Игра на выживание: история франшизы «Пила»

От короткометражки двух австралийских студентов до самого кассового хоррора в истории.

13 мая в российских кинотеатрах вышла девятая часть «Пилы» с подзаголовком «Спираль». Название, звучащее в оригинале, как Spiral: From the Book of Saw, намекает, что фильм задуман спин-оффом или мягким перезапуском.

Это же отчасти подтверждает и Крис Рок. Именно он придумал основную идею нового фильма и сыграл главную роль. Тем интереснее, что срежиссировал картину Даррен Линн Боусман, уже поставивший три части «Пилы».

Тем временем уже идут разговоры о десятой части франшизы, а параллельно намекают на сериал по мотивам фильмов.

По этому поводу рассказываем, как зародилась одна из самых кассовых серий хорроров, и как она менялась со временем. А заодно вспоминаем главных героев «Пилы», что будет полезно перед просмотром новой части.

Короткометражка, первый фильм и неожиданный успех

В начале нулевых Джеймс Ван и Ли Уоннелл учились в киношколе в Мельбурне. На момент знакомства и начала совместной работы первый уже снял короткометражку Stygian, которая даже завоевала приз на местном фестивале андеграундного кино. Второй работал репортёром и кинокритиком, писал сценарии и мелькал в небольших ролях в фильмах. В 2003-м Уоннелл даже ненадолго появится во второй «Матрице».

Познакомившись, напарники, обожавшие мрачные жанры, решили совместно написать сценарий жёсткого триллера. Взяв за основу собственные страхи и фантазии (а по некоторым легендам, ещё и сны Вана), они придумали историю о маньяке, который заставляет своих жертв доказывать стремление к жизни.

Затем Ван и Уоннелл выбрали самую показательную сцену и сняли на её основе короткометражный фильм. Поскольку бюджет авторов оказался ограничен их не слишком крупными банковскими счетами, они решили показать всего двух героев и пару локаций.

По сюжету, работник больницы Дэвид, которого сыграл сам Ли Уоннелл, рассказывает полицейскому, как его похитил маньяк. Герою надели на голову «разрыватель челюсти» — аналог медвежьего капкана, только работающий наоборот. Чтобы выжить, Дэвиду пришлось достать ключ, находившийся в желудке его сокамерника. Тонкость в том, что второй человек в это время лежал парализованным, но оставался в сознании. Спасая себя, Дэвид убил его.

В финале истории герой начинает плакать, а полицейский спрашивает: «Ты благодарен ему, Дэвид?».

Фильм можно полностью посмотреть на YouTube

Закончив работу, Ван и Уоннелл отправили сценарий и короткометражку различным студиям. Отозвалась Lionsgate, предложившая новичкам самостоятельно поставить картину. Но бюджет компания выделяла мизерный — 1,2 миллиона долларов.

Однако Ван и Уоннелл изначально ориентировались на такие авторские работы, как «Ведьма из Блэр» и «Пи». Они понимали, что для хорошей атмосферы важны не деньги, а яркая идея и остроумная реализация.

Напарники снова постарались снизить количество локаций и персонажей до минимума. Появилась даже идея, что главные герои большую часть времени проведут в лифте. Но потом решили поместить их в туалет, который мелькнул в финале короткометражки.

Именно там приходят в себя главные герои картины: доктор Лоуренс Гордон (Кэри Элвес) и фотограф Адам Стэнхейт (снова Ли Уоннелл). Каждый из них прикован за ногу к трубе, а в центре комнаты лежит окровавленный труп. Герои получают от маньяка инструкции и вспоминают события, предшествовавшие их похищению. Постепенно выясняется, что для освобождения Гордон должен убить нового знакомого.

В картину полностью вошла сцена из короткометражки. Поскольку Уоннелл теперь играл Адама, её пересняли с новыми актёрами. Когда авторов спросили, кого бы они хотели видеть в роли жертвы «разрывателя челюсти», Ван сразу же ответил — Шоуни Смит. Ему просто нравилась эта актриса.

На самом деле Смит не слишком любила ужасы, хоть и снялась в ремейке «Капли». Поэтому она изначально отказалась от роли, но просмотрев короткометражку, всё же согласилась. Образ переписали под неё: героиня по имени Аманда стала бывшей наркоманкой.

Из-за ограниченности бюджета съёмки вели в заброшенном складе. Из новых декораций построили только туалет. Остальные локации снимали в готовых помещениях.

Авторам пришлось идти на множество хитростей. Уоннелл не только играл одну из главных ролей, но нередко подменял собой различных актёров во время досъёмок эпизодов. В одной из сцен он даже перевоплотился в Шоуни Смит, правда героиню показывали только со спины. А в роли обездвиженного сокамерника Аманды предстал продюсер фильма Орен Коулес.

На реальную съёмку автомобильной погони тоже не было денег, поэтому её превратили в мелькающий трип со вспышками света. На самом же деле машины снимали в павильоне, просто раскачивая их.

Интересно, что сейчас франшиза «Пила» у многих ассоциируется с кровавыми сценами и расчленёнкой. Но в первом фильме большая часть насилия происходит за кадром. Самые неприятные моменты показывают лишь мельком. Основная причина всё та же — на спецэффекты не хватало бюджета. Разве что сцена, где Аманда копается во внутренностях мертвеца, в оригинале длиннее. Её сократили, чтобы сохранить фильму рейтинг R.

Но сложнее всего оказалось Тобину Беллу, который сыграл злодея Джона Крамера по прозвищу Конструктор (Jigsaw). Главный поворот картины состоял в том, что именно он лежал весь фильм в центре комнаты. Информация разнится: где-то говорят, что актёр сам предложил отказаться от манекена, но больше похоже, что на реалистичную замену у авторов всё так же не нашлось денег.

Как бы то ни было, Белл лично провёл шесть дней на холодном полу, периодически поедая успокоительное. Проявить актёрское мастерство ему дали лишь пару минут в финале. Но именно это определило и его будущую карьеру, и перспективы всей франшизы.

Lionsgate не слишком надеялась на успех «Пилы». Казалось, что получается типичный хоррор-триллер категории «Б». Картину планировали выпустить сразу на носителях, но для начала презентовали на фестивале независимого кино «Сандэнс».

Зрители с восторгом приняли дешёвый, но очень атмосферный и напряжённый фильм. Тогда компания изменила планы, и «Пилу» пустили в кинотеатры. Сказать, что это решение было удачным — не сказать ничего.

Картина вышла в прокат накануне Хэллоуина и за первые выходные собрала более 18 миллионов долларов, хотя конкурировать пришлось с американским ремейком «Проклятия» и биографическим фильмом о Рэе Чарльзе.

Вскоре сборы в США утроились. Но фильм полюбили не только на родине: международный прокат добавил ещё более 40 миллионов.

В общей сложности первая часть «Пилы» собрала более 100 миллионов долларов. При бюджете в 1,2 миллиона.

Причём радоваться пришлось не только студии и продюсерам: Джеймс Ван и Ли Уоннелл отказались от скромного, но фиксированного гонорара за работу, променяв его на процент от сборов.

Забегая вперёд, можно сказать, что именно Ван станет самым прибыльным автором хорроров. Франшиза «Пила» попадёт в книгу рекордов Гиннесса, как наиболее успешная серия фильмов ужасов. И уступит первенство только циклу «Заклятие», который тоже придумает Джеймс Ван.

Критики восприняли первый фильм сдержанно. Но после оглушительного успеха студия сразу запустила в разработку продолжение.

Новый режиссёр и развитие франшизы

После первой «Пилы» Джеймс Ван ушёл снимать фильм «Мёртвая тишина» по сценарию всё того же Уоннелла (релиз этой картины затянут на два года, а потом она провалится в прокате, и планы на сиквел тут же свернут). Поэтому продюсеры принялись искать режиссёра для продолжения франшизы.

В это же время другой талантливый человек пытался продать кому-нибудь свой сценарий. С 2004 года начинающий режиссёр Даррен Линн Боусман предлагал студиям фильм «Отчаяние». Но он постоянно получал отказы, поскольку сюжет его картины слишком напоминал «Пилу».

Так продолжалось до его встречи с оператором Дэвидом Армстронгом, который снимал картину Вана и Уоннелла. Тот посоветовал Боусману обратиться к продюсеру Греггу Хоффману. Боссу идея понравилась, и фильм, слишком похожий на «Пилу», превратили в её сиквел.

Перенести действие в мир франшизы взялся сам Ли Уоннелл. Однако основу сюжета и все ловушки оставили из идей Боусмана. Ван выступил лишь исполнительным продюсером. Зато вернулась почти вся команда, работавшая над оригиналом.

Именно в сиквеле раскрываются герои из первого фильма: Джон Крамер и Аманда Янг, подробнее о них мы расскажем чуть дальше. И эта картина во многом задала тон будущему франшизы.

Основное действие разделено на две сюжетные линии. В первой полицейский Эрик Мэтьюз (Донни Уолберг — старший брат Марка Уолберга) в поисках своего сына Дэниэла (Эрик Кнудсен) приходит со спецназом в логово Конструктора. В это время мониторы транслируют очередную «игру». Дэниэл, Аманда и ещё несколько незнакомцев должны пройти через серию смертельных ловушек.

Бонусом авторы выпустили псевдодокументальный фильм Full Disclosure Report : Piecing Together Jigsaw. Именно там впервые мелькнул Эрик Мэтьюз: агрессивный полицейский с пистолетом бросается на репортёров

Сюжет фильма старались сохранить в максимально возможном секрете. Последние 25 страниц сценария показали только тем актёрам, которые участвовали в финале. Остальным выдавали отдельные сцены по мере необходимости. Чтобы запутать ещё больше, отсняли альтернативные концовки. Это вполне логично: следуя идеям первой «Пилы», сюжет строится на обмане ожиданий. Причём зрителей запутывали вместе с героями.

Во-первых, авторы использовали традиционный приём, связанный с параллельным монтажом: две сюжетные линии показывают одновременно, и возникает ощущение, что они и происходят параллельно. На самом же деле игра давно окончилась. Позже подобный ход используют и в восьмой части.

Во-вторых, Джон Крамер предвидит поступки своего оппонента. Поэтому он в самом начале фильма прямо говорит, что тому достаточно просто два часа сидеть и разговаривать. И действительно, в финале выясняется, что Дэниэл всё это время находился в сейфе в том же помещении, нужно было просто подождать.

И третий обман: Аманда — не повторная жертва Конструктора. Теперь она его помощница, помогающая устраивать ловушки.

Дополнительно поклонников первой части ждал подарок: герои возвращались в туалет из оригинального фильма. Здесь, кстати, можно убедиться, что Адам всё же умер. А вот судьба доктора Гордона раскроется намного позже.

Можно заметить, что во второй части сюжет выглядит чуть масштабнее: здесь больше героев и декорации выглядят интереснее. Хотя бюджет сиквела составлял небольшие 4 миллиона долларов (что всё же почти в 4 раза больше первой части). Но всё равно это камерная атмосферная картина, которую отсняли менее, чем за месяц.

Вложения в сиквел тоже отбились во много раз. В прокате картина собрала почти 150 миллионов. В разработку тут же решили запустить третью часть. Но вмешалась трагедия.

Один из продюсеров «Пилы» — Грегг Хоффман — скончался буквально через месяц после премьеры. Ван, Уоннелл и Боусман встретились, чтобы помянуть друга. За ужином они решили, что нужно снять третью часть в честь Хоффмана.

Именно поэтому поклонники франшизы отмечали, что «Пила 3» при всей жестокости получилась более сентиментальной: важный акцент сделан на общении Крамера и Аманды. А финальный твист любители детективов могут раскрыть после первой трети картины.

Как и в предыдущей части, основное действие разделено на две линии. Первая посвящена самому Джону Крамеру: он умирает от опухоли мозга, поэтому Аманда похищает врача Линн Денлон (Бахар Сумех) и надевает на её шею взрывчатку.

Доктор должна поддерживать жизнь Крамера, пока не закончится игра. В момент очередного приступа ей даже приходится сделать пациенту трепанацию черепа. Вскоре Аманда начинает ревновать учителя к Линн и всё больше хочет её убить.

Параллельно некий Джефф (Ангус Макфадьен) проходит серию испытаний: он долгое время мечтал отомстить человеку, который сбил на машине его сына и не понёс должного наказания. Крамер даёт ему возможность поквитаться со свидетельницей, не давшей показания, судьёй и, наконец, самим убийцей. Причём каждый раз у Джеффа есть возможность простить и спасти подопытных.

В финале выясняется, что герои двух сюжетных линий — муж и жена. Джефф прощает всех виновных, но не успевает их спасти. Он попадает в комнату к Крамеру ровно в тот момент, когда Аманда всё же стреляет в Линн. Джефф убивает злодейку и оказывается, что здесь и проходит его последнее испытание: Конструктор предлагает простить его или же убить. Тот, не зная, что на шее у жены взрывчатка, отрезает Крамеру голову, и Линн умирает.

Нетрудно заметить, что в этой части больше эмоций, нежели внезапных поворотов. Джефф каждый раз терзается выбором: простить очередную жертву или просто пройти мимо. Линн спасает Крамера и, кажется, искренне привязывается к злодею. Конструктор пытается успокоить Аманду.

В то же время именно с этого фильма «Пила» начала превращаться в «пыточное порно», хотя создатели франшизы открещивались от этого термина ещё долгие годы. Самые жестокие моменты не оставляют за кадром, как это было в первом фильме, а наоборот смакуют.

В этом плане показательна сцена с малоизвестной актрисой Деброй МакКейб. На протяжении четырёх минут её героиню, полностью обнажённую, просто заливают холодной водой, а она в это время лишь кричит.

Получив уже внушительный бюджет в 10 миллионов долларов, Боусман и Уоннелл придумали более масштабные и сложные ловушки. Во вступительной сцене даже планировали подвесить персонажа на цепь к потолку, но это не вписывалось в сюжет. Потом в ход пошёл прибор, разрывающий грудную клетку. А для финального испытания хотели создать машину, которая компактно складывает человека в ящик. Но решили сделать дыбу, выкручивающую отдельные части тела.

Самой сложной оказалась ловушка, в которой судью заливало перемолотыми свиньями. Над механизмом со множеством движущихся деталей работали очень долго. Туши делали из резины, для эффекта разложения их покрывали мёдом.

Релиз продолжил традицию франшизы: критики с каждым разом всё больше ругали «Пилу» (у третьей части на Rotten Tomatoes всего 28% положительных отзывов прессы, а больше 50% не заработал ни один фильм), но зрители охотно шли в кинотеатры и покупали новинку на носителях.

«Пила 3» показала рекордные для франшизы сборы в 169 миллионов долларов. Будущие фильмы так и не смогут побить эту цифру.

Многие считают, что на этом авторам стоило остановиться.

Четвёртая часть и смены режиссёров

Студия дала «зелёный свет» новой части ещё на стадии разработки третьего фильма, что вполне логично: картины приносили чуть ли не десятикратную прибыль. Но самих авторов она уже утомляла.

Ли Уоннелл не стал писать сценарий к очередному продолжению. Да и Даррен Линн Боусман не планировал возвращаться к постановке. Однако студия нашла других сценаристов, снова новичков и поклонников хорроров. Напарники Патрик Мелтон и Маркус Данстан до этого уже придумали сюжет комедийного ужастика «Пир» о группе людей, которая отбивается от монстров в баре посреди пустыни.

Они написали сценарий для очередной «Пилы», и некоторые повороты сюжета удивили даже Боусмана. После этого он согласился ещё раз вернуться к постановке.

В первой ловушке нового фильма две жертвы впервые противостояли друг другу. В видео со съёмок показывают, что один актёр действительно не мог разговаривать, а глаза второго оставались лишь чуть приоткрытыми

Сюжет действительно необычен, хотя это не всегда идёт в плюс. Теперь испытания проходит командир спецназа Ригг (Лайрик Бент). В отличие от героев предыдущих частей, он делает это почти добровольно, чтобы спасти своих коллег: детектива Марка Хоффмана (Костас Мэндилор) и Эрика Мэтьюза, которого считали мёртвым ещё со второй части.

По изначальной задумке вместо Мэтьюза фигурировала жена Ригга, что обеспечивало более сильную мотивацию. Но когда Донни Уолберг согласился вернуться в франшизу, эту линию переписали. Поэтому логика поступков героя кажется не слишком правдоподобной.

В то же время агент ФБР Питер Страм (Скотт Паттерсон) пытается разобраться в деятельности Конструктора и подозревает, что Ригг стал его последователем.

Интересно, что действие фильма происходит не после событий предыдущей «Пилы», а параллельно с ними. В финале сюжеты картин сходятся воедино. Выясняется, что Хоффман — очередной последователь Конструктора. Агент Страм попадает в комнату, где лежит Крамер, и убивает обезумевшего Джеффа. А его самого запирает Хоффман.

После этой части франшиза стала всё дальше отходить от изначального стиля. Боусман всё же покинул серию, на его место пришёл Дэвид Хакл, работавший помощником режиссёра в предыдущих картинах. Следующие две части и вовсе поставил Кевин Гротерт — монтажёр первых фильмов. После шестой ушёл постоянный оператор франшизы Дэвид Армстронг. Мелтон и Данстан отвечали за сценарии вплоть до седьмой части. Но всё превратилось в некое подобие сериала.

Основным злодеем выбрали Марка Хоффмана. Раскрыли причины, по которым он стал убийцей и обстоятельства знакомства с Конструктором. Но всё же этот герой значительно уступал в харизматичности Крамеру. Поэтому главной отдушиной для фанатов оставались флэшбеки и возвращение классических персонажей «Пилы». Например, в седьмом фильме внезапно появился доктор Гордон.

Помимо привлечения знакомых героев авторы пытались сохранить интерес зрителей всеми возможными способами. Хакл утверждал, что для подготовки к пятой части изучал реальные несчастные случаи. В качестве кастинга на роль в шестой картине устроили реалити-шоу «Королевы крика» на канале VH1. Его победительница Танедра Ховард действительно сыграла Симону, которая в самом начале отрезает себе руку.

Но шестая часть собрала в прокате всего 62 миллиона при производственном бюджете в 11 миллионов, что значительно проигрывало сборам предыдущих фильмов.

Чтобы снова привлечь публику, седьмую часть сняли в формате 3D, окончательно превратив сюжет в кровавое шоу. Наиболее показательна одна из первых сцен: двое парней в стеклянном ящике на площади выбирают, распилить друг друга или же девушку, которая изменяла им обоим. А в центре сюжета оказывается писатель, который раскрутился на обмане, утверждая, что прошёл через ловушки Конструктора.

Зато, оправдывая формат 3D, часть сцен сняли от первого лица, чтобы зритель смог полностью погрузиться в ужасные испытания.

На этом даже сами создатели планировали закончить серию. Седьмая часть изначально получила подзаголовок «Последняя глава». Но интерес публики снова возрос, поэтому в разработку запустили восьмой эпизод бесконечного проекта.

«Пилу 8» (в оригинале Jigsaw) поставили братья Спириги, снявшие до этого «Патруль времени» с Итаном Хоуком. В этом фильме от изначального стиля франшизы не осталось почти ничего. Джон Крамер появляется лишь во флэшбеках, все герои новые, и даже стиль подачи иной: здесь больше чёрного юмора, а картинка очень яркая.

Визуальный стиль и уникальность франшизы

На первый взгляд может показаться, что «Пила» — очередная серия слэшеров, где жертв просто убивают разными остроумными способами. И тем удивительнее её популярность в нулевых, когда франшизы вроде «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы, 13-е» окончательно стали символом дурного вкуса. Но на самом деле «Пила» отличается от слэшеров. Причём как идейно, так и визуально.

Большинство других историй завязаны именно на личности неубиваемого маньяка. Джон Крамер предстаёт обычным человеком, да ещё и смертельно больным. Весь первый фильм Конструктор лежит на полу, во втором — сидит в кресле и разговаривает, в третьем — вовсе умирает. Дальше с ним связаны только флэшбеки.

Крамер выглядит не мистическим убийцей, а мастермайндом, который предсказывает поступки людей. Он не убивает жертв своими руками, как Майкл Майерс или Джейсон, а заставляет самих подопытных вредить себе или окружающим.

Других же Конструктор умело вовлекает в свою деятельность. Поэтому даже со смертью злодея его дело продолжает жить, и авторам не приходится воскрешать Крамера неправдоподобными способами.

Сама франшиза развивается не линейно, а скорее циклично. По крайней мере первые части построены именно так. Новые герои постоянно оказываются в местах действия предыдущих фильмов. Персонажи первых частей, вроде доктора Гордона или детектива Мэтьюза, возвращаются в продолжениях. Заброшенный туалет фигурирует даже в седьмом фильме, а третья и четвёртая части разворачиваются параллельно.

Это, конечно, превращает «Пилу» в подобие сериала, но зато обеспечивает франшизе наследственность и интерес фанатов. В то время как в других слэшерах в каждой части появляются новые герои и локации, а прежним остаётся лишь маньяк.

Финал седьмой части: доктор Лоуренс и всё тот же туалет

В плане визуала и подачи франшиза тоже выработала свой узнаваемый стиль, сохранявшийся примерно до пятой части. Изначально он появился просто от недостатка средств. Поскольку первую картину снимали с минимальным бюджетом, большую часть фильма работали с ручной камерой. Визуально разные линии сюжета разделены по цветовой гамме. Обычную жизнь героев показывают в более мягких естественных тонах, а на сценах с испытаниями картинка становится более резкой и зелёной.

В следующих частях — даже при большем бюджете — этот подход сохранили. Например, в чётвёртом фильме каждая комната снята со своим цветофильтром. Холодная синяя для замерзающей девушки, красноватая для судьи, которого заливает кровью. И традиционно зелёная для последней жертвы.

Ловушки и убийства поначалу показывали максимально натуралистично. Можно даже заметить, что в первых частях они далеко не всегда сложные: просто комната с колючей проволокой, печь или яма со шприцами. Зато авторы Hi Everybody! A Bad Medicine Podcast назвали «Пилу 2» очень правдоподобным в плане медицины.

Настоящим символом франшизы стал «разрыватель челюсти», он же «обратный медвежий капкан», появившийся ещё в первом фильме. В дальнейших частях устройство возвращается с завидной регулярностью.

Ван и Уоннелл утверждают, что собрали работающий прибор, да ещё и очень ржавый, и поэтому на съёмках короткометражки он представлял реальную опасность. Потом механизм, разумеется, сделали декоративным.

Показательно, что жену Конструктора убивают именно «разрывателем»

В последующих фильмах ловушки усложняются. Но многие из них всё ещё правдоподобны и собраны максимально реалистично. Что, конечно, обеспечивает большее погружение. Поэтому сцена из восьмой части, в которой на героев сыпятся ножи и полотна дисковых пил, выглядит очень странно — в этом испытании слишком много случайностей, жертв может убить первым же предметом.

Во многих фильмах сохраняется и структура. Действие начинается с необычной ловушки для второстепенных героев. В финале обычно выясняется какой-нибудь неожиданный факт, который меняет восприятие сюжета. Например, герой, которого считали участником игры, оказывается её организатором. Злодей произносит: «Игра окончена», далее идёт закадровый текст и быстрая нарезка под неизменную мелодию из первой части.

Со временем у франшизы появилась ещё одна постоянная и очень хорошая традиция. К выпуску очередной части Lionsgate организовывает акцию Give Til It Hurts. Добровольцы сдают кровь для красного креста, а в благодарность получают билет на очередную часть «Пилы». Для рекламы выпускают постеры с мрачными, но сексуальными медсёстрами.

Главные действующие лица «Пилы»

Напоследок стоит вспомнить некоторых важных персонажей франшизы, чтобы освежить их биографию и лучше понимать отсылки, которые могут появляться в новых фильмах.

Джон Крамер, он же Конструктор или Пила

Главного злодея всей серии сыграл актёр Тобин Белл, уже до этого прославившийся образами маньяков и убийц.

До событий «Пилы» Джон Крамер был талантливым инженером. Он пытался развивать строительство недвижимости для малообеспеченных людей. Крамер женился на Джилл Так (Бетси Рассел), помог ей организовать реабилитационную клинику для наркоманов. Счастливая пара ждала появления ребёнка, которого Джон хотел назвать Гидеоном — в честь первого здания по его проекту. Именно на этом заброшенном мясокомбинате будут разворачиваться события некоторых фильмов.

Уже на этом этапе чувствовалась жёсткость Крамера в общении с окружающими и его страсть к контролю. Он продвигал тезис, что люди обязаны ценить свою жизнь. Беременность Джилл муж полностью распланировал, мечтая, чтобы ребёнок родился точно в год Свиньи.

Но дальше в жизни пары начались трагедии. Наркоман Сессил Адамс (Билли Отис), пытаясь ворваться в клинику, ударил Джилл дверью в живот, и она потеряла ребёнка. Крамер впал в депрессию, разошёлся с женой и бросил работу.

Вскоре у него развился рак толстой кишки, давший метастазы в виде опухоли мозга. Из-за ошибки доктора Логана Нельсона (Мэтт Пассмор), перепутавшего рентгеновские снимки, болезнь диагностировали слишком поздно, когда операция уже стала невозможной. Крамер пытался добиться оплаты экспериментального лечения у вице-президента страховой компании Уильяма Истона (Питер Аутербридж), но тот отказал.

После этого Джон попытался покончить жизнь самоубийством, но выжил в автомобильной аварии. Тогда он и решил, что его новая цель — заставить людей ценить свою жизнь, устраивая им смертельные испытания. Начал Крамер именно с Сессила, символично поймав того на праздновании года Свиньи и заставив изуродовать себе лицо.

После смерти подопытного убийца срезал с его тела кусочек в форме пазла, как бы обозначая, что у того не хватало стремления к жизни. Из-за таких символов пресса даст маньяку прозвище Jigsaw. На русский язык это слово действительно можно перевести как «пила», но в данном случае точнее будет Конструктор.

В дубляже прозвище героя ошибочно совпадает с названием картины. Хотя первая часть получила свой заголовок из-за ножовок, которыми герои пилили ноги

Далее Крамер перешёл к более сложным ловушкам сразу для нескольких человек. В первую из них он затащил доктора Нельсона, свою соседку Анну (Лора Вандерворт) и ещё несколько жертв. Далее дело пошло уже по накатанной.

Инструкции игрокам Конструктор давал несколькими способами: либо в аудиозаписи на диктофонной кассете с надписью Play Me, либо в видеоформате. Во втором случае злодей представал в виде механической куклы Билли, которую Крамер смастерил в ожидании рождения сына. Иногда игрушка появляется прямо перед жертвами, выезжая на детском велосипеде.

Две главные черты Джона Крамера, позволяющие ему успешно проворачивать все испытания, это техническая подкованность и отличное знание психологии. С первым всё ясно: у Конструктора большой инженерный опыт и явная любовь к механизмам — он восторгался старинными часами, проработавшими сотни лет, и сам мастерил игрушки.

Второе вызывает споры. По сюжетам фильмов, Джон Крамер неизменно предугадывает поступки всех своих подопытных. Хотя есть предположения, что у него всегда есть запасные варианты, которые срабатывают в случае непредвиденного поведения жертв.

Но больше всего обсуждений вызывает сама философия маньяка. Следуя логике героя, актёр Тобин Белл в интервью заявляет, что Конструктор — не психопат, а философ, искренне желающий показать людям ценность их жизни.

Но это обман: невзирая на утверждения самого Крамера, некоторые жертвы изначально не могут спастись, а лишь выступают в виде проверки для партнёров. Так, например, получилось с супругами Морган и Рексом, которых проткнули железными штырями. В этой ловушке муж изначально обречён, поскольку ему повредили все жизненно важные артерии, могла спастись только жена.

Поэтому Джона Крамера можно назвать убийцей. Хотя одновременно он философ и очень умный человек, который сумел распланировать не только свою смерть (он спровоцировал Джеффа отпилить ему голову), но и долгое наследие, оставив инструкции сразу нескольким последователям и бывшей жене.

Аманда Янг

Героиня, которую сыграла любимица Джеймса Вана Шоуни Смит, появляется с первого же фильма франшизы.

Аманда — бывшая наркоманка, которая неоднократно попадала в полицию и отправлялась на лечение. Даже Джилл Так считала её безнадёжной.

Первое появление Аманды (переснятая короткометражка) со временем стало одной из культовых сцен в жанре хоррор

Её жизнь изменилась только после встречи с Крамером. Тот надел на девушку «разрыватель челюсти» и заставил искать ключ от него во внутренностях незнакомца. После этого Аманда решила, что действительно научилась ценить жизнь и стала помощницей слабеющего Конструктора. Она помогала похищать людей, а потом и сама стала участницей очередной игры. На самом деле Аманда следила, чтобы сын Эрика Мэтьюза добрался до финала.

Нельзя сказать, что героиня действительно обрела душевное равновесие. Её мучали кошмары, а вместо приёма наркотиков девушка начала регулярно вредить себе, нанося порезы и прочие травмы.

Устраивая собственные ловушки, Аманда отошла от принципов Крамера и не давала жертвам шанса спастись. Именно она добила Адама из первого фильма и убила отрезавшего себе ногу Эрика Мэтьюза. Хотя с последним у героини отдельные счёты: коррумпированный и жестокий полицейский подставил её и арестовал за хранение наркотиков, хотя та уже завязала.

Трой, которого пристегнули цепями в классе, всё равно не смог бы выбраться из помещения, поскольку девушка заперла дверь. Детектив Эллисон Кэрри (Дина Мейер) выполнила все условия — достала ключ из банки с кислотой. Но её грудную клетку всё равно разорвало.

Чтобы окончательно проверить Аманду на верность своему делу, Крамер устроил ей последнее испытание — с доктором Линн Денлон. Он специально провоцировал помощницу, которая к нему сильно привязалась: общался с врачом очень мило, брал её за руку и якобы в бреду признавался в любви. При этом Конструктор требовал отпустить девушку после окончания испытания и не говорил, что Джефф — муж Линн.

Аманда всё же убила врача и сама умерла от руки Джеффа. Но позже выясняется, что она сделала это не из-за ревности. Бывшая наркоманка хранила секрет, о котором не знал даже Крамер: именно она спровоцировала Сессила ворваться в клинику, что привело к выкидышу у жены будущего маньяка.

Аманда получает письмо

Этой информацией воспользовался ещё один последователь Конструктора, заставив Аманду выстрелить. И этот злодей — Марк Хоффман.

Детектив Марк Хоффман

Персонаж в исполнении Костаса Мэндилора появляется в «Пиле 3» и далее превращается в одного из главных персонажей франшизы.

Опытный полицейский Хоффман действительно ратовал за справедливость, но отличался жестокостью и несдержанностью. Во время одного из дел он даже застрелил подозреваемого, хотя тот был готов сдаться, из-за чего у детектива начались проблемы на службе.

Но главная трагедия произошла позже. Его сестру Анджелину убил бойфренд-наркоман Сет. Преступника осудили на 25 лет, но он освободился досрочно. Мечтая отомстить за сестру, Хоффман решил убить Сета, завуалировав всё под очередное испытание Конструктора. Он создал маятник с ножом и наблюдал, как Сета режет надвое — возможности спастись у того не было.

Крамер вычислил своего подражателя и дал ему выбор: либо детектив помогает маньяку вершить справедливую расправу, либо отправляется под суд. Хоффман выбрал первое.

Он помогал с организацией некоторых ловушек в первом фильме: склонного к суициду человека они с Крамером заперли в комнате с колючей проволокой, а работнику, имитирующему болезни, вкололи яд, обмазали его легковоспламеняющимся гелем и заставили искать шифр от сейфа в тёмном помещении со свечами.

Детектив похитил и Аманду Янг вместе с ещё одним наркоманом, чтобы провести её первое испытание.

Поскольку Хоффман продолжал работать в полиции, ему удавалось отвести от себя подозрения, когда раскрылись личности Крамера и Янг. Он даже возглавил расследование по делу Конструктора вместо детектива Кэрри, сам же отправил на испытание коллегу Ригга и якобы помогал агенту ФБР Питеру Страму. А на самом деле и для него подготовил ловушку.

Но Джон Крамер не доверял Хоффману, тот часто казался слишком жестоким к своим жертвам даже на стадии подготовки к испытанию. Именно поэтому, когда Конструктор уже умирал, детектив заставил Аманду совершить самоубийственный поступок.

Сам Костас Мэндилор в интервью к шестой части «Пилы» говорил о своём герое: «Хоффман как бы разрывается между тем, чтобы сойти с ума или всё же стать более сдержанным. Это дилемма моего персонажа: он безумен или следует правилам босса?»

После смерти Крамера он продолжал дело Конструктора, организовав по его заветам испытание для героев с пятой по седьмую части. Однако в шестом фильме становится ясно, что собственное спасение для Хоффмана более важно. Когда полиция выясняет личность нового маньяка, он убивает всех своих коллег.

Хоффмана пыталась сдать бывшая жена Крамера — Джилл Так. В своём последнем письме муж раскрыл ей личность помощника. После того, как наследник Конструктора расправился с полицейскими, Так почти победила его, надев на маньяка «разрыватель челюсти». Но Хоффману удалось выбраться, зажав капкан между прутьями решётки и порвав себе щёку. Именно он убил Джилл Так всё тем же «разрывателем».

Справиться с последователем удалось лишь ещё одному внезапно вернувшемуся герою.

Доктор Лоуренс Гордон

Одного из главных героев оригинальной «Пилы» сыграл Кэри Элвес. После первого фильма персонаж надолго пропал, и многие считали его погибшим. Однако в его судьбе всё не так просто.

Гордон — онколог, который наблюдал за болезнью Джона Крамера. Он был женат, растил дочь, но отношения с супругой давно остыли. Поэтому Гордон завёл интрижку на стороне.

Крамер, нанявший фотографа Адама следить за доктором, знал о его изменах. В какой-то момент он подбросил фонарик Гордона на место очередного преступления и заставил полицию заподозрить в докторе маньяка. Тому пришлось сознаться в визитах к любовнице, и его отпустили. Но в это время Лоуренс стал свидетелем допроса Аманды, как раз прошедшей испытание.

Через пять месяцев после этого события Крамер и Аманда похитили доктора и подвергли его испытаниям из первого фильма. Запертый в заброшенном туалете Гордон должен был убить Адама, чтобы спасти жизни жены и дочери. Не зная, что Конструктор лежит прямо в комнате, он пару раз попытался обмануть его, и в финале это почти удалось.

Всё же отпилив себе ногу, Гордон выстрелил в Адама, но будучи врачом, рассчитал всё так, чтобы лишь ранить того. Вот только оба подопытных думали, что злодей — наблюдавший за ними медбрат Зеп (Майкл Эмерсон). На самом деле тот тоже выполнял задания Крамера.

Когда Зеп ворвался в туалет, Гордон с Адамом его убили. После чего доктор уполз искать помощи. Судьба сокамерника известна — его задушила Аманда.

Про Гордона молчали до седьмого фильма. Как оказалось, он сумел прижечь рану о раскалённую трубу, чтобы остановить кровь. После этого героя догнал Крамер, восхищённый его тягой к жизни. Конструктор сделал доктору протез ноги, и тот стал его помощником. Разумеется, всё это похоже на проявление стокгольмского синдрома.

Именно Лоуренс Гордон помогал Конструктору в подготовке испытаний, требующих медицинских знаний. Он поместил ключ в глаз стукача Майкла Маркса, зашил рот адвокату Арту Бланку и глаза его напарнику по игре. Именно Гордон предложил похитить доктора Линн Денлон.

Будучи последователем Крамера, доктор с сарказмом относился ко встречам «выживших», на которых собирались люди, прошедшие испытания. На них появлялся писатель Бобби Даген, а Гордон точно знал, что тот никогда не был в руках Конструктора. Кстати, по теории некоторых фанатов, группы поддержки организовал сам Крамер.

Но самое главное, что наставник сомневался в поступках Хоффмана. Поэтому он оставил Гордону инструкции, как поступить в случае смерти Джилл. После того, как детектив убил бывшую жену Конструктора, доктор вместе в двумя другими неизвестными последователями похитил его и запер всё в том же туалете, где начались и его собственные испытания. Только Хоффману он не дал шанса на спасение, выбросив пилу.

Логан Нельсон

И последний, кого стоит упомянуть в списке последователей Крамера, — тот самый врач, который перепутал снимки и обрёк пациента на смерть. Как уже сказано выше, Крамер сделал его участником первой групповой ловушки.

На тот момент Конструктор только экспериментировал с первыми жертвами, и к началу испытания Нельсон оставался без сознания. Он чуть не погиб от дисковых пил — на его спине остались шрамы.

Чувствуя вину за ошибку, Крамер спас его и сделал своим помощником. Именно Нельсон помогал ему собирать первые ловушки. Потом он стал военным врачом, прошёл через плен в Ираке. А после службы преступник убил жену Логана.

После этого доктор решил восстановить самую первую групповую игру Крамера, через которую когда-то должен был пройти сам. Злодей запустил в неё бандитов, которых по разным причинам не арестовал детектив Хэллоран (Каллум Кит Ренни). А напоследок Логан заманил и самого полицейского, рассказал ему свою историю и разрезал тому голову лазером.

Как видно из описаний героев, у Конструктора осталось как минимум два известных последователя. Неизвестно, вспомнят ли о них в новой части. Но в трейлерах показали фото Крамера, спиральные рисунки очень напоминают узоры на кукле Билли, а главному герою дали в руки очень знакомую пилу.

Но даже если новая часть окажется чем-то принципиально новым, связанным с оригиналом лишь формально, у франшизы «Пила» уже сформировался масштабный лор и узнаваемый стиль. Увы, в последних фильмах всю атмосферу практически разрушили. Но даже они кажутся интересными как филлерные дополнения к оригиналу.

#пила #лонг

 

Источник

Читайте также