Зачастую для проектов MCU студиям приходится делать куда больше, чем обычно, — причём за меньшую плату.
Профессии, связанные с созданием визуальных эффектов, давно стали одними из самых важных для голливудской киноиндустрии, особенно когда речь идёт о самом масштабном (и самом кассовом) кино — включая супергероику.
Однако нередко сотрудникам VFX-студий приходится трудиться не в лучших условиях. Об этом не раз говорили люди из этой области, и, судя по всему, жалобы на одну из кинокомпаний, Marvel Studios, приняли массовый характер к середине 2022 года.
В мае на Reddit обрёл популярность пост одного из специалистов, заявившего, что его «достало» работать над фильмами и сериалами Marvel — в комментариях его поддержали коллеги, назвавшие киностудию «одним из худших работодателей в индустрии». Некоторые даже заявляли, что именно отношение компании к создателям визуальных эффектов заставило их сменить профессию.
А в конце июля издание Vulture опубликовало материал на основе беседы с анонимным VFX-художником, попытавшимся объяснить, каково это — трудиться на одну из самых крупных киностудий Голливуда.
Что рассказал художник по визуальным эффектам
- Marvel Studios имеет огромное влияние на VFX-студии, так как является одним из крупнейших работодателей на рынке. Она постоянно выпускает огромное количество фильмов и сериалов, каждому из которых необходимы визуальные эффекты.
- Руководители студий изо всех сил стараются угодить Marvel, так как рискуют остаться без заказов от неё, если что-то пойдёт не так — например, если не удастся выполнить работу в срок.
- Кинокомпания распределяет заказы между VFX-студиями на конкурсной основе: каждый пытается сделать более выгодное предложение, чем конкуренты. Из-за этого команды, которые занимаются проектами MCU, часто оказываются меньше обычных — ради экономии. Например, два художника по эффектам на фильм вместо десяти.
- Многим даже приходится трудиться без выходных, по 64 часа в неделю. По словам художника, во время производства одного из фильмов он работал в таком режиме полгода.
- Marvel относительно редко откладывает даты релиза своих фильмов, но очень часто требует VFX-специалистов внести какие-то изменения в последний момент. Всё в том числе из-за того, что пересъёмки могут назначить незадолго до выхода картины в прокат.
- Некоторые правки, о которых просит компания, касаются, казалось бы, незначительных мелочей в кадре. Когда клиент так подходит к работе, специалисты говорят между собой, что их «долбят попиксельно».
- Из-за того, что на этапе постпродакшена с VFX-студиями не работают операторы фильмов, создателям эффектов приходится самим выбирать ракурсы и планы в отдельных сценах. Из-за этого киноязык может резко меняться в рамках одной картины — в качестве примера художник назвал финальную битву в «Чёрной пантере».
- Режиссёры, с которыми работает Marvel, — чаще всего неопытные постановщики успешных независимых фильмов. Часто они не в курсе, как работать со сложными спецэффектами, и от специалистов просят финальные рендеры сцен, не понимая по ранним версиям, как будет выглядеть результат. Из-за этого одни и те же законченные кадры приходится делать и переделывать по несколько раз.
- Трудности на производстве постоянно встречаются в работе над каждым проектом, а не только фильмами MCU. Однако со многими другими компаниями часто можно договориться или объяснить режиссёру, почему тот или иной ход нецелесообразен для той или иной сцены.
По словам собеседника Vulture, ситуацию можно улучшить, если специалисты по визуальным эффектам будут создавать профсоюзы. В таком случае VFX-студиям бы пришлось взвешивать все «за» и «против», когда они участвуют в конкурсе за проект от Marvel.
Кроме того, художник уверен, что сама кинокомпания и члены её продюсерской и творческой команды должны лучше готовить режиссёров и объяснять им, какие есть особенности в работе над крупнобюджетным фильмом со множеством эффектов.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»