Мёртвый жанр о бессмертных существах.
За последнее время игр на вампирскую тематику выходило не так уж и много. Жанр буквально умирает: популярные ранее серии остаются без продолжений, а новых тайтлов практически не выходит. Размышляем о том, в чём уникальность игр про вампиров и почему им стоит вернуться на наши мониторы.
Путь к забвению
В начале двухтысячных игры про вампиров занимали прочную нишу в геймерской культуре. Серия Legacy of Kain ещё не была убита неудачной мультиплеерной Nosgoth, а выход Vampire the Masquerade: Bloodlines давал надежды, что Troika Games не прекратят своё существование и будут продолжать творить. Даже BloodRayne когда-то казалась инновационным слэшером и имела свой круг преданных фанатов — до тех пор, пока Уве Болл не всадил в сердце серии три осиновых кола своими ужасающими экранизациями. Вот уж точно — Ван Хельсинг наших дней.
Почти каждый жанр мог предложить что-то на эту тему: экшены от первого и от третьего лица, ролевые игры, хорроры, адвенчуры и квесты. Но затем комбинация неудачных запусков и общее пресыщение рынка качнули маятник в обратную сторону. Свою лепту, конечно, внёс и феномен «Сумерек»: вампирская тематика резко обрела популярность среди женской и подростковой аудитории, а в глазах хардкорных геймеров, наоборот, «опопсела» и стала предметом насмешек.
Результат такого сдвига налицо: сейчас игр про вампиров почти не выходит. Из последних крупных релизов можно вспомнить только, пожалуй, Castlevania: Lords of Shadow 2 и стелс-экшен DARK. Тем не менее, в вампирских играх есть ряд присущих им особенностей, за которые они всегда были любимы аудиторией и которых иногда не хватает в современных играх.
Существа ночи
Начать стоит с того, что игры про вампиров, особенно экшены, позволяют себя почувствовать по-настоящему крутым: помимо фактического бессмертия, у существ ночи есть целый набор характерных суперспособностей, благодаря которым большинство их противников не переставляют для них совершенно никакой угрозы. Здесь и телекинез, и регенерация, и контроль разума, и умение превращаться в туман или стаю летучих мышей.
Практически неуязвимым проноситься сквозь толпы врагов, оставляя после себя лишь след из трупов — особое ощущение. Похожим могут похвастаться многие игры (взять хоть те же серии Prototype или inFamous), но наиболее близки, как ни странно, игры про джедаев: что могут сделать выстрелы бластеров против умелого владения Силой и световым мечом?
На суперспособностях вампиров основаны многие уникальные механики, которые редко встречаются в других играх. Во-первых, конечно, это восстановление жизни за счёт чужой крови. Где ещё увидишь, чтобы рядовые враги были одновременно «аптечками» для восстановления здоровья. Хитрый Думгай, конечно, немного позаимствовал эту механику в последнем Doom, но обошлось без высасывания крови из демонов. Может, оно и к лучшему.
Другая знаковая способность — умение вселяться в разум жертв и подчинять их своей воле. После Dishonored таким сейчас никого не удивишь, но в 2002-м, во времена Legacy of Kain: Blood Omen 2 это было в новинку, и многие игровые загадки были основаны именно на этой способности. Также в Blood Omen 2 интересным образом были совмещены высасывание крови и телекинез: Каин мог, как настоящий аристократ, пить кровь своих жертв, даже не притрагиваясь к ним.
Море крови и внутренний конфликт
Есть и другие вещи, не связанные напрямую со способностями вампиров (и дампиров, то есть вампиров-полукровок). Так, например, BloodRayne в своё время хвалили за возможность красиво расчленять врагов ударами лезвий. И хотя это был не первый экшен, предлагавший игрокам такую возможность, да и в целом ни одна из частей серии не была особенно любима критиками, разработчики точно знали сильные стороны своей игры. Поэтому в BloodRayne 2 кровавым «фаталити» добавили ещё больше детализации и зрелищности.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся неуязвимость, у существ ночи есть и свои слабые стороны: солнечный свет, чеснок, святая вода, осиновые колья в груди — далеко не полный список проверенных способов расправиться с вампиром. Более интересен другой момент: в отличие от других видов нежити и вне зависимости от того, являются ли они героями (чаще антигероями) или злодеями в игровом нарративе, их редко можно назвать плоскими, неинтересными персонажами.
Зачастую они раздираемы внутренними противоречиями или имеют некий другой конфликт в своём характере или предыстории. Кто-то воспринимает свою вечную не-жизнь и жажду крови как проклятие, а не как источник могущества. Кто-то столетиями страдает от тоски по давно погибшей возлюбленной. Кто-то живёт и сражается лишь ради мести своему создателю — тому, кто изначально обратил его в вампира.
Такие внутренние конфликты — всегда хорошая почва для интересного, не чёрно-белого сюжета. А если за основу взять историю не одного отдельного вампира, а многовековое противостояние нескольких могущественных вампирских кланов (серия Vampire the Masquerade) или бесконечную борьбу двух заклятых врагов (серия Legacy of Kain), то в итоге может получиться сюжет, достойный новеллизации. Даже если саму игру в итоге доделывать придётся фанатам, как это было с Vampire the Masquerade: Bloodlines.
Сюжет Legacy of Kain был написан не кем иным, как Эми Хенниг (Amy Hennig), автором сценария первых трёх частей Uncharted. В нём нашлось место как истории о противостоянии и мести, так и размышлениям о неизменности судьбы и о свободе воли.
Bloodlines же вообще многими считается лучшей вампирской игрой из всех когда-либо выходивших. Как верно заметил колумнист Фил Хэртеп (Phil Hartup) в своей статье для издания New Statesman, хорошей игры про вампиров не может получиться без крепкого сюжета и качественного нарратива. Именно Bloodlines журналист приводит в качестве примера:
Стиль бессмертных
Другая особенность, присущая большинству игр на вампирскую тематику — это мрачная готическая атмосфера. И хотя подходы к изображению вампиров могут быть очень разными (как, например, в «От заката до рассвета» или «Штамме»), в большинстве случаев дизайнеры основываются на канонах, заложенных ещё Брэмом Стокером.
Вампиры — это кровожадные убийцы с великолепным чувством стиля: аристократизм в манерах и в одежде, а в архитектуре — обязательно готика. В их мире всегда царит ночь, а саундтреком выступает классика в исполнении симфонического оркестра. Ну или мрачное техно, тут уж как повезёт.
Безусловно, это набор клише, но даже их можно не возводить в абсолют, как в той же серии Castlevania, а подойти к ним более современно. Большие надежды в этом плане подаёт Vampyr — грядущая игра от Dontnod Entertainment. Судя по трейлерам, все присущие жанру особенности в ней на своих местах. Учитывая, что предыдущими играми Dontnod были Remember Me и Life is Strange, на хороший сюжет и атмосферу можно рассчитывать.
Другой интересный проект, готовящийся к выпуску в 2018 году — это экшен-RPG Code Vein от Bandai Namco. Судя по трейлерам, там нас ждёт микс из сурового геймплея в духе Dark Souls и «анимешной» стилистики.
Станут ли эти релизы началом нового витка популярности игр про вампиров, пока что сложно сказать. Остаётся лишь довольствоваться тем, что уже было выпущено игровой индустрией и надеяться на то, что жанр не уйдёт в окончательное забвение. И пусть мир вампиров мрачен, трагичен и чрезвычайно жесток, в нём всегда будет оставаться что-то притягательное и манящее. Наверное, это у нас в крови.
Источник: DTF