Недавно серии игр Ace Combat стукнуло 25 лет, и в честь юбилея Bandai Namco объявила, что продажи последней части серии, Ace Combat 7: Skies Unknown, перешагнули отметку в 2 миллиона копий. Однако игра не смогла обойти по продажам другую игру серии, Ace Combat 4: Shattered Skies, которая продалась в 2,640,000 копий, став рекордсменом по продажам в серии. Что стало причиной такой популярности игры в 2001?
Разработка игры
Разработка Ace Combat 4 началась после выхода Ace Combat 3: Electrosphere, в период с середины 1999 по 2000 год, и с самого начала игра была разработана под архитектуру PlayStation 2. Игра стала «перезапуском» серии, после прохладно принятой критиками Ace Combat 3. Арт-дизайнером игры был Казутоки Коно, который зарекомендовал себя еще со 2 части (а в будущем — главный продюсер серии).
За анимацию отвечала известная японская анимационная студия Studio 4 °C, ибо сотрудничество со студией Production I.G., которые делали ролики для Ace Combat 3, оказалось слишком дорогим, для бюджета новой игры.
Ранний билд игры, была показана публике 8 декабря во время Tokyo Game Show 2000, хотя Namco даже не включила ее в список игр, которые покажет на презентации. Тем временем, разработчики переименовали себя в «Project AC04» во время разработки.
Второй трейлер был выпущен в конце марта 2001 года во время весеннего Тokyo Game Show, на котором было показано окончательное название «Ace Combat 4». Дата выхода японской версии была объявлена в июле — 13 сентября. А американская вышла 1 ноября
Японская телереклама для игры, выход которой запланирован на 12 сентября, была отложена в из-за террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября. Катастрофа вынудила Namco изменить изображение затонувшего линкора Tanager; его дым проходил мимо зданий, похожих на башни-близнецы в Нью-Йорке. Здания пришлось удалить.
Сюжет
Прежде чем обсудить сюжет, стоит рассказать об устройстве вселенной всей игровой серии. Действие номерных частей серии происходит в вымышленной вселенной, под названием «Strangereal». Вселенная была создана во время разработки 4 части Ace Combat. Название «Strangereal» было придумано членами проекта Namco AC04 во время разработки Ace Combat 04: Shattered Skies. В то время это была просто концепция дизайна, называемая «Strange Real World» или «Strange Real». Его самое раннее появление произошло в трейлере Tokyo Game Show 2000. На официальном сайте были заметки разработчиков, в которых использовалось название «Strange Real World» для обозначения реальности, в которой происходили события Ace Combat 4. В итоге, фанаты начали использовать название «Strangereal» для обозначения самой вселенной. Например, пронумерованные игры Ace Combat стали называться «играми, действие которых происходит в Strangereal».
«Strangereal» кажется почти идентичной нашей реальной Вселенной: большая расширяющаяся вселенная с небольшим процентом массы, принадлежащая звездам и планетам. Земля вселенной «Strangereal» расположена в той же галактике, что и наш Млечный путь, поскольку некоторые из созвездий Млечного пути также появляются в Странном мире, включая Орион и Крукс.
Но, планета Земля во Вселенной «Strangereal» сильно отличается от нашей реальной Земли. Различия заключаются в климате, географическом расположении стран, исторических событиях и культуре, хотя события игр серии напоминают события в нашей Вселенной. Также существуют сходства: люди населяют эту Землю как доминирующий вид; технологический прогресс идет в ногу с нашим (и даже чуть его превышает).
Земля состоит из шести континентов, каждый из которых поделен на разные страны. Всего во вселенной игры более 50 стран.
Kак бы не открещивались разработчики, что игра ничего не имеет с реальной политикой, все же события игры напоминают реальные конфликты, например «Белканская война» это Вторая мировая или «Емерия-Естовакиевский конфликт» это Война в Югославии.
Основной сюжет
По сюжету игры огромный астероид Ulysses 1994XF04 столкнулся с Землей. Нации на континенте Юсеа создали оружие состоящие из «рейлганов» под названием «Стоунхендж», чтобы уничтожить астеройд, но осколки метеорита упали на землю, в результате погибли сотни тысяч человек. Республика Эрузия, крупнейшее государство на материке, больше всего пострадала в экономическом и социальном плане. В итоге, республика решила закрыть свои границы для беженцев, что привело к усилению напряженности в отношениях с соседями. Затем, вооруженные силы Эрузии неожиданно вторглись в Сан-Сальвасьон, и захватили «Стоунхендж», чтобы использовать их в качестве зенитного оружия. Это послужило поводом для начала войны между Эрузией и другими Юсейскими государствами, которые сформировали военную оборонительную коалицию, под названием «Независимые Национальные Союзные Силы» (ISAF), аналог NATO.
Нам дают в управление молчаливого пилота под позывным «Мобиус 1». Цель пилота и его отряда проста — вывести войска Эрузии из соседних стран и заставить республику капитулировать. Что в итоге и происходит в финале игры.
Одиночная кампания разделена на 18 миссий, которые проходятся последовательно. Перед каждой миссией игрок выбирает доступный самолет. Также, иногда может смениться цель миссии, и, например, вместо защиты пассажирского самолета, вам нужно будет уничтожить морской флот противника.
Второстепенный сюжет
Параллельно основному сюжету, нам рассказывают события войны от лица мальчика, потерявшего семью во время начала войны, когда на их дом упали обломки самолета. В итоге ему ничего не остается, как перебраться жить к своему дяде и зарабатывать на жизнь, играя в баре. Там он знакомится с самым лучшим пилотом Эрузийских воздушных сил, по прозвищу «Желтый 13», предводителя «Желтой эскадрильи». Вскоре, мальчик и пилот, становятся друзьями.
Затем, герой узнает, что «Желтый 13» виноват в смерти его родителей. Именно он подбил тот злосчастный самолет, который упал на дом семьи рассказчика. В тоже время, герой влюбляется в дочь владельца бара, которая является членом освободительной армии. Во время штурма Стоунхенджа, она подрывает взрывчатки на базе «Желтой эскадрильи», по итогу поломав несколько самолетов и ранив «Желтую 4» — ученицу и возлюбленную «Желтого 13». Из-за этого, она проигрывает в схватке с «Мобиусом 1» и погибает. По итогу, «Желтый 13» узнает, что за взрыв ответственна дочь владельца бара, и он успевает ее схватить ночью. Но увидев глаза рассказчика, прибежавшего на подмогу девочке, в которых «не было ничего, кроме ненависти», покидает их. Затем, «Желтая эскадрилья» вступает в схватку с «Мобиусом 1» и проигрывает ему, в итоге «Желтый 13» погибает. Рассказчик и дочь владельца бара создают памятник «Желтому 13» и «Желтой 4».
Сюжет Ace Combat 4, конечно, далек от идеала: дыры в сюжете, недосказанность событий, нераскрытые персонажи. Но сценаристам хорошо удалось показать истории людей, по обе стороны конфликта. Что даже главный «антогонист» (если его так назвать), вовсе не злодей, а просто человек, который стал жертвой войны и пытался восполнить утраты в своей жизни дружбой с главным героем.
Какой бы дешевой не была анимация катсцен, Studio 4 °C удалось передать атмосферу войны и хорошо показать эмоции главных героев.
Вся идея серии Ace Combat в том, что в войне нет ни хорошей стороны, ни плохой. Все страны, так или иначе, виноваты в конфликте. Если бы соседние государства помогли бы Эрузии, то и войны бы не было. Но и Эрузия не святоши. Герой часто упоминает, что режим на оккупированных территориях был «подобен фашистскому». Именно такая неоднозначность сделала сюжет четвертой части по сей день уникальным для серии.
Геймплей
Игра имеет 6 уровней сложности. Каждый уровень сложности определяется количеством врагов в миссии, их навык и уровень урона, а также сколько урона может получить самолет игрока. На самом сложном уровне сложности, одна вражеская ракета может сбить самолет игрока, тогда как на самом простом уровне понадобится несколько ракет.
По сравнению с более поздними играми Ace Combat, Shattered Skies имеет более аркадный геймплей. Большинство заданий на миссии вращаются вокруг того, чтобы набрать достаточно очков в течение определенного времени. Ранги присваиваются в миссиях, исключительно на основе баллов (в более поздних играх серии дополнительно указывается время).
Shattered Skies была первой игрой Ace Combat, в которой была игра возможность вернуться на базу в любой миссии. Стоит просто пересечь южный край карты, и игра автоматически переносит игрока на авианосец или аэродром, где полностью восстанавливают самолет. Такой возможностью нельзя пользоваться только при выборе уровня сложности «Ас». Игроку также предоставляется возможность сменить вооружение (но не сам самолет) перед взлетом.
В ходе игры, игрок может приобрести различные самолеты, от существующих моделей с, до прототипов, и вооружение на каждый из них. Всего в игре 21 самолет. Каждый самолет имеет уникальные раскраски, доступные при выполнении внутреигровых испытаний, например, сбить определенное количество врагов или выполнить миссию за 5 минут.
Игрок может приобрести любой самолет и дополнительное оружие, которое он хочет использовать, но только одно на каждый самолет. Игроки получают деньги, уничтожая врагов или продавая самолеты или оружие между миссиями. Как только все цели миссии выполнены, игрок получает бонусные деньги за выполнение задач, превышающих требования миссии (нейтрализация дополнительных целей, разных вражеских истребителей и т.д). Чтобы купить все самолеты и оружие, доступные в игре, ее придется пройти несколько раз.
Не стоит забывать о прекрасном саундтреке игры, написанный Тетсуказу Наканиши и Хироши Накубо, где они использовали вокал и симфонический оркестр для написания саундтрека
Также в игре было подобие мультиплеера, в виде сплит-скрина, где игроки могли проходить сюжет в режиме CO-OP или устроить схватку друг с другом.
Причины популярности игры
Выход игры состоялся 13 сентября 2001 для японского рынка, для США и Европы игра вышла 1 ноября 2001 и 8 февраля 2002 года. Игра получила в основном положительные оценки.
Журналисты хвалили 4 часть за геймплей, историю и саундтрек, но критиковали за небольшой челендж и за короткую сюжетную кампанию, по сравнению с прошлыми частями. Так, IGN поставила игре 9.1 из 10, а японский журнал Famitsu поставил 33 из 40 баллов. Shattered Skies по сей день является самой высоко оцененной игрой серии Ace Combat на сайте Metacritic, с рейтингом в 89 баллов.
Игра стала единственной частью серии, продажи которой пересекли отметку в 2,5 миллиона копий, и к 2008 году было продано 2,640,000 копий, что даже очень хорошо, для такого нишевого жанра.
Успех игры заключался в том, что она рассказывала интересную историю, имела более аркадный геймплей, что было удобно для массового потребителя, хороший саундтрек и то, что она была «легким перезапуском серии».
Именно благодаря успеху четвертой части, серия Ace Combat по сей день остается уникальной игровой серией на рынке видеоигр.