Негласный слоган сериала: «Ты уедешь, а нам еще здесь жить»
Наверное, винить все-таки нужно себя и свои ожидания. Ведь, как говорится, «ваши ожидания — ваши проблемы». Я ждала духовного последователя «Метода» с упором на раскрытие психологии маньяков как максимум, или хотя бы интересную детективную историю как минимум. Но давайте не будем обманываться, этот сериал — это чернушная драма о сломанных людях из захолустного городка. Упор здесь на тяжелых судьбах, на прогнившей системе, на травмах из детства и их отражении во взрослой жизни, а убийства — это где-то там на фоне. И, как мне кажется, смотреть сериал нужно именно с таким настроем, тогда от просмотра вы получите удовольствие и заложенные эмоции.
Понравился ли мне сериал? Если отвечать однозначно: нет. Но после некоторых размышлений, я поняла, что и бомбить на него мне не хочется. У него есть свои сильные стороны, и НИ ОДНА из них не связана с детективной составляющей, увы. Главный герой — никакой не специалист по маньякам. Главный преступник считывается с первого своего появления в кадре. Удивить финальный твист сможет разве что совсем уж не искушенного зрителя. И, конечно же, если вы видели первый сезон «Метода» — вы сходу угадаете, кто за всем стоит.
Не вижу смысла говорить о сюжете или спойлерить какие-то подробности детективной истории — поверьте, первый человек, на которого вы подумаете, и будет тем самым убийцей. Хочется поговорить о другом, о представленной драме различных персонажей. Что было сделано хорошо, а что плохо — по моему скромному мнению, конечно.
Главный герой, он же Меглин всея Руси, Сергей Смирнов. Его драма будет иметь ключевую роль в данной истории, но лично меня она зацепила меньше всего. Как мне кажется, она сделана чересчур чернушной. Я допускаю, что такие трагичные истории возможны, но очень уж тяжело в нее поверить и тяжело принять. Опустим само содержание его травмы, чисто с сюжетной точки зрения, это провал. Объясню. В какой-то момент главный герой начинает общаться с психологом, чтобы проработать свою детскую травму, подробности которой он не помнит. И эти разговоры абсолютно никак не сыграют позже.
В грамотно развернутой истории к нему бы вернулись воспоминания после какого-нибудь триггера, и благодаря им главгерой смог бы собрать остальные подсказки и выйти в итоге на преступника. Здесь же он буквально проходил мимо и случайно застукал главгада за его злодеяниями. И даже после этого горе-следователь с большим сомнением (и очень карикатурно) переспрашивает главного злодея, неужели все это время это был он. И только тогда тот ему рассказывает о своей роли в его детской травме.
И зачем, спрашивается, были все беседы с психологом? Просто, чтобы рассказать нам предысторию главгероя? То есть триста тысяч флешбэков, показанных до этого, было недостаточно, нужно было еще словами это повторить? Но самое обидное это развязка. Еще раз: главный специалист по маньякам НЕ вычислил убийцу в итоге. Он до последнего был уверен, что виноват во всем другой человек, и нашел настоящего преступника по чистой случайности. Предполагаю, что это было сделано с расчетом выдержать финальный твист до последнего, но, по сути, это обесценило главгероя как гениального следователя.
Давайте теперь о слонах в комнате: главный герой — это пародия на Меглина. Вот только до его уровня он не дотягивает. Он настолько крут, что законы ему не писаны: он может бухать за рулем, вести себя нагло и самовольничать ведь он незаменим и имеет особый статус у начальства, так? Не совсем, в отличии от Меглина он заявлен просто как очень хороший следователь. Так почему его ни разу не поставили на место за его проступки? В какой-то момент он вообще позволяет себе нападение с оружием на другого человека — и ничего, его просто простят покинуть город. Мне этот персонаж был откровенно неприятен, и уж извините за личную нападку на актера или его гримеров, но почему он полсериала ходит с помятой красной мордой в кадре? Спасибо за реалистичный образ алкоголика, конечно, но лучше бы прописали ему хоть каких-то хороших качеств для баланса.
Ведь как следователь он был или бесполезен, или брал ответы с потолка. Проследить за его ходом мысли мне как зрителю было сложно. И да, он высказывал правильные догадки, но откуда они брались? Откуда, например, он с ходу зачитывает чуть ли ни полный психологический портрет убийцы, только приехав в Хрустальный и еще даже не разобравшись с делом? А далее по ходу сюжета он не расследует, он истерит, раскидывается обвинениями направо и налево и зацикливается на конкретных подозреваемых исходя из детских обид, а не из логики. В какой-то момент он разговаривает со свидетелем, который должен был заставить его вернуться к событиям 30-летней давности и переосмыслить все дело, но он просто отмахивается от его показаний. Извините, но это не гениальный охотник на маньяков, это пародия на него.
Единственный момент, где недо-Меглин блистает как следователь, это его представление как героя. Он общается с задержанным убийцей и в ходе разговора сопереживает убийце, заставляет его поверить будто они разделяют общие ценности и страхи, и в следствии проявленной эмпатии убийца в итоге сознается в содеянном. Ничего сверхъестественного: показан обычный допрос, но как же действенно он заявляет главгероя как того самого суперспециалиста по маньякам. Если бы только создатели смогли удержать такую планку до конца сериала, но увы.
Брат главного героя, Геннадий Пронченко. Второй по значимости персонаж, который во многом противопоставлялся главному герою. Несмотря на то, что он больше показан как негативный персонаж, мне он импонировал и мне понравилось, как была раскрыта его история. Нам не просто тыкнули продажного начальника полиции и плохого брата. По ходу сюжета покажут, что он пытался бороться с системой, пытался защитить брата — и не смог. Ему пришлось приспособиться ко всей грязи, происходящей вокруг. Он пример известной фразы «если не можешь победить — возглавь». Его мотивация — это его семья, и он многим готов пожертвовать ради них, нужно сказать, не без давления его жены.
Но при этом нам показывают, как он рефлексирует, как переживает по поводу своих действий. Хороший пример этого: небольшая арка с молодой девушкой, которую он уговаривает взять деньги и забрать заявление об изнасиловании, ведь за этим преступлением стоят важные шишки их городка, его «друзья». Опять же, это все касается его личной драмы, в детективной составляющей он бесполезен и исполняет стандартную функцию глупого начальника, наперекор которому будет действовать умный главный герой. И если в начале нам еще показывают, как он пытается балансировать между давлением сверху и честным расследованием, то в конце его просто сливают.
Девушки главного героя, Катя Сказка и учительница Ира. Вот если говорить об интриге сериала, это не кто является маньяком, а кого же главный герой увезет из этого захолустья. Чуть ли не треть сюжета посвящена любовной санта-барбаре главного героя, по ходу сюжета он переспал с тремя с половиной женщинами, при том, что он женат и вообще-то «однолюб», как он заявил сам. Звучало это смешно, ведь на тот момент нам, зрителям, уже показали, как он изменил жене с проституткой. Но основные его два любовных интереса, это Катя и Ира. И история каждой также цепляет. Нам показали двух по-своему сломленных женщин, которые считают, что взяли верх над ситуацией. Ведь если позволить — значит это не насилие? А если избежать насилия нельзя, то почему не брать за это деньги? Каждую жалко, каждой сопереживаешь, и взаимодействие главного героя с ними показано достаточно трогательно. Вот здесь оправданы были флешбэки, которые показывали, как было раньше на контрасте c тем, что сейчас. Особенно тронул момент, когда главный герой, узнав об Ире кое-какие неприятные подробности, вместо осуждения говорит: «Кто я такой, чтобы тебя презирать».
Остальные истории будут уже откровенно спойлерными, хочется лишь в целом сказать, что главзлодей тоже хорош, просто уж слишком он вторичен и предсказуем. Другие подозреваемые — неплохи, сыграны хорошо. Еще один интересный второстепенный персонаж — это цыган. Такой чуть ли ни комик-релиф персонаж, приятно было за ним наблюдать.
Если говорить об актерской игре, мне особенно хочется отметить детей. Вот уж неожиданное открытие, но ребята, показанные во флешбэках — это профессиональные молодые актеры, все неимоверно отыграли свои роли. Мальчишки, сыгравшие главгероя, смогли передать его детскую наивность и жизнерадостность, а позже и более сложные эмоции. И особенно еще запомнился второстепенный персонаж: психически больной мальчик, над которым издевались сверстники. Один его загнанный взгляд смог передать больше боли, чем моменты с показанным насилием.
Что по взрослым персонажам: все играю хорошо, пока не натыкаются на какую-то совершенно кринжовую реплику — и вот тут уж никакой актер бы ее не вывез, поэтому не могу винить их за временами стыдную игру. Там, где было что играть, они демонстрировали максимум правдоподобных эмоций. Ну и главный герой… он чаще других выдавал кринжфест, но моментами показывал просто бесподобную игру, поэтому впечатления остались неоднозначные. Но вот с чем у меня была проблема по ходу всего сериала — это его дикция, некоторые фразы он откровенно зажевывал. Хотелось временами включить субтитры, настолько все было плохо. Честно, впервые сталкиваюсь с такой проблемой при просмотре русских сериалов.
Читала в других рецензиях, что сериал снят красиво и музыкальное сопровождение неплохое. Как по мне, это не так. Сериалу жутко не хватало какого-то своего стиля и музыкальной темы, как в том же «Методе» Быкова (имеется в виду первый сезон, второго сезона «Метода» не существует).
Еще добавлю несколько слов насчет атмосферы: в целом неплохо передан тягучий ритм жизни маленького города, от сериала так и веет безысходностью и смирением. Но иногда создатели, видимо, для оправдания жанра триллера пытались в саспенс, а получалось смешно. Например, в какой-то момент нам визуализируют мысли главного героя: он пытается понять, как можно похитить ребенка. А затем следует сцена, где главгерой уже по-настоящему уговаривает мальчика сесть к нему в машину, где сообщает ему, что отвезет его в лес и будет с ним делать нехорошие вещи… и на перепуганном лице мальчика серия обрывается. И вот таких горе-клиффхэнгеров и прочих попыток нагнать тревоги на пустом месте, к сожалению, в сериале предостаточно.
Вывод: смотреть, если хочется драмы маленького города со всей сопутствующей чернухой. Как детектив не советую никому.