5 игр, которые пытаются залезть в ваши головы и вложить в них определенные идеи.
Пропаганда шла рука об руку с политикой с очень давних времен: уже преамбулу к Своду законов Хаммурапи принято считать одним из примеров. Сам термин «пропаганда» появился в 1622 году, когда была учреждена Конгрегация распространения веры (Congregatio de Propaganda Fide) при папе Григории XV.
По мере развития различных сфер медиа, СМИ, способов хранения и передачи информации, эволюционируют и методы пропаганды. Кино, музыка, книги — любые произведения искусства, любые виды массового воздействия на сознание людей могут быть использованы для распространения и насаждения определенных идей и идеологий, видеоигры исключением, разумеется, не стали.
На идею написания этой статьи меня навел недавний релиз северокорейской «развлекательная 3D-программа» Hunting Yankee, в которой игроку требует заниматься отстрелом американских военнослужащих.
Именно после этой новости мне стало интересно: а какие еще игры были созданы как средства пропаганды?
America’s Army
America’s Army можно назвать самым известным примером пропаганды в видеоиграх. Идея проекта появилась в 1999 году, благодаря полковнику Вооруженных сил США Кейси Вардински: он хотел использовать технологии компьютерных игр, чтобы создать возможность для обычного человека очутиться в шкуре обычного американского солдата, при этом получив наиболее информативный, развлекательный и увлекательный опыт.
Версия игры 1.0 для Windows вышла 4 июля 2002 года, с тех пор игра получила 41 обновление и новую версию. Все части были разработаны на движке Unreal Engine.
Игра представляет собой тактический шутер с видом от первого лица. Геймплей в America’s Army был довольно симулятивным и был даже отмечен видеоигровыми журналистами. Одно время игру возили по всей территории США в виде виртуального экспириенса с целью рекламирования службы в американских вооруженных силах: прямо на мероприятии можно было записаться в ряды военнослужащих.
Все части America’s Army были созданы непосредственно вооруженными силами США и финансировались из их же бюджета. Поскольку целью было разрекламировать службу в американской армии, то игра распространялась абсолютно бесплатно. В том числе и «недавняя» America’s Army: Proving Grounds, которая вышла в Steam 1 октября 2015 года.
Anti-Japan War Online
Игра была выпущена в 2008 году при активной поддержке Коммунистического союза молодёжи Китая китайскими разработчиками из PowerNet Technology.
В Anti-Japan War Online игрок должен был взять на себя роль одного из 17 китайских солдат, которые являлись преставителями разных слоев общества, и отразить японское вторжение на родную землю. Поскольку игра была патриотично настроена, то возможности играть за японских солдат не было предусмотрено. Более того, по словам журналистов из The Guardian, японцы специально были представлены более «уродливыми».
Геймплейно игра представляет из себя изометрическую MMORPG, похожую на первую Lineage и Ragnarok. Игра вызвала сильный ажиотаж среди молодых геймеров из Китая, поэтому уровень насилия был понижен, а все бои стали показываться в очень минималистичной форме.
Under Ash
Under Ash была задумана как реакция на несправедливое и оскорбрительное отображение арабов в других видеоиграх, в том числе: в America’s Army, уже упомянутой выше, и немало известной Delta Force.
Проект был выпущен в 2001 году благодаря сирийскому издательству Dar al-Fikr. В роли главного героя выступал палестинец Ахмед, которому предстояло защищать свою Родину от вторжения израильских сионистских оккупантов. Поскольку игра была посвящена войне на Ближнем Востоке, то она вызвала множество споров и обсуждений.
За время прохождения ситуации, в которых оказывался Ахмед, сильно изменялись: если в начале игры вы камнями пытались разбить голову солдатам, то в конце уже уничтожали израильские базы и блокпосты. Игру критиковали за то, что она была слишком сложной: настоящий Dark Souls от мира арабских шутеров.
Ладно-ладно, простите, неудачная шутка. Но я не удержался.
Игроки критиковали Under Ash за то, что умереть в ней было слишком легко: Ахмед выдерживал соверешнно мизерное количество попаданий. Дополнительную сложность добавляли и лезущие под огонь мирные жители: любой убитый невинный гражданин приводил к проигрышу. Финал был тоже не особо радужный — при любых раскладах победить в конфликте было невозможно.
Under Ash стала достаточно популярным в своей нише проектом — за первую неделю был продан весь тираж из 10 тысяч отпечатанных копий. В 2005 году игра получила сиквел под названием Under Siege.
Special Force
Не уходя далеко от темы противостояния с Армией обороны Израиля давайте вспомним Special Force, которая была создана и проспонсирована ливанской политической группой Хезболла.
Special Force — шутер от первого лица, который забрасывает игроков в разные этапы операций Хезболлы, направленные против Израиля. Судя по информации, имеющейся в интернете, условия, представленные в игре, полностью симулируют те, с которыми столкнулись террористы в реальной жизни, например: количество мин, израильских военнослужащих, географические локации и погодные условия. Также в игре присутствовал тренировочный режим, в котором предлагалось потренироваться в стрельбе на первых лицах государства Израиль.
Подобно Under Ash, Special Force планировалась как ответ на отрицательный образ арабов в видеоиграх, а также как способ противостоять доминирующей израильской позиции в СМИ. Официальный представитель Хезболлы заявлял, что решение о разработке игры было принято на высшем уровне, чтобы представить идею сопротивления как можно больше количеству молодых людей.
Игра имела определенный успех — первый тираж в 8 тысяч копий был продан за неделю.
Ethnic Cleansing
21 января 2002 года издательство Resistance Records выпускает проект, который был разработан американским Альянсом националистов, — Ethnic Cleansing.
В завязке сюжета город главного героя, очевидно узнающийся Нью-Йорк, разграбляется и захватывается бандами стереотипичных афро-американцев, евреев и латиносов. Перед стартом игроку предстоить выбрать одного из персонажей: Нео-нациста, Скинхеда или члена Ку-Клукс-Клана. После этого начинает происходить полная тьма и беспредел, описывать который нет никакого желания.
Все, что вам необходимо знать — это был шутер от первого лица, все действие которого происходило на пределах одного уровня.
Как мне кажется, это один из самых отвратительных примеров пропаганды в видеоиграх. Проект запустили в продажу в день Мартина Лютера Кинга по цене в 14,88 американских доллара. Слоган, которым рекламировали Ethnic Cleansing звучал так: «Отпразднуйте День Мартина Лютера Кинга вместе с виртуальной Расовой Войной!»
Заключение
Спасибо большое, что совершили это небольшое путешествие в прошлое вместе со мной. Надеюсь, что вам было хотя бы немного интересно и вы почерпнули для себя что-то новое. Помните, что всегда необходимо сохранять критическое мышление и проводить всю информацию, которую получаете, через вашу собственную призму восприятия и все будет у вас хорошо!
А какие пропагандистские игры можете вспомнить вы?
Источник: DTF