Игра года, 7 место — Baba Is You

Необычные механики и иллюзия свободы.

Игра года, 7 место — Baba Is You

Головоломки — жанр не то чтобы нишевый, но его представители редко становятся действительно популярными, обрастают преданными фанбазами. И речь идёт не о паззл-платформерах вроде Braid или других играх на стыке жанров, а о «полноценных головоломках», где основная задача игрока — это решение задачек.

В уходящем десятилетии по-настоящему культовый статус сумели приобрести, пожалуй, лишь Portal 2, The Witness, The Talos Principle, да Antichamber. В 2019-м этот ряд пополнила Baba Is You — одна из самых необычных и изобретательных головоломок последних лет.

Игра финского разработчика Арви Теикари построена вокруг манипуляции правилами — и это уже здорово отличает её от большинства собратьев по жанру. В то время как другие головоломки жёстко ограничивают пользователя, заставляя его думать в рамках, очерченных авторами, Baba is You как будто бы даёт свободу.

На каждом уровне игроку нужно попросту провести главного героя к точке выхода и это — единственная константа в геймдизайне Baba Is You. И протагонист, и сама точка могут меняться: только что вы управляли забавным существом по имени Баба, пытаясь добраться до жёлтого флажка, а уже несколько минут спустя в роли какой-нибудь двери идёте к листочку.

Baba Is You — редкая (если не единственная) головоломка, которая заставляет думать не над методом решения задачи, а о её условиях. Игрок должен манипулировать правилами каждого отдельного уровня, переставляя слова в простых предложениях так же, как ящики в «Сокобане». Например, надпись «Wall Is Stop» говорит о том, что стены станут для пользователя непроходимым препятствием. Но если заменить «Stop» на «Push», то преграды можно будет толкать, тем самым расчищая проходы. Более того, игрок сам может стать стеной, составив многозначительное «Wall Is You».

В самом начале всё просто и понятно, и редко какой уровень отнимает больше трёх минут. Однако очень скоро задачки становятся действительно трудными: появляются правила, до которых никак нельзя добраться и изменить, добавляются союзы вроде «and», с помощью которых можно составлять сложные условия и много чего ещё.

Вместе с нетривиальными головоломками Baba Is You приобретает простор для экспериментов. Не раз вы будете ловить себя на том, что занимаетесь не решением задачи, но просто дурачитесь с правилами, заставляя, например, камень летать над локацией. Благодаря этому даже самые сложные уровни не вызывают раздражения — вы всегда найдёте, чем себя занять и развлечь, а решение рано или поздно придёт само.

Baba Is You дарит удивительное ощущение — вы действительно чувствуете, что управляете этим маленьким миром, меняете его устои. Каждая задача тут воспринимается не как тест на логику, но как проверка творческого мышления. Сама основная механика игры заставляет думать, что большинство головоломок здесь имеют несколько вариантов решения. Порой кажется, что ты обманул игру, прошёл уровень не так, как задумывал автор, и от этого чувствуешь себя чертовски умным.

Однако это фикция. Помимо выдающейся механики Baba Is You отличает и блестящий левелдизайн. Каждый блок на уровне, каждое условие здесь не случайны, а призваны ограничить игрока так, чтобы он сам этого не заметил. На самом деле, большинство задач в игре имеют лишь одно оптимальное решение, но осознание этого приходит не сразу и ничуть не расстраивает.

Получается примерно тот же эффект, что и от Super Mario Odyssey. Вы забираетесь туда, куда вроде бы не должны или поступаете так, как, кажется, не предполагали геймдизайнеры, лишь для того, чтобы обнаружить, что авторы всё предусмотрели. В конечном итоге вы соревнуетесь в выдумке с разработчиком, но всегда остаётесь в дураках и от этого, почему-то, испытываете восторг.

Baba Is You — это удивительная и по-настоящему уникальная игра. Её инновации вряд ли применимы в других головоломках, но в этом и заключается её ценность, ведь ничего похожего на Baba Is You просто не существует.

 

Источник

Читайте также