«Худший человек на свете» — руины воздушных замков

Драма, которая играючи размышляет о тяготах взросления и воспевает разумную инфантильность.

«Худший человек на свете» — руины воздушных замков

В современном мире жизнь несется бурным ручьем — неготовых к переменам людей она сбивает с ног и утягивает в опасные водовороты. Пролетают годы, наполненные мириадами несущественных событий, а дни тонут в пучине информации. Зачастую важные моменты проносятся мимо столь стремительно, что их удается лишь проводить взглядом, надеясь однажды не потерять из виду.

Молодая Джули, главная героиня картины «Худший человек на свете», словно неумелый серфер пытается укротить собственную судьбу. Для того, чтобы в очередной раз упасть и моментально подняться — промокшей до нитки, но гордой от приложенных усилий. Удивительно, но каждый раз ей хватает жизненной энергии, чтобы пережить очередное болезненное падение.

Несложившиеся отношения с медицинским колледжем перетекают в увлечение психологией. На замену бывшему парню приходит харизматичный профессор, но и он канет в Лету, когда страсть к наукам угаснет, толком не успев разгореться. А на последние сбережения, ни секунды не сомневаясь, Джули покупает фотоаппарат, чтобы ни с того ни с сего стать профессиональным фотографом.

В этот миг извилистый путь сталкивает ветреную особу с Акселем, который куда старше и стабильнее стоит на ногах. Он весьма успешный художник комиксов, что давно определился и с далеко идущими планами, и с типажом идеального партнера. Но, подпитываясь собственным контрастом, герои жарко влюбляются друг в друга.

Правда со стороны этот союз выглядит провальным. Аксель грезит о вечной любви и перспективе обзавестись детьми, а Джули даже не уверена, кем хочет стать, когда вырастет. Но чувства между ними крепки, и их творческие начала цветут в унисон. До поры до времени Джули воспринимает стабильность семейной жизни глотком свежего воздуха.

Подобно бульварному роману, картина Йоакима Триера разбита на десяток коротких и зачастую малозначимых глав. Не все из них меняют мировоззрение героини, но каждая вносит небольшие, в некоторой степени легкомысленные размышления о происходящем. Актуальные мировые события, собственные неурядицы и общение с разношерстными соседями — все дарит Джули новый опыт.

Ее позитивная переменчивость не раз дает о себе знать. Отношения трещат по швам и вдруг склеиваются в неожиданный узор, а непроторенные призвания растут на руинах заброшенных увлечений. Джули отчаянно ищет себя, но находит лишь других — целеустремленных, познавших смысл жизни и не таких, как она. Постепенно давящее мнение окружающих накрывает ее волной.

Общественные домыслы и личные ограничения толкают людей на соответствие чужим стандартам. К определенному возрасту человек, согласно эфемерному мнению большинства, должен достичь ключевых жизненных вех — единственной любви, карьерных успехов, продолжения рода и желательно творческой самореализации. И, пропустив один из этапов, он рискует навлечь на себя неодобрительный взор окружающих.

Чем статнее возраст, тем отчетливее становится осуждение, даже злее. Так, одного из друзей героини, что живет исключительно настоящим, клеймят недальновидным и бесцельным. Ведь гедонистическое существование отбрасывает общепринятые стандарты успеха, а значит — не имеет права на существование.

Джули, не ощущая себя ни матерью, ни домохозяйкой, ни карьеристкой, живет под давлением семьи и возлюбленного. Ее тяга к новому в поисках счастья напоминает легкомыслие. И никто не видит в ней редкой смелости разрушать одни мечты, чтобы строить на их руинах новые. Джули отважно отрекается от изжившего себя прошлого и притягательного комфорта, не боясь остаться ни с чем. Но это дается ей дорогой ценой.

Все, что героиня строит, быстро рушится. Романтика обращается скучным бытом, а новизна любых занятий испаряется. Вечно начиная жизнь с чистого листа, она оставляет за собой лишь кипу незаконченных глав. Лучшее — враг хорошего, и, в конце концов, безостановочное стремление вперед может оказаться банальным побегом от сожалений, порожденных страхом остановиться.

Ведь стоит примириться с окружением и вырваться из него будет почти невозможно. Однажды жизнь нехотя обрастет корнями, вопьется в само время и уже не позволит сдвинуться с места. Финансовые обязательства и лишние связи сковывают по рукам и ногам, и, словно стремительного водоворота, Джули боится оказаться в плену потерянного времени.

В поиске баланса между стабильностью и свежестью проходит жизнь многих. Кто-то, следуя поступью героини, рушит мосты и оказывается в тупике. Кто-то, наоборот, так и остается на безопасном берегу и большую часть времени сожалеет об упущенных возможностях. Четкой и универсальной границы между риском и разочарованием не существует, но попытка ее нащупать — у всех одна.

Взросление Джули проходит в окружении собственноручно разрушенных воздушных замков. В ее образе жизни есть романтические плюсы и болезненные минусы, но в этом и заключается часть увлекательного становления личности. Это извилистая, но интересная дорога, и Джули бежит по ней на грани беспечности, умело маневрируя между всевозможными ошибками молодости.

Картина «Худший человек на свете» невесома и непринужденна, несмотря на тяжесть и многообразие поднятых тем. Даже мрачные закоулки, в которых оказывается героиня, полны воодушевляющей надежды на лучший исход. Но в итоге у этой истории о взрослении вырисовывается один вывод — не стоит бояться побеждать себя прямо сейчас, ведь будет гораздо сложнее одолеть себя в будущем.

PS. Если понравился формат — ищите нас в Telegram.

Либо заглядывайте на сайт, там уже можно почитать о мультфильме «Аполлон-10½», в котором Ричард Линклейтер объединил ностальгию по детству и вымысел о покорении космоса.

#DeadDinos

 

Источник

Читайте также