Игра, которую через несколько лет наверняка будут изучать в художественных вузах.
Kentucky Route Zero — произведение поистине удивительное. Просто игрой назвать её не получается: в первую очередь это арт-объект, современное интерактивное искусство, достойное быть в музеях.
Как и всякое современное искусство, Kentucky Route Zero — вещь не всегда понятная. После прохождения всех пяти актов остаётся множество вопросов, которые хочется обсуждать не просто на Reddit, а в актовом зале университета. И сравнения с творчеством Линча будут неизбежны.
О чём именно эта игра? Сложно точно определить. О поисках себя? Об алкоголизме? О вере в бога? О призраках прошлого, что вечно бродят рядом с нами? Об американской мечте и вечной долговой яме, из которой не выбраться?
Отправляясь доставлять заказ пожилой Конуэй так его и не доставляет, в определённый момент обнаружив себя счастливым — бесконечный долг становится его мотивацией жить. Но эта история вовсе не только о Конуэе: по дороге он объединяет вокруг себя несколько людей, и каждый хочет чего-то своего. Каждый что-то ищет, но не может найти.
Kentucky Route Zero прекрасно написана и переведена, а текста здесь действительно много. Каждый акт — это новый геймплей, не похожий на то, что было раньше. Финал и вовсе ведётся от лица совершенного нового персонажа — как бы отстраняя игрока от его героев, позволяя посмотреть на них со стороны. Вот чего вы достигли в своём путешествии. Вот как всё закончится.
Эта история началась ещё в 2013 году, и с тех пор вышло лишь пять небольших эпизодов, поделённых на главы. Финальный, пятый акт случился в 2020-м — и состоит он лишь из одной главы. Ниточки в клубочек скатываются, но не везде и не очень плотно. Это и постмодернистское издевательство, и невообразимый гениальный шаг — после финала вы будете сначала негодовать, но затем, может быть, спустя несколько дней, понимание придёт.
Kentucky Route Zero вообще из тех произведений, осознание которых приходит со временем. Вы будете вспоминать её за скучной рутиной: отдельные моменты, диалоги будут складываться в единый пазл постепенно, в таком же темпе, как протекает повествование самой игры.
Это удивительный мир, где замшелый офис и церковь меняются местами. Где люди под гнётом бесконечных долгов превращаются в призраков и вроде как перестают быть людьми. Где телевидение вещает для горстки людей мёртвого города, который бросила корпорация. Где есть андроиды и гигантский орёл, и никто этому не удивляется.
Причём в плане геймплея вы, скорее всего, не найдёте похожих актов. Сначала игра кажется стандартным квестом, но затем повествование вдруг передают в руки музейных экспонатов. Рассказ постоянно переходит «из рук в руки», но только не к вам. Вы смотрите на причудливую вязь из множества историй и пытаетесь разглядеть получившийся узор.
Единственный минус (минус ли?): Kentucky Route Zero — очень американская игра, и рассказывает она очень американскую историю. Есть и множество отсылок от очевидного Гарсиа-Маркеса до Пинчона. Но если так подумать, столь ли большая между нашими народами разница? Не превращаемся ли мы в призраков, попадая в долговое рабство? Пытаясь отыскать бога, не находим ли мы себя на дне бутылки?
Финальный эпизод Kentucky Route Zero вышел в начале года, но думать об этой истории, прокручивая диалоги и события, предстоит ещё долго.
И чёрт возьми, почему целый этаж церкви-офиса занимают медведи?..