Художественный фильм «Иди и смотри» впервые я посмотрел в 15 лет. И это было великой силы впечатление. Второй раз набрался духу пересмотреть только в 2017, когда отреставрированная копия фильма получила в Венеции награду за лучшую реставрацию классического фильма.
Уже будучи циничным, бородатым мужиком, думал фильм зайдет легко и не подавит уже не подростковую психику. Второй просмотр вызвал еще более густые и ошеломляющие эмоции. В 15 лет я ужался одному. В 30 лет уже совсем другому.
Если по существу – я считаю, что фильм Элема Климова – это самый главный наш фильм о Великой Отечественной войне. Это до документальности правдивая экранизация той войны. Это мой самый запоминающийся киноопыт. Причем не только мой, все с кем я обсуждал его солидарны с моим мнением по всем пунктам, удивительное киноманское единство.
Фильм снимался при живых еще свидетелях Хатыни, а главный куратор фильма, первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, Петр Машеров, сам был бывшим командиром партизанского отряда и лично облетел всю Белоруссию с Климовым, рассказывая о том, как и где сражались за свободу Родины партизаны.
Несмотря на полную поддержку ветеранов ВОВ во власти, для Климова проект стал битвой на смерть с советской цензурой. Съемки фильма шли более 10 лет преодолевая множественные атаки цензоров и нервные срывы режиссера, который считал эту картину своим главным делом в жизни. Это, по его же словам, он определил для себя после прочтения мощнейшей документальной книги «Я из огненной деревни» с воспоминаниями очевидцев зверств нацистов . Именно она и ряд других документальных свидетельств стали основой сценария. Книга от которой натурально волосы встают дыбом.
Но фильм вышел и стал главным хитом проката в СССР. Не буду говорить о художественной или культурной ценности фильма. Старая школа советского кинематографа ковала выдающихся операторов, сценаристов и режиссёров.
В фильме нет мелочей. Например, звук в фильме меняется после контузии главного героя. Имеющий глаза, да увидит. И оценит по достоинству.
Успех фильма в СССР стал отправной точкой для мирового успеха. На европейских показах был фурор, а людей неоднократно вывозили на скорой прямо с сеанса. Фильм очень бурно обсуждался, назывался шокирующим. На одном из обсуждений на теледебатах даже был случай, когда стороной парирующей точке зрения режиссера на обсуждения был переведён дедушка-фашист, бывший офицер вермахта. Так вот дедушка-фашист, после просмотра, бледный как мел сказал: «Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».
В наши дни фильм имеет 97% помидорной свежести RottenTomatoes, а на Скрин Ренте гордо стоит на первой строчке в категории 10 лучших фильмов о Второй Мировой войне.
Но его не покажут на Первом канале, и на России 24 не покажут. Ни 22 июня, ни 9 мая. Потому что там про настоящую войну, там про цену Победы, которую мы каждый год празднуем. Там про то, что люди могут делать с другими людьми, полностью теряя человеческий облик. Там про победу духа над Зверем. Для меня это такой же памятник подвига советского народа, как Родина-Мать. Это ком в горле. Посмотрите его пожалуйста.
Посмотреть восстановленную версию фильма можно на ютубе: