Идеальное развитие жанра souls-like и новый этап творчества Хидетаки Миядзаки.
Когда Хидетака Миядзаки создавал Demon’s Souls, то он даже не представлял, что его игра станет родоначальником целого поджанра. Впрочем, в своё время эта игра и не произвела фурора: она была слишком нишевой, да и вышла только на PlayStation 3. А вот Dark Souls уже породила культ.
Три игры спустя Миядзаки объявил о завершении своей серии — тогда казалось, что формула Dark Souls изжила себя. Даже Bloodborne, чей темп был гораздо быстрее, всё же базировалась на том же концепте 2009 года. Геймдизайнер решил взять перерыв, чтобы придумать нечто новое. И ему удалось это сделать: следующий проект вернул From Software звание пионеров индустрии.
На первый взгляд Sekiro: Shadows Die Twice не сильно отличается от предшественников. Это всё ещё хардкорный экшен, требующий от игрока максимального вовлечения в процесс. Она не прощает ошибок, но ценит терпение и упорство — в этом аспекте игры From Software до сих пор не имеют равных. Разница, впрочем, кроется в деталях: Sekiro в равной степени испытывает как новичков, так и ветеранов souls-like на прочность.
Sekiro стала «Игрой года» на The Game Awards по простой причине — она вернула игрокам бесценное чувство удивления. Старые трюки здесь не только не работают, а даже мешают. Если вы попытаетесь играть в Sekiro как в очередную часть Dark Souls, то с треском провалитесь. В её основе лежит совершенно другая философия, и на её осмысление может уйти целое прохождение.
Например, в Sekiro полностью отсутствуют элементы кастомизации и традиционной прокачки. Игрок больше не может полагаться на покупку или изготовление нового оружия или брони: главный герой на протяжении всей игры не меняет катану и своё снаряжение. А характеристики уже нельзя повысить за счёт местной валюты — силу атаки, очки здоровья и выносливость можно повысить только после убийства боссов.
Гринд из-за этого совершенно бесполезен. Если в Dark Souls игроку стоило лишь получить достаточное количество «душ», чтобы сделать персонажа сильнее, то в Sekiro это просто не работает. Валюта теперь нужна только для покупки специальных предметов и расходных материалов. Более того, терять её уже не так обидно: свои сбережения можно хранить, приобретая кошельки с монетами.
Sekiro, помимо прочего, гораздо сильнее опирается на личный уровень навыков игрока. В ней полностью отсутствуют элементы мультиплеера — на сей раз придётся обойтись без подсказок и помощи других игроков. Из-за этого она становится сложнее: в Dark Souls и Bloodborne можно было призывать «фантомов» или других людей на помощь, а здесь игроку остаётся полагаться лишь на себя.
Благодаря этим нововведениям сильно изменился и основной геймплей — бои на мечах. Раньше игрок мог укрыться за щитом или вовремя уклониться, но в Sekiro всё совсем иначе — фехтования здесь не избежать. И если вы не научитесь как следует парировать удары и запоминать тайминги, то никак не сможете пройти игру.
Чтобы одолеть боссов, нужно не просто принять правила боя, но и полностью им подчиниться. Игнорировать выпады и замахи, блокирование ударов и тактику боя в целом не получится при всём желании — иначе следует неминуемая смерть. Даже вторая жизнь делу не сильно помогает: если не научитесь играть лучше, то даже такая помощь не повлияет на геймплей.
И решение в этой непростой ситуации лишь одно — адаптироваться и стать лучше. Знаменитая фраза «git gud» впервые в серии служит единственной подсказкой в прохождении, поэтому посторонним людям в Sekiro делать практически нечего. Тут уж остаётся либо играть по правилам Миядзаки, либо закончить прохождение ближе к середине: бой с Гэнитиро Асина служит комплексным экзаменом по основам геймплея. И пройти его сможет далеко не каждый.
Зато именно после этого боя становится очевидным другое достижение From Software: разработчики научились рассказывать интересную историю. Впервые в их играх появился полноценный сюжет, а вместо болванчика — проработанный персонаж.
Завязка проста, но и не нуждается в каком-либо усложнении: Секиро — синоби, подчиняющийся «железному кодексу», — идёт по стопам врагов для освобождения господина. Сюжет здесь больше не подаётся обрывочными фрагментами: он раскрывается через полноценные диалоги и отлично поставленные кат-сцены.
А ещё Shadows Die Twice избавился от привычной неуклюжести предшественников — в неё приятно и удобно играть. Управление здесь плавное и отзывчивое, а герой научился ходить на корточках и прыгать. Кроме того, Секиро умеет цепляться крюком за ветки, и почти всех врагов можно убить скрытно — это сильно облегчает прохождение.
Игрок, таким образом, не просто вливается в процесс, а во время прохождения сам становится настоящим синоби. В конце прохождения вы научитесь идеально парировать любые вражеские удары, сможете уклоняться от всех противников и будете по максимуму использовать все свои возможности.
В чём-то Sekiro одновременно и легче, и сложнее предшественников, но совершенно точно — изобретательнее. Игра лишилась некоторых RPG-элементов, но эти изменения никак не повлияли на увлекательность и разнообразие геймплея.
В этом и состоит ценность Shadows Die Twice: она практически идеальна во всех своих аспектах и в то же время инновационна. From Software удалось создать уникальный проект, который дал новое дыхание жанру souls-like и двигает его вперёд.
Ещё на выходе Dark Souls 3 стало известно, что From Software создаёт несколько оригинальных проектов в разных сеттингах. На прошедшей E3 разработчики анонсировали Elden Ring — фэнтезийный экшен на основе скандинавской мифологии, написанный в сотрудничестве с Джорджем Мартином. А ещё всплывают слухи о некой игре про ацтеков.
Но если до выхода Sekiro ещё оставались некоторые сомнения в том, что From Software удастся правильно изменить концепт Dark Souls, то сейчас Миядзаки доказал своё мастерство. Shadows Die Twice — долгожданный новый этап в его творчестве. И нет никаких сомнений в том, что ему удастся переплюнуть себя в следующих играх.