Что, если игровой платформой будет сам наш мир? Именно это происходит в ARG — alternate reality games или играх альтернативной реальности (ИАР). Обычно для участия достаточно выхода в Интернет и свободного времени. А иногда и первое не нужно. Об ARG как виде игр и необычном хобби расскажем в этом материале.
Внимание! Сами по себе ARG не представляют опасности, но могут поднимать чувствительные для некоторых темы. Воздержитесь от них, если вы несовершеннолетний, у вас есть ментальные проблемы или вы находитесь в сложном для себя периоде. Мы не призываем играть в ARG или формировать определенную позицию по отношению к ним, а лишь рассказываем об этом явлении.
Что такое ARG и как в них играют
По сути ARG — это интерактивная история, опирающаяся на феномены реального мира. Шон Стэйси считает ARG видом хаотической фикции, игры-импровизации без четкого сценария. Можно сказать, что они геймифицируют саму реальность.
Нарратив в таких проектах называют распределенным или сетевым. Повествование формируют акторы — игроки, их сообщества, гейм-мастера и другие. Поэтому сюжет не подается в готовом и детализированном виде, а через изображения, тексты, видео, аудиозаписи и музыкальные композиции. Аудитория собирает историю из этих фрагментов и в то же время сама формирует и достраивает ее.
Геймплей обычно состоит из решения головоломок и загадок, поиска информации и общения с персонажами. Есть «точка входа» или «кроличья нора» — объект, через который человек включается в ARG: сайт, видео, плакат, стикер на улице или что-то еще. Главное, чтобы игрок получил фрагмент информации, который мотивирует «копнуть» глубже. Часто ARG — это детективы, хорроры и технотриллеры, поднимающие темы искусственного интеллекта, теорий заговора, паранормальной активности, городского фольклора, шпионажа и т.д.
Первым большим ИАР-проектом стала The Beast, созданная, чтобы «прогреть» аудиторию перед выходом фильма Спилберга «Искусственный разум» (2001). Для тех, кто юн, напомним, что картина была посвящена андроидам и обыгрывала сюжет «Пиноккио». Фантаст Шон Стюарт создал сюжет на основе детективной истории, придуманной Джорданом Вайсманом из Microsoft и Эланом Ли. В трейлерах и постерах к фильму были сообщения о некой Джанин Сала, которая являлась «ключом». Интересно, что совсем недавно (в марте 2022) The Beast получила премию Пибоди в номинации «Интерактивная журналистика».
К ARG обращались и создатели компьютерных игр. В 2004 корпорация Гейтса запустила I Love Bees для продвижения Halo 2. ИАР включают и в сами игры. В Oxenfree, посвященной исследованию заброшенного острова, игроки расшифровывали сигналы и собирали результаты в телефонный номер. В Rainbow Six Siege пользователи оказывались в ARG через QR-код и в итоге получали информацию о предстоящем контенте. Один из самых известных примеров — The Portal ARG, появившаяся в игре Portal вместе с обновлением от 1 марта 2010 года.
Другой знаковый проект — это The Threshold, первая в мире event-based ARG. Ее создали по заказу Cisco 3 медиакомпании. Играли сотрудники корпорации, а призом была поездка на Супербоул (Super Bowl), финальную игру Национальной футбольной лиги США (имеется в виду американский футбол, а не привычный нам). Игра настолько понравилась участникам, что позже сделали сиквел под названием The Hunt.
Хотя ARG меньше, чем компьютерных или настольных игр, для многих людей это интересное увлечение: не только для игроков, но и тех, кто их создает. Кроме уже упомянутых, отметим психологический хоррор Local 58, проект Cicada 3301, I’m looking for 3024 people, Black Watchmen, This Room Does Not Exist, No Players Online и другие. Отчасти к ARG можно отнести знаменитую SCP Foundation, поскольку фанаты могут создавать собственный контент в сеттинге.
Культурное и социальное значение
ARG — это не только инструмент компаний для продвижения своей продукции. Их используют и для художественного высказывания. Так перед выходом альбома Year Zero (2007) группа Nine Inch Nails закодировала пути к сети веб-страниц на своем мерче и распространяла плакаты с лозунгом Art is Resistance («Искусство — это сопротивление»). На концертах находили флэшки с треками из будущего релиза. Все это увеличивало хайп вокруг лонгплея.
Игры альтернативной реальности используют в науке и образовании. Так в 2019 году Университет Чикаго запустил Terrarium. Игра разворачивалась в постапокалиптическом 2049 году, а студентам предлагали справиться с последствиями изменения климата через решение головоломок. Контент Terrarium размещался в групповых чатах и видео. Специально нанятые актеры играли обитателей будущего, отправляющих послания в 2019. В 2007 на базе американских медиакомпаний ITVS и CPB прошла World Without Oil («Мир без нефти») — ИАР, моделирующая будущее в условиях падающей нефтедобычи.
ИАР базируются на принципе this is not a game («это не игра»). Задача — создать в восприятии игрока отдельную реальность, осязаемую и условную одновременно. Психологи и сами игроки часто описывают опыт участия в ARG как лиминальный (пограничный). Он может быть связан с дереализацией и деперсонализацией, а также отрицательно сказаться на ментальном здоровье. Преувеличивать потенциальный вред ARG не стоит, но отрицать полностью тоже нельзя.
В плане визуала и атмосферы многие ИАР близки к эстетикам dreamcore, backrooms, old web (интернет 90-х и нулевых); проектам для PS1, Dreamcast и Nintendo 64; фильмам и сериалам девяностых. Сеттинги и механики здесь редко располагают к созданию красочной графики.
Зачем нам ARG?
Игры альтернативной реальности — ценный кейс для геймдизайнеров, нарративных дизайнеров, сценаристов и всех, кто работает с интерактивом. ARG хорошо показывают, как «цеплять» и стимулировать аудиторию, используя разные медиумы и приемы. Начинающие игроделы могут потренироваться, сделав собственный проект — для начала хватит чата в мессенджере и нескольких друзей тестеров. Да и бюджет не нужен.
Источники:
1. Sachi Go. 6 Best Alternate Reality Games, Ranked.
2. Teddy M. 10 Best ARGs Hidden In Games.
3. Emily R. Ehret. Alternate reality game sparks innovative student ideas about climate change.
4. Eric Thurm. An Alternate Reality Game That Takes Freshman Orientation to a New Level.