Фильм дель Торо отказывается от патетичных речей, показывает сюжет через детали, объединяет искусства – и входит в историю
***
В тексте присутствуют значительные спойлеры к фильмам «Форма воды» и «Выживший». Перед прочтением лучше их посмотреть. Спасибо
***
На Берлинском кинофестивале победила картина «Не прикасайся» – румынская драма о зрелой женщине, которая боится интимной близости и исследует собственную и чужую сексуальность. Казалось бы, идеальный фильм для мира либеральных ценностей не устроил ни критиков (российских и зарубежных), ни зрителей. Его упрекают в потакании общественным трендам, что особенно чувствительно звучит на фоне грядущего Оскара, номинантов и лауреатов которого не первый год критикуют за спекулятивность, эксплуатацию заведомо эмоциональных тем и прочие смертные грехи. Не избежал этой участи и главный фаворит 90-ой церемонии, «Форма воды». Однако фильм Гильермо дель Торо – гораздо более тонкая и искусная работа, чем кажется на первый взгляд. Более того, авангардная для кинематографа. Чтобы убедиться в этом и снять с неё тяжкие обвинения, проведём расследование и разберём, что же делает «Форму воды» новаторским кино.
Язык действий
История в потоке изображений – такова была квинтэссенция искусства, которое создали братья Люмьер. Была потому, что в повествовании современных картин умело применяется песенная драматургия или блистают словесные пикировки, а изображение молчит. Главную роль играет текст. Редкие носители визуального языка вроде «Безумного Макса» и «Бегущего по лезвию 2049» неизбежно проваливаются в прокате, и кажется, что логоцентризм окончательно превратил кинематограф в суррогат литературы. Оттого неожиданным выдался прокатный и наградной триумф «Формы воды» – обманчиво старомодной сказки Гильермо дель Торо, рассказанной через семиотику действий и визуальных образов. Иначе говоря, без слов.
Хотя в начале «Формы воды» было именно слово, здешний рассказчик оказывается бесполезным и ничего не сообщает о мире фильма. После и вовсе замолкает, оставляя нас наедине с главной героиней, тоже безмолвной. Многие восприняли её недуг как ту самую спекулятивность, однако решение дель Торо объясняется проще: режиссёр стремился избежать шаблонных словоизлияний, которыми неизбежно страдала бы Элайза на фоне молчаливого монстра. Намеренно отказавшись от речи, дель Торо заменил её родным языком кино – языком действий. Вот его главное правило:
Сущность героя – его действия. Персонажа определяют поступки, а не произносимые фразы
Поэтому не нужно быть Сэмом Спейдом кинематографа, чтобы составить портреты героев «Формы воды» – достаточно наблюдать за их действиями. Сначала себя показывает Элайза, которая утром готовит еду, принимает ванну и попутно мастурбирует. Она уборщица, а не потомок рода Юлиев, и занимается тремя делами одновременно только потому, что её распорядок успел превратиться в рутину. Однако давнее одиночество не мешает Элайзе озорно танцевать, подражая актёрам из мюзикла, и грезить о роскошных красных туфлях, спрятавшихся за витриной. Да, Элайза не может говорить, но её действия показывают, кто скрывается под униформой уборщицы. Классическая сказочная принцесса: одинокая, мечтательная, романтичная.