Сравниваю любимых героев кино и сериалов с их литературными прототипами, чтобы доказать, что отличие от канона не делает их хуже.
Экранизации книг и комиксов любят ругать за несоответствие персонажей их описаниям из оригинала. Часто не совпадают внешность, возраст и даже характеры. В итоге фанаты разносят фильмы и даже создают петиции, требуя заменить актёров.
Но всегда ли изменение образа героя вредит экранизации? Вспоминаем самые удачные случаи нарушения канона в кино.
Василий Ливанов «Шерлоке Холмсе»
Серию советских фильмов, которые поставил Игорь Масленников, многие считают лучшей экранизацией книг Артура Конан Дойла — и не только в нашей стране. Во многом это заслуга Василия Ливанова, сыгравшего Шерлока Холмса — он даже получил орден Британской империи за эту роль.
Но ирония в том, что с точки зрения соответствия канону актёр не слишком подходит под образ.
Точный возраст своего героя Артур Конан Дойл нигде не обозначал. Но поклонники по разным намёкам вычислили, что Холмсу на момент знакомства с Ватсоном было примерно 27 лет.
А вот внешность героя описана довольно подробно.
На момент съёмок первого фильма Ливанову перевалило за 40. А в образе совпадает лишь «орлиный» нос. Рост Василия Ливанова, судя по источникам в сети, — 177 сантиметров (шесть футов — это 182 сантиметра). Комплекция средняя: когда Шерлок рассказывает беспризорникам о вреде курения, фраза: «Видите, какой я худой», — звучит как шутка, он специально втягивает щёки. Да и волосы у актёра уже с проседью.
Но ещё интересней, что не совпадает и характер.
В книгах делают гораздо больший акцент на перепады настроения Холмса. Во время работы он слишком энергичен и нетерпелив, а иногда даже грубоват. Это уже больше напоминает персонажа какого-нибудь Камбербэтча или даже Дауни-младшего.
Владимир Высоцкий в «Место встречи изменить нельзя»
Трудно представить, что одного из самых известных милиционеров советского кино мог сыграть кто-то, кроме Владимира Высоцкого. И это при том, что партийное руководство противилось выбору режиссёра Станислава Говорухина — ему пришлось даже схитрить на пробах.
Однако, если сравнить образы Глеба Жеглова на экране и в книге «Эра милосердия» братьев Вайнеров, очевидно, что актёр сыграл совсем другого героя.
То есть это довольно крупный и совсем молодой человек — его называют «парнем». Высоцкому на момент съёмок исполнилось 40.
Но ещё интересней, что книжный Жеглов очень озабочен своей внешностью.
И дальше неоднократно подчёркивают, что у него даже брови «соболиные», а «щёгольские» сапоги он регулярно подтягивает, чтобы не «морщили».
Высоцкий же на экране выглядит человеком, который настолько занят делом, что относительно равнодушен к своей внешности. И к тому же он намного добрее к своим коллегам и даже подозреваемым, чем довольно грубый и жестокий литературный прототип.
Морган Фримен в «Побеге из Шоушенка»
Ещё один пример удачного изменения канона. В экранизации романа Стивена Кинга персонаж Рэд в исполнении Моргана Фримена многим запомнился чуть ли не лучше, чем главный герой.
Но дело в том, что…
И прозвище Рэд у него появилось неслучайно, он действительно рыжий.
Но продюсер Лиз Глоцер просто проигнорировала это описание из книги и предложила на роль Фримена, который отлично подходил под характер персонажа.
Что интересно, на фоне популярности фильма новые тиражи книги стали печатать с экранными героями на обложке. Интересно, многие читатели заметили несоответствие? Ведь действительно теперь, даже перечитывая произведение, мысленно представляешь Фримена.
Киану Ривз в «Константине»
В сентябре появилась информация, что Warner Bros. разрабатывает сиквел фильма «Константин: Повелитель тьмы», а Киану Ривз снова сыграет главную роль.
Большинство поклонников новости порадовали — оригинальную картину любят до сих пор. Но те, кто читал оригинальные комиксы Hellblazer, наверняка помнят, что Джон Константин изначально выглядел совсем не так.
Здесь даже не нужно искать описаний, достаточно приложить картинку.
К тому же Константин — британец, это замечают все, так что у него явный акцент. Но ещё важнее, что герой — невероятный болтун и острослов.
Киану Ривз, конечно, прекрасен. И теперь многие при упоминании Джона Константина представляют именно его.
Но немного обидно, что практически канул в безвестность сериал «Константин» с британским актёром Мэттом Райаном, который показал максимально каноничного персонажа.
После одного сезона проект прикрыли, а сам герой переехал во «Вселенную Стрелы» на The CW и прописался в «Легендах завтрашнего дня».
Энтони Перкинс в «Психо»
Альфред Хичкок ещё в 1960 году придумал одного из величайших экранных маньяков. Фильм «Психо» и герой Норман Бейтс, которого сыграл Энтони Перкинс, сильно повлияли на развитие триллеров и отчасти заложили основу для слэшеров.
Сейчас многие уже забыли, что фильм изначально основан на одноимённом романе Роберта Блоха (его иногда переводят как «Психоз» или «Психопат»). И там Норман Бейтс выглядел совсем иначе.
Вот сцена из самого начала книги:
А дальше в описании упоминают «тучные ляжки». То есть Норман здесь — типичный экранный и книжный маньяк: невзрачный и довольно неприятный.
Хичкок же решил немного изменить подход и показать его максимально обаятельным. Не прогадал.
Джош Бролин и другие в «Дюне»
У первой части «Дюны» Фрэнка Герберта уже три экранизации: картины Дэвида Линча и Дени Вильнёва и сериал канала SyFy (отменённый фильм Алехандро Ходоровски не считаем).
К касту каждого из них можно придраться. Например главному герою Полу Атрейдесу в начале произведения 15 лет, а выглядит он и того младше. В кино его играли более статные актёры.
Но всё-таки контраст между оригиналом и экранизацией больше всего заметен по образу Гурни Халлека — военачальника и наставника Пола Атрейдеса.
Вот как его описывают в книге:
В дальнейшем неоднократно упоминают огромный «свекольный» шрам на его лице. И даже когда Гурни улыбается, он «склабится по-волчьи».
Ни в одной экранизации так и не решились сделать этого персонажа настолько же неприятным. Вероятно, всё дело в том, что он при такой внешности оставался положительным и даже обаятельным героем. А значит на экране тоже не должен вызывать раздражения.
В фильме Линча персонажа сыграл Патрик Стюарт, в сериале — П.Х. Мориарти, а у Вильнёва — Джош Бролин.
Наверное, последний ближе всех передал образ Халлека. Разве что его трудно назвать «глыбоподобным» — Бролин не слишком крупный, его рост меньше 180 сантиметров. Но он хотя бы пытается быть суровым и резким.
На самом деле все три актёра отлично справились с ролью. Просто все они отличаются от того героя, которого описал Герберт.
Том Хэнкс в «Форресте Гампе»
Фильм Роберта Земекиса — один из ярчайших примеров, когда экранизация оказалась интересней книги. Нет смысла перечислять все подробности, но здесь и сюжет более вдохновляющий, и герой интересней, чем в романе Уинстона Грума .
Образ Форреста Гампа до сих пор называют одной из лучших ролей Тома Хэнкса. Но так ли он подходил на эту роль? Не совсем.
Для начала, Форрест должен быть намного крупнее:
То есть книжный персонаж уже в юности был двухметровой глыбой весом больше ста килограмм. Недаром он во время игры в американский футбол не просто убегал от соперников, а легко их разбрасывал. А потом Форрест даже стал рестлером.
Том Хэнкс ростом чуть выше среднего, да и по комплекции явно не здоровяк. Поэтому и образ изменили под него.
А ещё в его исполнении Форрест стал мягче и добрее: он не ругается, не употребляет наркотики и относится к жизни более благостно.
В конце концов:
Да, в книге было именно так.
Хью Джекман в «Людях Икс»
А вот со знаменитым персонажем «Людей Икс» ровно противоположная история. Кажется, что Хью Джекман идеально вписался в образ Росомахи — даже лицо похоже, разве что подобрее.
Актёр в каждом фильме показывал, что он в отличной физической форме. Но ирония в том, что Джекман слишком высокий для каноничного Логана.
Даже на официальном сайте Marvel указано, что рост этого персонажа в комиксах — всего лишь 5 футов 3 дюйма, это меньше 160 сантиметров. При этом его вес — 300 фунтов, 100 из которых — адамантиевый скелет.
То есть Росомаха — совсем невысокий, ниже Мистик и Шторм, но максимально раскачанный супергерой. И ростом он ближе к Денни де Вито, чем к Хью Джекману, о чём неоднократно шутили в сети.
Вероятно, это отсылает к реальным росомахам — не слишком крупным, но очень агрессивным хищникам. Но разве кому-то при упоминании этого прозвища в голову придёт не Хью Джекман?
Напоследок ещё раз подчеркну: список выше — не попытка сказать, что перечисленные фильмы плохие. Наоборот, иногда актёры, которые, казалось бы, не соответствуют канону, идеально справляются с ролью и создают свой канон.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»