Игра года, 9 место — The Legend of Zelda: Breath of the Wild

Куда важнее, чем кажется сначала.

Из года в год геймеры ожесточенно спорят о допустимости «конвейерного» подхода к играм. Когда новая часть популярного сериала использует знакомую структуру и при этом (не дай бог!) вышла вскоре после предшественницы, то это конец. Качества она будет паршивого, половину продадут в DLC, а разработчики делают работу исключительно ради выгоды, не думая об искусстве.

Nintendo эти дискуссии обычно обходят стороной. Работу по проверенным схемам ей прощают благодаря таланту геймдизайнеров, у которых что ни игра — то шедевр. Я с этим мнением во многом согласен, но и пресловутый конвейер тоже вижу. «Большая N» строит бизнес исключительно на играх и страшно боится менять даже незначительные детали.

Контраст между экспериментальным железом Nintendo и её же консерватизмом в производстве игр наблюдался много лет. Покупая новые части «Марио» или «Зельды» , игроки получали, как правило, знакомую игру с какой-нибудь новой приятной особенностью, вроде управления движением, двухэкранности, тачскрина или стереоэффекта без очков. Даже легендарный Metroid Prime, перенёсший серию в 3D, геймплейно цитировал двухмерные части вплоть до доступных игроку гаджетов и приемов.

Не возьмусь судить, что могло столь кардинально поменять планы компании, но последняя The Legend of Zelda с хрустом ломает привычную формулу сериала, да так, что попадает в топ лучших игр Metacritic за всю историю.

Из-за мягкого перезапуска Breath of the Wild в первые часы кажется достойной адвенчурой и дерьмовой «Зельдой». Подземелья, ранее оставлявшие самые яркие впечатления, теперь представлены как отдельные святилища, разбросанные по всему миру. Есть четыре более масштабных данжена (они здесь называются «чудищами»), но по сложности они скорее сопоставимы с самыми простыми подземельями из прошлых выпусков. И один действительно заковыристый храм доступен исключительно в платном DLC «Баллада о воинах».

Позже суть задумки все же раскрывается. Попрощавшись с подземельями и впервые сделав «честный» открытый мир — не похожий на поле из Ocarina of Time или океан из The Wind Waker — разработчики превратили всё королевство Хайрул в одну огромную, комплексную загадку. Здесь всё работает на общее дело и призвано развлекать игрока. Чтобы в нужный момент он нашел первых NPC, а потом деревни и даже города. Рубил деревья, охотился и готовил еду по сотне разных рецептов. Продвигался по сюжету, слушал легенды о делах столетней давности, учился и совершенствовался.

Занятий здесь действительно много. Игрок прокачивает умения в пруду у фей, находит легендарный меч в глухой чаще по пению причудливых домовых, мастерит защитный костюм из шестеренок и балок древних машин, добывает чешуйку огромного дракона. И даже, конечно, спасает мир — но когда-то потом, после всего остального. Может и вовсе за кадром: лично знаю людей, которые пресытились «Зельдой» буквально на пороге перед финальным боссом. И при этом не чувствуют себя обделенными.

Перед нами — идеальная «песочница», в которой так много занятий, что не знаешь, за что хвататься. Вдобавок, тут вплетён миллион крохотных деталей, делающих мир живым. Главный герой ушибёт ногу, если босым ударит по железному сундуку. Без нужного костюма он будет коченеть от холода на горе или погибать от зноя в пустыне. Во время дождя руки предательски соскользнут со скал. Даже не думайте поджигать бомбы в жерле вулкана: мгновенно взорвутся из-за раскаленного воздуха. Но зато и кусок сырого мяса зажарится прямо на земле!

Открытия: очевидные и не очень, новые и старые, маленькие и большие — это плоть и кровь Breath of the Wild. Неподдельная свобода перемещения — долететь или залезть можно в буквальном смысле куда угодно — нужна лишь для того, чтобы сюрпризы никогда не заканчивались. Это идеальная формула для приключенческой игры, потому что она интуитивно понятна всем.

Но при этом новая The Legend of Zelda не обязана нравиться каждому. Некоторые игроки с готовностью поменяли бы вседозволенность на более качественный сюжет или тщательно прописанные квесты: в этом смысле Breath of the Wild далеко позади того же третьего «Ведьмака» . Арт-дизайн прекрасен, но технически игра сильно отстает от Horizon: Zero Dawn, вышедшей за несколько дней до неё.

Наконец, когда эмоции остывают, возникает закономерный вопрос: а надо ли было выкидывать пресловутые подземелья? Они вполне могли соседствовать со святилищами. Фанатская душа всё же просит чего-то настолько же замороченного, как водная пещера из Ocarina of Time. Иначе какая это «Зельда»?

Несмотря на оговорки, Breath of the Wild — это не только отличное приключение, но и мощный камбэк Nintendo. Экспериментальная игра, получившая всеобщее одобрение, теперь станет ориентиром для других важных сериалов компании.

Если новая The Legend of Zelda ощущается как Skyrim, то богатая на игровые механики Super Mario Odyssey отдаленно напоминает Dishonored. И это только начало: в 2018 году выйдут новая Fire Emblem, очередное поколение Pokemon и Metroid Prime 4. Как будут выглядеть культовые игры от новой Nintendo, наконец-то готовой на эксперименты?

Если честно, я не на шутку заинтригован.

 
Источник: DTF

Читайте также