Привет. Данная статья пишется под влиянием кино-хоррор-марафона, фильмы подборки вынуждают меня поднять вопрос «что такое хоррор». И этому невозможно противиться, придётся подчиниться.
Что такое хоррор
Истинного определения дать нельзя, но что можно с уверенностью сказать — хоррор не обязан быть страшным, это лишь истории о страшном.
За десятилетия развития жанра в медиа игр, кино и литературы, он оброс кучей сюжетов, приёмов и стал обыденным, не пугающим, перейдя из страха как чувства в эстетику страха, в восхищение формой. Но не стоит думать, что этот процесс начался сегодня или имеет возможность закончиться. Это обычный процесс привыкания к новому, он был в девятнадцатом веке, он существует сегодня и будет после нас. Сначала ты пугаешься незнакомого — поезда, едущего на тебя, комичного монстра Франкенштейна — а потом все это после твоего привыкания становится эстетикой, которая тебе просто нравится. И эстетики гораздо важнее страха. Нет смысла считать, что если кто-то испугался старого фильма про Дракулу, то в этом и был смысл кино. Можно пугаться и детских мультиков, но это не сделает их хоррорами. Да, есть саспенс, есть скример, это все отличные приемы, но не стоит думать, что именно в них смысл хоррора. Это ложный путь, который рождает глупости. Например, жалобы, что игра, фильм, книга не страшные. Правда, виновата в этом сама индустрия развлечений, которая презентует жанр как комнату страха в парке аттракционов, отчего потребитель проецирует такое отношение на всё с заголовком «хоррор», забывая, что у каждого хоррор-произведения своя эстетика, своя атмосфера и страх не является приоритетом, а возникает как приятная побочка. Почитайте Лавкрафта, Баркера. Где там ужас в процессе? Он рождается в статьях или разговорах как фантазия, но в процессе чтения — это просто интерес. Интерес к эстетикам: к хоррор-персонажам; к сюжетам; к приёмам. Хорроры нам интересны, а не страшны. Мы их потребляем не чтобы испугаться, а потому что нам нравится. Ещё раз повторю — я ни в коем случае не говорю, что хорроры не пугают или не должны этого делать, а всего лишь утверждаю, что они не обязаны это делать. Я сам работаю исключительно в жанре хоррор, и ни одна вещь, написанная мной, не написана ради страха. И я вас уверяю, такое же отношение к работе вы увидите и у вышеупомянутых Лавкрафта и Баркера.
Если мы вернёмся к причине этого текста — к фильмам нашей хоррор-подборки, то на удивление никто из них даже не попытался стать хоррор-аттракционом. «Заклятие 3: По воле дьявола» — это интересные истории об экзорцистах, ударившиеся в приключенческий детектив. «Крик (2022)» — это больше комедия, чем все остальное. «Тихое место» — драма, ну или кино, стремящееся в это поле. «Злое» — это экшен чистой воды. Но несмотря на такие характеристики, все это хорроры, и при этом все они не страшные.
Хоррор — это тема, хоррор — это персонажи, но хоррор — это не страх.
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, вам было интересно и полезно. Подписывайтесь на паблик, если до сих пор этого не сделали, ставьте лайки, делитесь постами с друзьями, иначе вся наша работа будет напрасной. Все материалы по марафону (рецензии на «Тихое место 2», «Злое», «Крик») можно найти в нашем паблике.
P.S. Мы совершенно случайно вчера посмотрели «Паранормальное явление: Ближайшая родня», и, на удивление, это одна из лучших частей серии. Смена истории и места действия, безусловно, пошли фильму на пользу. Рекомендуем ознакомиться.