ещё пиарить надо. И в те годы деньги вкладывали либо в пиар, либо в разработку. Далеко не всегда хватало и на то, и на другое. Как итог — «Талисман» никто сейчас не вспомнит.
В 2004 году вышел мультфильм, который был посвящён Алёше Поповичу. «Алёша Попович и Тугарин Змей» получил всенародную любовь: люди шли не на западные блокбастеры, а на отечественную ленту. По мультфильмам выходили «русские квесты», сложность которых была невысокой, сделаны были с расчётом на детскую аудиторию.
Позже, в 2006-м, выходит вольная киноадаптация фэнтезийного романа «Волкодав» Марии Семёновой. Фильм собирает очень смешанные отзывы критиков и зрителей, но окупается в прокате. Вместе с фильмом выходит сразу две игры: «Волкодав: последний из рода Серых Псов» и «Волкодав: месть Серого Пса».
Скриншот первый: «Волкодав: последний из рода Серых Псов». Скриншот второй: «Волкодав: месть Серого Пса». Не перепутайте!
Обе в жанре Action RPG, но с разной стилистикой и подачей. Почему сразу две игры в одном и том же жанре — непонятно. Подозреваю, что были технические шоколадки с лицензией, и её дали сразу и «Акелле», и 1С. «Месть Серого Пса» для «Акеллы» сделала студия Primal Software, подарившая миру «Глаз дракона» — фэнтезийную смесь ролевой игры и стратегии. Заостряю внимание именно на этой версии лишь потому, что она получилась лучше, чем «Последний из рода Серых Псов», и чем-то очень отдалённо может напоминать первого «Ведьмака». «Волкодав: Путь воина» была сделана Gaijin Entertainment — получился экшен от третьего лица на движке Dagor. Играть во всех этих «Волкодавов», я бы, конечно, не советовал. Ну, только если совсем уж от безысходности!
А что там с играми про нашу повседневность? А они были! Правда, во многое играть сейчас стыдно — вспомнить те же «Ядерные титбиты», юмор которых ну совсем не прошёл проверку временем.
Но если хочется чего-то более адекватного, есть «Ночной смотрящий» — вполне годный квест по мотивам одноимённого романа.
Экшены тоже существовали, и главным поставщиком треша в этом жанре оказалась студия Orion Games. Удивительно, но часть их игр даже продаются в Steam! «Метро-2», «Территория тьмы», «Патриот», «Чёрная метка»… последняя — самая лучшая, но в Стиме вы её не найдёте. А жаль! Там я даже багов не встречал, и играть в это весело (серьёзно, весьма годный клон Condemned). Удивительно и то, что по локациям расставлены магнитолы, из которых играют такие исполнители, как Amatory, Animal Jazz, Distemper: игра буквально возвращает вам 2008-ё. Да-да, я без иронии готов советовать «Чёрную метку» всем, кто ищет какую-то годную российскую игру!
Других игр по тематике долгое время не наблюдалось до второй половины десятых годов. В 2016-м вышла прошедшая мимо большинства пиксельная инди «Ночь на Ивана Купалу» (Midsummer Night). Несмотря на свою простоту, игра вышла довольно атмосферной. Прорывом же в российском геймдеве стала студия «Мортёшка» с игрой «Человеколось», в которой места славянской мифологии не было. Зато была великолепно показана мифология коми и финно-угров. Выпустили её 17 февраля 2017, ко дню коми-пермяцкого языка, на котором выполнена озвучка игры.
Кстати, это одна из самых последних и самых редких коллекционок на PS Vita
После того, как за студией закрепилась хорошая репутация, была выпущена вторая, не менее успешная игра — «Чёрная книга». Действие происходит в Пермской губернии образца 1879 года, а в сюжете плотно переплетается как русский фольклор, так и коми-пермяцкая мифология. Оба проекта — весьма самобытные, получившие высокие оценки критиков и игроков. «Мортёшка» доказала, что в России могут делать хорошие игры с качественной репрезентативностью культуры.
Буквально на днях вышла настолка по мотивам видеоигры
Вот так от неловких шагов на собственном рынке российские разработчики пришли к успеху на рынке международном. В 2017 году появился тизер Atomic Heart: на протяжении следующих шести лет вокруг проекта будут крутиться самые разные слухи и скандалы, которые лишь подогревали интерес к и без тому заманчивой игре. На фоне невероятного успеха Doom 2016 года, отечественный проект вызывал немалый интерес. А в прошлом году так и вовсе нашли невыпущенный трейлер с ранним геймплеем, в котором была музыка, явно вдохновлённая той, что Мик Гордон написал для Doom. Несмотря на все слухи о проблемах с разработкой, Atomic Heart вышла в 2023 году, собрав позитивный отклик как у прессы, так и у игроков. В игре отлично перекликается эстетика жанра советпанк, великолепные каверы на советскую эстраду и весьма достойный сюжет. Однако основной пласт разработчиков, создающих игры про культурное наследие, составляют инди-разработчики. Порой игры от никому неизвестных людей могут подарить не меньше эмоций, чем крупный тайтл.
Настоящий бум самоидентификации случился уже в начале двадцатых. Живя, прямо скажем, в непростые времена, многие задаются вопросом: «Кто я?». Видеоигры активно отвечают на этот непростой вопрос, демонстрируя как мифологическую, фольклорную сторону культуры, так и повседневную.
Девяностые были тяжёлым временем. Но хорошей репрезентации тех лет в играх практически нет. Огромное исключение — хоррор-адвенчура «Дом русалок». В ней неплохо передана атмосфера того времени, которая переплетается с дворовыми легендами. Несмотря на техническое несовершенство, игра вышла по-настоящему захватывающей!
Те, чьё детство выпало на девяностые, по достоинству оценят и другую адвенчуру — «Санёк» получилась очень короткой, но такой атмосферной и красивой. Весьма хороший концентрат девяностых!
Ну а «Кужлёвка» — абсолютно не серьёзная, но очень смешная история про то, как в 92 году, пока в стране царит хаос, в деревню падает летающая тарелка с инопланетянами, исполняющими желания. Правда, с некоторыми желаниями стоит быть поосторожнее…
Передать атмосферу России за пределами Москвы или Питера не так просто. Но то, как Илья Мазо рассказывает о России — не делает, наверно, никто. Стильно, красиво, необычно. Нашумевший в 2019 симулятор гуляния по заснеженным дворам среди панелек, «ШХД: Зима» является лишь частью арт-проекта.
«ШХД: Зима», книга
«ШХД: Зима»
«ШХД: Лето»
В 2021 году выходит проект «ШХД: Лето». В 2023-м вышла полноценная игра, «Неясное», всё так же про глубинку. То, что делает Илья со своими коллегами по творческому цеху, невозможно передать на словах — это нужно самостоятельно прочувствовать.
Не лишним будет вспомнить про сделанную на коленке Vladik Brutal: очень кривая, очень заскриптованная, но весьма весёлая игра получилась. Уверен, если бы у создателя игры был хороший бюджет и команда из более опытных разработчиков, получился бы куда более качественный проект.
Игры с фольклорными мотивами никуда не делись — скорее, они стали заметно приятнее. Буквально в прошлом году вышла «Василиса и Баба Яга» — довольно красивая двухмерная адвенчура с великолепным саундтреком. Middle Evil: The Priest — битемап, отсылающий игрока к гоголевским произведениям — тоже весьма достойная игра про священника, сражающегося против нечисти. К слову, на тему, близкой к религии, есть великолепная Indika — короткая, но очень атмосферная адвенчура про монашку. Или вот метроидвания Slavania — яркая игра, основанная на русских сказках. Правда, «Славанию» ругают за многие косяки в геймдизайне — видно, что опыта в разработке таких игр немного.
Скриншоты
«Василиса и Баба Яга»
Middle Evil: The Priest
Indika
Slavania
Не все игры из списка идеальны: у одних есть проблемы с геймплеем, у других бюджетность заметна невооружённым глазом. Но особняком стоит проект «Бессмертный. Сказки старой Руси», который издавался под крылом 1С. Уже изначально было понятно, что игру, как и в старые добрые, делали по лекалам чего-то успешного, на этот раз — буквально копируя стилистику Slay the Spire. Выглядит это стыдно, учитывая то, какие шикарные арты были в книгах-первоисточниках.
Но мало того, что игра выглядит и играется, как копирка успешного западного проекта, так ещё и никакого адекватного пиара у неё не было: сайт изначально был исключительно на русском языке. Ведь по словам продюсера проекта Дениса Мальцева, «Сказки» сознательно решили не продвигать на зарубежную аудиторию — мол, и языкового барьера нет для фидбэка, и объяснять, кто такая Баба-Яга не надо. Ну а после слов о том, что последнее, что продюсер делает в играх — читает тексты, уже должны были возникнуть вопросики, ведь «Сказки» делаются в жанре RPG, где много текста.
12 декабря состоялся релиз «Сказок старой Руси» — прямо в день проведения The Game Awards. глава 1C Game Studios Альберт Жильцов вместо того, чтобы задуматься над реальными причинами провала игры (а она провалилась в продажах), обвинил игроков в том, что те смотрели TGA и обсуждали симпатичность Цири, «а на «Сказки» всем было насрать» (в кавычках прямая цитата). Ну да, конечно — все ведь так и рвутся купить копию Slay the Spire за 1000 рублей!
▍ А что дальше?
У отечественного геймдева, на удивление, не самые плохие перспективы развития. В разработке находится сразу несколько весьма занятных проектов: «Мортёшка» делает адвенчуру от первого лица «Лихо одноглазое»: игра получается очень красивой и необычной, демка уже доступна в Steam. Gamega делают action-RPG «Чернь»: выглядит бюджетненько, делают уже давно — хочется верить, что её вообще доделают. А вот «Песнь копья», в которой совместили пошаговую тактику с элементами рогалика, уже сейчас можно попробовать в раннем доступе: богатыри, упыри болотные, Змей Горыныч — это всё здесь есть! И конечно, Bylina: выглядит сей экшен с элементами RPG очень красиво, обещают выпустить уже в этом году на Xbox Series X|S, PS5 и ПК.
Скриншоты
«Лихо одноглазое»
«Чернь»
«Песнь копья»
Bylina
Буквально месяц назад подал признаки жизни боди-хоррор ILL: Team Clout показали новый тизер. Правда, проект всё ещё выглядит, как какой-то vaporware: страница в Steam не обновляется, зато на странице игры в Твиттере начиная с октября прошлого года начали появляться новые посты. Судя по саунд-дизайну, нас ждёт действительно страшный хоррор в декорациях каких-то советских бункеров.
А вот что точно находится в стадии активной разработки, так это иммерсив-сим Militsioner. Разработчики совсем недавно, в декабре прошлого года выложили в закрытый доступ на Patreon и Boosty новое демо (да, платно). Симулятор побега от гигантского милиционера до сих пор не имеет даже примерной даты релиза.
Broken Veil — тоже хоррор, геймплей и визуальный стиль которого напоминают Little Nightmares, но в антураже российского провинциального города. Цель игры — управляя маленьким мальчиком, найти маму. Опять же — даты релиза нет, но вот демо уже доступно в Steam всем желающим.
Hail to the Rainbow делается Сергеем Носковым, создателем 35mm и The Light. И да, снова адвенчура с элементами хоррора. Демо есть в Стиме, когда выйдет — не ясно.
Уж не знаю, как так вышло, но «Храм зелёной луны» — тоже хоррор. В нём игроку предстоит изучать древние ритуалы, познавать тайны Жигулёвских гор, что в самарской области. Демка есть в Steam, а дата релиза пока неизвестна.
Весьма интригующим выглядит проект, находящийся в разработке у 1C Game Studios: «Война миров: Сибирь». На создание игры разработчиков вдохновил Герберт Уэллс: на Россию конца XIX века нападают марсиане, и игроку в роли юного студента предстоит спасаться от этой напасти. Дата релиза будет сообщена лишь ближе к концу этого года.
Ну и буквально вчера была анонсирована игра «Ларёк на улице Ленина»: симулятор ларька образца начала нулевых, где мы торгуем разной степени лицензионности дисками, чипсами и прочими атрибутами той эпохи. На озвучке — Андрей Гаврилов, а в саундтреке — «Владивосток 2000». Ждём когда-то в этом году!
От аляповатых «русских квестов» отечественные разработчики пришли к весьма достойным играм, хорошо передающих нашу культуру во всех её проявлениях: от мифов, легенд и сказок до атмосферных тайтлов, передающих обычную жизнь. Ну или не совсем обычную, с примесью чего-то сверхъестественного! И почему-то мне кажется, что в будущем нас ждёт ещё больше качественных, интересных игр такой тематики.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻