Самая важная игра 2017-го.
Минувший год дал немало поводов для тревоги, особенно поклонникам одиночных линейных игр. Кассовые провалы амбициозных проектов, отмена потенциальных хитов, закрытие студий, вереница скандалов вокруг лутбоксов. Термин «игра как сервис» уже мозолит глаза.
Это нормально. Индустрия считает деньги. Игры — это бизнес. Прибыль превыше всего.
А ещё в этом году появилась Hellblade: Senua’s Sacrifice. Студия Ninja Theory назвала её «инди-игрой AAA-класса». Без помощи издателя, на скромные деньги студия из двадцати человек выпустила линейную одиночную игру. Нарочито нишевую, без элементов сервиса и претензий на баснословную прибыль.
Эксперимент прошёл успешно. За три месяца после релиза Hellblade принесла разработчикам около 13 миллионов долларов и вышла на окупаемость. Ninja Theory сами не ожидали такого успеха.
Но не коммерческий успех сделал Hellblade такой важной.
Ваше отношение к Hellblade напрямую зависит от того, что вы ждёте от видеоигры. Несмотря на облик ААА-проекта, Senua’s Sacrifice не пытается угнаться за стандартным чеклистом амбициозных проектов, сделать всё «как у всех» и стать образцовым массовым продуктом. Да, местные головоломки просты, но утомительны: поиск нужных символов не всегда интуитивен. Да, боевая система могла быть лучше: схватки в Hellblade зрелищны и прекрасно ощущаются, но им недостаёт нюансов, разнообразия и простора для оттачивания навыков, поэтому рано или поздно они приедаются.
Наконец, Hellblade — не лучший способ расслабиться после напряжённого дня. В неё не весело играть. Несмотря на приключенческий антураж, Senua’s Sacrifice дарит совсем другие эмоции. Во многом неприятные, изнурительные, опустошающие.
Но настолько яркие и незабываемые, насколько это вообще возможно.
История болезни
Hellblade рассказывает о кельтской воительнице Сенуа, которая отправилась в Хельхейм за душой погибшего возлюбленного, Диллиана. Полчища воинов и кошмарных чудовищ пытаются преградить ей дорогу. В царстве Хель размывается граница между реальностью и иллюзией: чем ближе Сенуа к цели, тем сюрреалистичнее становится её путь. Пространство искажается, восприятие подводит, враги обретают всё более жуткие и гротескные формы. Но Сенуа не сдаётся.
Ninja Theory убедительно изобразили мир, совместив элементы скандинавской и кельтской мифологии. Но фэнтези о героическом путешествии — лишь изящная форма. Настоящая история намного прозаичнее и страшнее. Чем ближе Сенуа подбирается с Хельхейму, тем больше мы узнаём о её прошлом. Вся жизнь девушки не сильно отличалась от ужасов царства мёртвых: Сенуа страдает душевным расстройством. В её культуре о болезни не знали, принимали за страшное проклятие, опасное для окружающих.
Главной задачей Ninja Theory было предельно точное изображение психоза. Вместе с игрой разработчики даже выпустили двадцатиминутный фильм о том, как консультировались с психиатром и людьми, страдающими от психоза. Самая впечатляющая часть видео — та, где описания больных чередуются с примерами того, как в Hellblade визуализированы галлюцинации.
Но беспрецедентная точность не идёт вразрез с эстетическим великолепием. Мир глазами Сенуа нестабилен: источники света двоятся в глазах, в воздухе витают символы, в темноте мелькают тревожные образы, а на пике отчаяния реальность буквально разбивается на осколки. Происходящее одновременно завораживает и пугает.
Ninja Theory построили игру вокруг концепции, поэтому финансовые ограничения во многом пошли игре только на пользу. Для захвата движения разработчики создали собственную бюджетную студию, а для экономии все герои, кроме самой Сенуа, записаны с помощью FMV (Full Motion Video). Но контраст между изображением героини и людей, которые являются ей в галлюцинациях, только усиливает эффект.
В итоге игра целиком сосредоточилась на самой Сенуа. Героиня обычно смотрит прямо в монитор. При этом часто обращается к своему собеседнику, как если бы им был сам игрок. Необычная режиссура усиливает связь с героиней, а ставка на талант Мелины Юргенс целиком окупилась: более яркую актёрскую игру в видеоигре нужно ещё поискать. Даром, что Мелина работала в Ninja Theory монтажёром.
Но там, где лишние затраты работали на идею, Ninja Theory не скупились. Самый яркий приём Hellblade — в её звуке. Если человек слышит голоса в голове, он ощущает расстояние и направление до голоса. Этот штрих разработчики воплотили благодаря бинауральному аудио (о нём у нас выходил отдельный материал). Поэтому играть в Senua’s Sacrifice нужно исключительно в наушниках. Только так вы сможете почувствовать, каково приходится человеку, который постоянно слышит голоса в голове.
А в голове Сенуа уживаются сразу несколько голосов, и они никогда не статичны. Противоречивые мысли кружатся вокруг героини. Выражают её противоречивые чувства. Спорят. Унижают или подбадривают: в зависимости от эмоционального состояния самой Сенуа. Режиссура в Hellblade феноменальная: для каждой сцены тщательно подобрано аудиовизуальное воплощение. Поэтому каждую ключевую сцену переживаешь на пределе.
Эффект присутствия распространяется и на боевую систему, открывает в ней новую грань. В схватках голоса подсказывают Сенуа, откуда ждать следующий удар. В наушниках вы безошибочно ориентируетесь на направление голоса. И эта механика не только уникальна: она добавляет битвам ещё больший драматический накал.
Когда Hellblade раскрывается в полной мере, приходит осознание: это чистокровный психологический хоррор. И все его нестандартные приёмы украшают игру не только сами по себе: они заставляют увидеть мир глазами человека с психозом. Почувствовать его панику, отчаяние и ужас. Путь Сенуа лежит через борьбу с внутренними демонами: скорбь от утраты, тяжёлые воспоминания о детстве, боль одиночества и остракизма.
Всё это нашло в её больной психике воплощение, основанное на известных Сенуа мифах и легендах. Страдания героини и ужасы на её пути настолько убедительны, что на их фоне меркнут многие хоррор-игры. И они завораживают, потому что за скандинавскими образами скрывается история, не подвластная времени и месту. Больное сознание Сенуа усугубляет её страдания, но её главная боль актуальна для любого человека.
В Hellblade невозможно отделить правду от вымысла. Мы не знаем, правда ли действие происходит в те времена, которые нам показывают. Мы не знаем, насколько реальны наши противники. Чтобы усилить эффект, разработчики даже пошли на смелый эксперимент: добавили в игру чёрную метку, которая расползается по руке Сенуа с каждой смертью. Игра предупреждает, что если метка доберётся до головы, весь прогресс будет окончен. Правда ли это? А важно ли? Есть лишь один способ проверить. Но многие ли готовы рискнуть? В этом весь смысл: Сенуа живёт в плену навязчивых идей.
Поэтому и боевая система, и утомительные головоломки находят своё место в общей картине. Сражения в Hellblade просты, но они выматывают, а чёрная метка нервирует. Головоломки просты, но утомительны. В этом весь смысл. Человеку, больному психозом, даже для выполнения обычных действий порой приходится подчиняться внутренней логике болезни. Искать закономерности там, где их нет. В этом нет ничего захватывающего: это бремя. Это болезнь.
Все эти приёмы — связанные с ограничениями и намеренные — не просто впечатляют с эстетической точки зрения. Hellblade заслуженно получила награду «самая значимая игра» на TGA.
Сенуа жила в примитивном варварском обществе, где суеверия и предрассудки заполняли пробелы в знаниях о мире. И отголоски этого общества ещё не ушли: в современном мире психические расстройства воспринимают предвзято. Больных стигматизируют, тем самым лишь провоцируя их разрыв с реальностью. Hellblade не просто позволяет получить уникальный опыт: она помогает понять тех, кто пойман в ловушку искажённого восприятия. Увидеть мир их глазами настолько достоверно и убедительно, насколько позволяет формат видеоигры.
Ninja Theory создали во всех смыслах значимую игру. Hellblade — важный эксперимент над форматом. Инди-проект, который выглядит как ААА, но продаётся за полцены. При этом отсутствие издателя развязывает разработчикам руки, позволяет реализовать если не технический, то творческий потенциал. Успех Hellblade повлияет на индустрию: PlatinumGames уже пошли по стопам Ninja Theory.
Но важнее всего — те незабываемые впечатления, которые оставляет Hellblade. Редкая игра поднимает настолько сложные темы, рассказывает столь взрослые истории, с той же преданностью концентрируется на заложенной идее, не боясь отпугнуть игрока.
В конце концов, не каждой игре дано повлиять на жизни реальных людей. Hellblade на такое способна: это Ninja Theory доказали, выпустив уже после релиза игры видео под названием Accolades Trailer.
Под песню Illusion группы VNV Nation в нём собраны пользовательские скриншоты и комментарии игроков, которым Hellblade помогла бороться с психическими расстройствами и найти общий язык с больными родственниками.
И это — высшее достижение для любого произведения искусства.
Источник: DTF