Много текста про паука, охотников за привидениями и матрицу
Кинематограф давно существует в мире победившего постмодернизма, нравится нам это или нет. Массовая культура не рождает на свет новые веяния и течения, и все свежие идеи решительно отвергаются из-за низкой прибыльности. Ну, а человечество сосредоточилось, в основном, на пережевывании и переваривании уже существующих форм, концепций и историй.
Даже проекты, позиционирующие себя как смелый и новаторский ответ всем этим вашем комиксам и звездным войнам, на самом деле — лишь переосмысление чуть менее известных произведений искусства. И как бы “подлинные творцы” ни поливали грязью любителей “Форсажей” и “Мстителей”, их картины не так уж сильно отличаются от бездушных конвейеров.
Многие шедевры мирового кинематографа вроде “Лица со шрамом” являются ремейками фильмов 30-х и 40-х годов, другие (например, “Отступники” Скорсезе) — пересъемка успешных иностранных лент, третьи (вроде “Бешеных псов” Тарантино) — попросту воруют интересные сюжетные линии у менее известных картин.
По этому поводу не стоит сильно сожалеть или радоваться, это просто данность. Люди на протяжении всей своей истории творили с оглядкой на культурные достижения других людей, иногда заимствуя, а иногда действительно вдохновляясь чужими образами и идеями.
Именно поэтому не стоит так уж сильно воротить нос от т.н. “фансервиса”, если он грамотно и умело вплетен в картину и доставляет удовольствие, ничего ужасного в нем нет.
Предадимся Ностальгии
Многими желание сыграть на ностальгических чувствах воспринимается как дешевый и заезженный способ выбить из человека нужную эмоцию без лишних усилий. И это отчасти правда. Увиденное в детстве вызывает едва ли не самые мощные эмоции, оттого их так легко эксплуатировать в нужных целях.
Какими бы ужасными ни получались сиквелы “Звездных Войн”, народ продолжит заваливать Disney миллиардами. Ведь от одних вступительных титров под монументальную композицию Джона Уильямса по телу пробегает теплая патока.
Мельком покажи в “Мире Юрского периода” очки ночного видения из оригинала, и мозг мгновенно воскресит в памяти ту легендарную сцену с первым появлением тирекса. Но, как показывает практика, даже с таким инструментом не все умеют работать.
Отдай даже мегауспешную франшизу в руки бездарностей, не понимающих, за что зрители полюбили оригинал, и они легко закопают их заживо. Так уже случилось с Терминатором и Крепким Орешком, “Трансформерами”, серией фильмов “Один Дома” и многими другими сериями фильмов. И есть подозрение, что список вскоре пополнится.
Так уж получилось, что в конце 2021 года на экраны вышли сразу 3 фильма, чей главный прием — игра на ностальгических чувствах фанатов. Это “Человек-паук: Нет пути домой”, “Матрица. Воскрешение” и “Охотники за привидениями: Наследие”. Три крупных кинокомпании словно устроили своеобразный ностальгический забег с целью выяснить, кто вышибет больше эмоций из зрителей.
И в этом забеге совершенно точно есть однозначный победитель, твердое второе место и позорный неудачник. Тут как у Петра Ершова из “Конька-горбунка”: “У старинушки три сына: старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак”.
И раз уж в ближайшие годы студии продолжат высасывать из нас деньги, обмазывая нас тоской по ушедшему детству, давайте научимся хотя бы разбираться в сортах игры на ностальгии. В тексте есть некритические, но какие-никакие спойлеры, и выходит он так спустя 3 недели после релиза именно по этой причине.
Человек-паук. Нет пути бездарному фансервису. 1 место
Начнем с очевидного победителя, ведь к нему, пожалуй, меньше всего претензий. Режиссер Джон Уоттс подарил зрителям практически новогоднюю сказку, воплотив на экране то, на что многие уже и не надеялись. Я несколько раз ловил себя на том, что пытался понять, реально ли то, что прямо сейчас происходит на экране. Настолько мало веры было в то, что подобное возможно.
Тысячи зрительских залов буквально купались в овациях, когда в кадре появлялись те или иные персонажи. Причем если в условных США подобная практика распространена, то в России подобное безумие я наблюдал впервые. Особенно трогательно смотрелась реакция детей, недоумевающих, отчего это 30-летние солидные мужички орут и беснуются.
Идеален ли фильм? Конечно же, нет. В картине масса минусов, начиная от довольно посредственной графики в некоторых местах и заканчивая сюжетом и проблемами со сценарием. Некоторые персонажи введены в фильм исключительно для того, чтобы сказать пару фраз и вообще никак не влияют на повествование.
Главные же герои подчас ведут себя довольно странно и глупо, что иногда рождает раздражение. Наконец, в фильме есть пара сцен, вызывающих ничто иное как испанский стыд. Список недостатков можно перечислять долго, но это не хочется делать. Ведь то, что в фильме работает, перекрывает все недостатки с лихвой.
Ведь когда смотришь по-настоящему хорошую картину, мозг напрочь блокирует все возможные негативные моменты. Во “Властелине Колец” тоже есть куча логических несостыковок, нелепых персонажей, упрощенных донельзя, и масса недостатков.
Но все это неважно, ведь это восхитительное и монументальное произведение искусства. И останется таковым, несмотря на все слабые стороны. (Это ни в коем случае не сравнение “Властелина Колец” с Человеком-Пауком: слишком разные жанры, и слишком разные цели преследовали режиссеры фильмов).
Многие этот фильм могут ненавидеть, и, посмотрим правде в глаза, картина не лишена недостатков. Остальным же он подарит столько радости, сколько не дарили, наверное, даже самые монументальные картины студии.
Просто потому что это очень талантливая работа с фансервисом, и многое, что связано с фильмом (включая отличную маркетинговую кампанию, до последнего не слившую самые сладкие моменты) было выполнено на высоком уровне. За что заслуженно и получает высокие рейтинги, сборы и любовь масс.
Охотники за привидениями: Наследие, которое становится обременительной ношей
До последнего оставались сомнения, рассказывать ли что-то об этом релизе. Хотя бы потому что по-настоящему культовой франшиза “Охотников за привидениями” никогда не считалась. Был отличный первый фильм с прекрасным кастом, уникальной атмосферой и яркими, запоминающимися персонажами. А дальше… начались проблемы.
Уже сиквел отвернул многих из-за потери аутентичности, повторного использования одних и тех же тропов и чуть более слабого сюжета. Дальше шли анимационные сериалы, которые были неплохими, но по-настоящему подогреть интерес к франшизе не могли. А уж недоразумение, вышедшее в 2016 году, ничего кроме омерзения, вызвать не могло.
И тут в 2021 году продюсеры из “Коламбии” решили выкопать из свежей могилы полумертвую картину. И получилось, на удивление, сносно, учитывая, какой кошмар все мы пережили 5 лет назад. И если “Паук” воскрешал в памяти детский искренний восторг, новые охотники как минимум удостаиваются вежливой улыбки.
Во-первых, в фильмы восхитительно передана атмосфера. Правда, атмосфера не оригинальной части, а того самого уютного крошечного городка, душевных американских еб**ей. Картина едва ли не с первых минут обвалакивает тебя приятным, неспешным темпом повествования, в котором ты с удовольствием растворяешься.
Как и в случае с фильмами “Оно”, “Щегол” или сериалом “Странные дела”, атмосфера лампового захолустья в новых “Охотниках” — едва ли не самая сильная часть. Любопытно, что во все эти проекты настойчиво пихают несчастного Вулфхарда Финна, видимо, в его контракте есть обязательство снимать только в этих локациях с обязательным участием сверхъестественной неведомой бабайки и никаких больше.
Каст приятен и не режет глаз, какое-то время сам сюжет довольно аккуратно и бережно работает с отсылками, музыкальная составляющая ласкает ушки, и все, вроде, идет хорошо. Ровно до того момента, пока в проект с обеих ног не влетают маркетологи, и в кадр настойчиво начинают пихать тонны фансервиса.
Причем абсолютно без чувства меры и вообще не к месту. Я ничего не имею против точной копии “того самого” автомобиля, скрещивания лучей, Лизуна, но не когда все это вываливается на тебя скопом, абсолютно ни к месту. Особенно в момент, когда ты погружен в уютную атмосферу, и все эти призраки прошлого попросту ее разрушают.
Серьезно, убери все эти ненужные элементы, и мы получили бы образцовый фильм, который по-настоящему может вернуть интерес к франшизе. Молодые актеры восхитительны, Пол Рад как всегда вечно молодой и вечно прекрасный, и даже отказ Билла Мюррея сниматься несильно все портит.
И подобный фильм очевидно требовал бы продолжений и ребутов, так как он действительно внес в франшизу что-то новое и яркое. Но в какой-то момент на еще неокрепший росток вываливают так много тяжеловесных отсылок и устаревших деталей, что хрупкая конструкция попросту рассыпается.
Просто потому что в отличие от Паука, в котором фансервисные элементы попросту заменяют некоторые сюжетные костыли, в Охотниках отсылка и попытка сыграть на ностальгических чувствах выглядит абсолютно ненужным атавизмом, от которого стоило бы избавиться. При этом это все еще как минимум неплохой фильм, предлагающий новый взгляд на историю и несколько свежих и оригинальных идей.
Пара слов о Матрице
Перед тем как что-то говорить о новом фильме, следует сказать пару слов о том, как “Матрица” повлияла на автора этого поста. Обычно я избегаю подобного в других обзорах, так как от рецензий в стиле “Сходил я на эту вашу Дюну. И вот, что я думаю…” всегда воротит за версту. Но в этом случае без личных эмоций не обошлось, поэтому прошу у всех прощения, через пару абзацев начинается нормальный обзор.
Первую “Матрицу” я увидел в раннем детстве. И это был тот самый фильм, что поделил жизнь на до и после. Да, до этого были оригинальные “Звездные Войны”, “Властелин Колец”, но именно темный, брутальный фильм искусственной реальности имел настолько мощное воздействие, что 6-летний я был в неописуемом восторге.
Этот фильм был восхитителен во всем, начиная от концепции и заканчивая крошечными деталями. Выбор цвета, костюмов, локаций, актеров — все это восхищало и будоражило воображение. Ну, а спецэффекты и работа с кадром и сегодня смотрятся действительно свежо и уникально.
Вторая часть имела воздействие ничуть не меньшее, чем первое. Я знаю, что многие фанаты недолюбливают продолжения, но по мне сиквел — ничуть не меньшее чудо, чем оригинал. Да, сюжет значительно упростили к банальной борьбе Осла с Бобром ради ярких сцен, но насколько же эти сцены восхитительны.
Одну только драку с бесконечным Смитом, рубилово с участием мечей и копий, а также восхитительную дорожную погоню можно пересматривать десятки раз. Ну, а филлерная концовка действительно работала отлично, заставляя ждать 3 часть с нетерпением, тогда подобные ходы еще не считались дурновкусием.
И ожидания эти от финальной части оправдались не полностью. Первые полчаса зрителя заставляют смотреть за похождениями Морфеуса и Тринити в ночных клубах, пока Нео на полустанке общается с маленькими девочками и дерется с бомжами. Выглядит все это как внезапный побочный квест, который хочется поскорее пропустить.
Большую часть фильма мы наблюдаем за обороной Зиона, на который нам, по большому счету наплевать, ведь никакой эмоциональной связи с его жителями у тебя нет. Да, тебе до этого седовласый старик рассказывает, что это последний оплот человечества, тут живут десятки тысяч людей.
Но, опять же, это звучит, как описание мейн-квеста от НПС, ты его давно прокликал, и на жизни незнакомых тебе неписей тебе попросту наплевать. А где главный герой, ради которого ты и смотришь “Матрицу”? А он дерется с мужиком с нелепой испанской бородкой и любуется небесами со своей женщиной. Очень интересно.
Да и финальная схватка немного разочаровывает. Весь город захватили Смиты, они в каждом окне, на каждом шагу и вселяют ужас и страх в каждого, кто попадается им на пути. Но вместо мегаСмита, слепленного из тел других смитов или других остроумных задумок нас ждет пусть яркий, но все же ребут драки из первой части, и это печалит.
При все этом “Матрица” — невероятно важное лично для меня и тысяч людей по всему миру. Именно эти фильмы впервые заставили задаться определенными вопросами, поменяли мое видение существующего мира и доказали, что на экране можно воплотить абсолютно любую идею, был бы бюджет.
Поэтому 4 часть ждал не я, ждал тот самый маленький мальчик внутри, который был очарован и восхищен работой Вачовски. И именно этот внутренний мальчик заставил взрослого лба взять билет на сеанс в день премьеры, чтобы поскорее увидеть таких близких героев и вновь окунуться в столь притягательный, пусть и искусственный мир.
Шматрица. Погребение. Позор. И много других обидных слов
Первый скепсис появился одновременно с релизом первого трейлера. Выглядел он довольно посредственно и тускло, словно смотришь рекламу очередного боевичка с мощным мужичком лет 40 с профессией в названии (перевозчик, защитник, механик, и т.д.).
От первоначального стиля не осталось ни следа, персонажи Нео и Тринити выглядели потрепанными и усталыми от жизни, а Морфеус… О нем позже. Но тут как с принятием неизбежного, ты сперва отрицаешь, пытаешься себя убедить, что это просто решение отдела маркетинга, чтобы привлечь попкорновую аудиторию, фильм-то сам возьмет и окажется восхитительным.
Тем более второй трейлер уже выглядит пободрее: идея цикличности Матрицы и правда играет на руку продолжению. И вот ты идешь на сеанс, закупаешься любимыми вкусняшками, выдерживаешь 40-минутную рекламу (серьезно, скоро ее продолжительность превысит хронометраж фильма) и…
Дальше будет сконцентрированный сгусток ненависти, уберите детей, стариков, беременных и впечатлительных от экрана, это небезопасно. Вот вам милый енотик.
Фильм с первой минуты погружает в пучину дерьма и безвкусицы. Зеленый фильтр, мастерски проводящий границу между реальностью и виртуальным миром? К черту его, пусть все выглядит как в фильмах Сарика Андреасяна. С трясущейся камерой, плохо поставленными батальными сценами и ужасной цветовой палитрой. То, что нужно, спасибо огромное!
Завязка у всего действа настолько ужасна, насколько это вообще возможно. Морфеус, выглядящий теперь, как дешевая китайская подделка с AliExpress, который теперь стал агентом (!), внезапно чувствует, что он не хочет быть плохим (sic!) и решает незаметно начать помогать людям (sic!!!).
И ему в этом помогает девушка, буквально сгенерированная с аватарок всех пользователей Твиттера. Она настолько безлика и настолько не имеет хотя бы малейшего намека на характер, что я до конца фильма был уверен, что она тоже программа, и это вскроется в концовке. Ведь нельзя, попросту нельзя быть настолько унылым шаблоном.
После столь восхитительного начала нас переносят к персонажу Нео, который… При всей моей любви к Киану Ривзу, в 4 матрице он настолько плох, насколько это возможно. На его лице за всю картину не появляется ни намека на заинтересованность происходящим. Да за 3 минуты презентации Киберпанка актер выдал больше эмоций, чем за 2.5-часовую ленту.
К слову, как и Кэри-Энн Мосс. Оба актера выглядят так, будто за минуту до начала съемок из них высосали абсолютно все жизненные силы. Их глаза источают усталость, в какой-то момент хочется попросить оставить старичков в покое и дать им поспать хоть пару часов.
Если судить по выражению лиц, обоим персонажам абсолютно наплевать на то, что происходит вокруг. Взрываются дома, летают машины, а на их лице не дрогает ни единый мускул. Думаю, на самом деле, их обоих, как и Морфеуса, превратили в программы. Ждем ролик с обоснованием этой теории на канале ЧБУ, к слову.
В общем, на экране творится какая-то несуразная дичь и парад дурновкусия, а у тебя в голове одна мысль: Как ребята умудрились провалить абсолютно все, к чему они прикоснулись? Отдельно остановиться стоит на вставках из оригинальных частей “Матрицы”, ведь они одни вызвали столько ненависти, сколько не вызывал даже 9 эпизод Звездных Войн (да, я это сказал).
В последних сезонах “Южного Парка” появился гег с ностальжинками — веселыми ягодками, которые без конца повторяли “А помнишь? Нет, ты помнишь?”. Так вот, во-первых, герои “Матрицы” за весь фильм минимум раз 10 прямым текстом спрашивают друг у друга: “А ТЫ ПОМНИШЬ? НЕТ, НУ ПОМНИШЬ ЖЕ?”. От таких грубых и уродливых отсылок невольно приходишь в оцепенение на некоторое время.
Во-вторых, они без конца показывают нарезку из прошлых фильмов (!). Идет сцена (Тринити выходит из кафе), дальше нам просто показывают оригинальную версию (Тринити выходит из лифта) и говорят: вот вам отсылка, узнали же? Что самое забавное, сцена эта снята попросту плохо (не совпадают движения, выражения лиц). То есть в этом теряется абсолютно всяческий смысл!
И кадров из оригинальных лент настолько много, что они, уверен, занимают немалый процент хронометража. Либо Вачовски считает (считают?) людей за одноклеточных существ с одной извилиной, не способных распознать отсылку, либо у нее (их) за годы попросту отбилось напрочь чувство вкуса и чувство прекрасного.
На момент с появлением Морфеуса из кабинки туалета после звука спущенного унитаза лично у меня начался истерический смех. Выглядел персонаж настолько ужасно и кошмарно, что пришлось перепроверить билет и уточнить, не на порнопародию ли я по ошибке попал.
И спецэффекты, эти спецэффекты! Первая “Матрица” восхитила мир, показав уровень графики и сцены, доселе невиданные. 4 Матрица также поразила мир. Потому что такого ужасного визуального понса человечество не видело уже многие десятилетия. От некоторых сцен (не преувеличение) попросту становилось больно глазам, ужасно и безвкусно они смотрелись.
Ну, а после объяснения, почему машины воскресили (без всяких сюжетных поворотов, они реально ВОСКРЕСИЛИ мертвые человеческие тела) Нео и Тринити, народ валом повалил из кинотеатра.
Если на Пауке в зале царило некоторое единение в наиболее пронзительные и классные моменты, то Матрица тоже объединила десятки незнакомых людей. В осознании того, насколько кошмарным получился фильм. Верхом триумфа стала финальная битва Нео с 3 боссами-вертолетами (СЕРЬЗНО), над которой оставшиеся откровенно хохотали.
В картине действительно ужасен каждый элемент. Актерская игра — абсолютно мимо. Спецэффекты и манера съемки вызывают могут вызвать разве что эпилептический припадок, но никак не радость от просмотра. Сюжет, музыка, персонажи, декорации, мотивация героев — все это на недостижимо низком уровне.
Есть ли в этой бочке с помоями ложка с медом? Как ни странно, да. На фоне такого дремучего безумия, довольно бодренько смотрится Джонатан Грофф, актер, сыгравший Смита. Он в отличие остальных действительно отдается роли, и несмотря на то, что до величия Хьюго Уивинга парню далеко, этот персонаж хоть немного отвлекает от происходящего на заднем фоне ужаса.
Во всем остальном картина отвратительна. Сначала мы узнаем, что антагонист управляет временем и намного всесильнее Нео, Тринити и всех людей вместе взятых. Но потом он внезапно превращается в стереотипного злодея, который орет другим болванчикам “Убейте их, уничтожьте!”. Зачем? Почему бы вновь не замедлить время и не отмудохать своих врагов?
И таких логических дыр в сюжете невообразимое количество. Почему машины поссорились между собой? Зачем выводить из строя технику и устраивать взрывы, если эта коллизия решается на уровне программного кода? Почему тела Тринити и Нео вырабатывают больше энергии, они единственные, кто любят друг друга по-настоящему?
И такие вопросы рождаются десятками и сотнями на протяжении каждой секунды просмотра этого шлака. Повторюсь, когда фильм тебе нравится, ты подсознательно можешь закрыть глаза на некоторые недочеты, они встречаются везде. Но когда авторы настолько бездарно и халтурно подходят к продолжению своего же творения, мозг становится безжалостным и хладнокровно уничтожает творящийся на экране ипздец.
В нулевых были популярны гоблинские переводы фильмов — Властелина Колец, Звездных Войн и прочих. Особоняком стояла “Шматрица” — пародийное сумбурное нагромождение непонятного текста на кадрах, которые вообще никак не соотносились друг с другом. Теперь становится понятно, что не ту картину “Шматрицей” назвали
Вместо итогов
За неполные 2 недели на российские экраны вышли 3 фильма, чьи создатели сосредоточились на фансервисе и пережевывании достижений предыдущих картин в угоду кассе и зрителям. Кстати, решение пустить в прокат одновременно сразу несколько махин — «гениально», но об этом, пожалуй, в следующий раз.
Новые Охотники продемонстрировали, что франшизу рано хоронить, и при подключении к работе талантливых людей может получиться что-то хорошее и приятное, главное — не переусердствовать с обилием отсылок.
Паук показал, что его персонаж живее всех живых, и что он с отрывом остается главным персонажем Marvel, с которым по популярности сравнится разве что Бэтмен или Супермен. Что даже несмотря на слабые батальные сцены и множество провисаний, умелое использование любимых людьми элементов, принесет как деньги, так и прекрасные рейтинги и одобрение.
Ну, а Матрица показала, что в первых частях Вачовски, видимо, попросту повезло. Рядом оказались умелые операторы, сценаристы, специалисты по спецэффектам и другие талантливые люди. Которые и ответственны за успех оригинальной трилогии, так сильно повлиявшей на мир кинематографа.
Вачовски же потом сняли “Восхождение Юпитер”, во многом провальный “Облачный Атлас”, невзрачного “Спиди-Гонщика” и проч. И венцом их творения стала “Матрица. Воскрешение”, кошмарный и абсолютно ненужный уродец, который скоро затеряется среди не менее ужасных сиквелах, а также бесталанных ребутах и ремейках.