«Ведьмак», «Мандалорец» и «Чернобыль» не попали в этот список. Зато есть менее известные, но любопытные проекты.
В подведении сериальных итогов года, скорее всего, будут мелькать примерно одни и те же названия. Помимо уже упомянутых в лиде, зрителей покорили «Пацаны», «Эйфория», «Хранители», «Тёмные начала» и многие другие высокобюджетные проекты.
Но есть и достойные сериалы, которые либо прошли совсем незаметно, либо обсуждались меньше, чем они того заслуживают. Некоторые из них я и решил собрать в этом субъективном списке.
«Убийства по алфавиту» (The A.B.C. Murders)
Этот мини-сериал вышел под самый конец 2018 года, поэтому практически все, кроме зрителей BBC One, увидели его уже в 2019-м.
По названию нетрудно догадаться, что это — очередная экранизация одноимённого произведения Агаты Кристи. Однако даже в знакомой истории авторам удалось удивить зрителя. Дело в том, что за сценарий отвечала Сара Фелпс, уже прославившаяся смелыми переосмыслениями классики, в том числе и книг Агаты Кристи.
На сей раз знаменитого сыщика Эркюля Пуаро играет Джон Малкович. И в его воплощении это уже постаревший детектив. Он отошёл от дел и устраивает развлекательные мероприятия для богатых клиентов.
Но ему приходится снова взяться за расследование, ведь убийца с подписью ABC отправляет сыщику письма, где рассказывает о своих будущих жертвах. А параллельно показывают историю некоего коммивояжёра Александра Бонапарта Каста, который страдает приступами из-за заболевания мозга.
Основная сюжетная линия мини-сериала следует оригинальному роману. Но всё самое интересное кроется в деталях. Во-первых, основная интрига оказывается связана не с расследованием, а с прошлым самого Пуаро. И здесь развязка выглядит очень неожиданной.
А во-вторых, весь сериал снят в бледных тонах, что отлично соответствует общему мрачному настроению истории. Сыщик много рассуждает о старости и ушедшем времени. А уж линия Каста и вовсе наполнена страданиями умирающего человека.
В итоге знакомая история воспринимается совсем иначе: это скорее не классический детектив, а нуарная драма, где переживания героев важнее поисков убийцы.
«Связь» (Bonding)
В начале 2019 года все обсуждали успешный сериал Sex Education от Netflix. А вот более простой, но не менее смелый и забавный проект Bonding прошёл почти незамеченным.
Это история недавнего выпускника Питера. Из-за своей робости и нерешительности он никак не может наладить личную жизнь. Да и с работой у него вечные проблемы. Но вскоре Питер встречает свою одноклассницу Тифф, которая предлагает ему подработку.
Вот только она — профессиональная доминатрикс, выполняющая самые странные прихоти клиентов. У неё даже дома живёт личный раб.
Нетрудно догадаться, что дальше зрителя ждёт огромное количество непристойных шуток, связанных с БДСМ и вообще сексом. Причём юмор иногда переходит за грань абсурда — чего стоит один клиент, любящий подраться в костюме пингвина.
Конечно, сериал ещё менее реалистичен, чем «50 оттенков серого», и тема БДСМ здесь используется только как комедийный элемент (хотя реальные доминатрикс всё равно раскритиковали сюжет).
На самом же деле «Связь» — история о настоящей дружбе двух одиноких людей, которые смогли помочь друг другу.
Сериал снят довольно дёшево — всё действие происходит в нескольких помещениях. Зато спасает яркая картинка и хорошая постановка кадра. А ещё (для кого-то это станет достоинством, а для кого-то — недостатком) «Связь» состоит всего из семи 15-минутных серий, поэтому весь сезон длится примерно как полнометражный фильм.
«А теперь – апокалипсис» (Now Apocalypse)
И ещё один сериал, в котором много пошлых шуток, секса и разборок в отношениях. А ещё есть рептилоиды, всемирный заговор и логика сна.
На первый взгляд «А теперь – апокалипсис» кажется обычной комедийной историей четверых друзей. Улисс — гомосексуал и неудачник, который западает на недоступных парней и потом страдает. Его приятель Форд — красавец и бездарный сценарист. Северин — девушка Форда, работающая в засекреченной организации. И их подруга Карли — начинающая актриса.
Но после краткого вступления сюжетная линия каждого героя буквально расцветает. В первую очередь проблема в Улиссе. Он повсюду замечает признаки заговора планетарного масштаба, да ещё и связанного с его снами.
А потом Улисс начинает видеть рептилоидов, насилующих людей. Проблема только в том, что герой курит слишком много травы, и сам не понимает, насколько реально происходящее.
Форда приглашают в Голливуд, поскольку продюсеру якобы понравился его сценарий. Правда на самом деле его интерес гораздо прозаичнее.
При этом девушка Форда Северин намного умнее, работает на правительство и сама же предлагает парню открытые отношения. Она вообще проявляет минимум эмоций, и иногда сама выглядит то ли роботом, то ли пришельцем (а может типичным мужчиной).
Ну а Карли приходится подрабатывать вебкам-моделью (потому что она мечтала о лежачей работе), и внезапно она обнаруживает в себе задатки доминантки. Правда девушка стесняется рассказывать об этом своему парню. Пока тому не прилетает в глаз выпавший из шкафа фаллоимитатор.
Все эти забавные сюжеты постепенно переплетаются всё более странным образом, создавая смесь всё того же Sex Education с фильмом «Под Сильвер-Лэйк». И всё снято очень остроумно, стильно и с отличным монтажом сцен.
Сериал закрыли после первого сезона, поэтому можно считать его законченной историей. Хотя финал наверняка оставит много вопросов. Но для такого проекта это даже хорошо.
«Как стать богом в центральной Флориде» (On Becoming a God in Central Florida)
Сериал канала Showtime с Кирстен Данст в главной роли идеально укладывается в понятие «драматическая комедия». Яркие шутки и почти абсурдный юмор здесь соседствуют с серьёзными проблемами, жизненными темами и даже трагедией.
В центре сюжета женщина средних лет Кристал Стаббс. Она работает в аквапарке за минимальную оплату, растит малолетнего ребёнка, а заодно всячески «тянет» своего мужа, который ввязался к сетевой маркетинг. Он искренне верит, что сможет подняться на самую вершину финансовой пирамиды, продав много товара. А на самом деле всё глубже залезает в долги.
После внезапной гибели мужа Кристал оказывается на грани выселения из дома. И в итоге ей приходится самой ввязаться в работу, которая разорила их семью. Удивительным образом у героини продавать получается намного лучше, чем у покойного супруга.
Первое и главное достоинство этого сериала — Кирстен Данст, которой, похоже, дали полную свободу самовыражения. И она в очередной раз напоминает, что не зря снималась у Ларса фон Триера, Софии Копполы и других отличных режиссёров.
Её героине раз за разом приходится сталкиваться с моральными дилеммами. Кристал вынуждена работать на ненавистную компанию, а её близкий друг сам просится в сетевой бизнес, и отговорить его — значит потерять выгодные перспективы.
Но даже когда героиня поступает на самым честным образом, не возникает никакого желания её осуждать. И дело даже не только в том, что у Кристал вполне понятные мотивы.
Просто очень уж обаятельный персонаж вышел у Кирстен Данст: она толкает мотивирующие речи, танцует в бассейне, ругается, ловит крокодила, катается на квадроцикле и вытворяет прочие безумства.
Сериал уже продлили на второй сезон, так что поклонники точно ещё раз встретятся с Кристал.
«Уэйн» (Wayne)
Этот сериал не прошёл таким уж незамеченным. Но всё-таки если очень близкий по духу The End of the F***ing World обсуждали буквально все, то «Уэйн» остался культовым среди определённой группы фанатов.
Общего у сюжетов двух проектов и правда много: молодой циничный парнишка берёт в попутчицы саркастичную девочку и мчит через всю страну, поминутно сталкиваясь с мерзавцами, а за ними уже мчит погоня. И всё это приправлено чёрным юмором и постоянными столкновениями с подлостью.
Вот только «Уэйн» намного грубее. Главный герой потерял в жизни всё. Он постоянно лезет в драку, правда чаще всего сам получает побои. Но Уэйну не привыкать, он только так может выражать свои эмоции. А его спутница устала от действительно ужасной родни, а потому то ли влюбилась в нового парня, то ли просто придумала себе предлог сбежать.
За производством этого сериала стоит знаменитая пара Ретт Риз и Пол Верник — сценаристы дилогий «Дэдпул» и «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Их участие и определяет всю атмосферу «Уэйна»: максимум драйва и грубых шуток на единицу времени.
Но при этом история остаётся живой и эмоциональной. Мотивы главного героя в финале выглядят по-детски трогательно. Ведь всё равно каждый ищет в жизни тепла и любви. Хоть и не умеет это выражать.
К сожалению, YouTube закрыл сериал после первого сезона. Авторы уже заявили, что ищут новую площадку, но пока о продолжении ничего не слышно.
«Современная любовь» (Modern Love)
Стриминговый сервис Amazon Prime в октябре порадовал поклонников простых жизненных сюжетов очередной антологией. В основу сериала легли реальные истории, которые описывали в колонке The New York Times.
В описании сказано, что Modern Love исследует любовь во множестве ее форм, включая сексуальную, романтическую, семейную, платоническую и любовь к себе.
И такое общее объяснение не врёт, потому что этот сериал просто «о жизни». В получасовых эпизодах (можно даже сказать «зарисовках») нет какой-то глубокой интриги или внезапных поворотов сюжета. Это может быть просто история девушки, лучшим другом которой стал строгий швейцар, критикующий всех её парней.
Или же интервью молодого создателя приложения для знакомств, которое превращается в исповедь о первой любви. Причём как для него, так и для журналистки.
Но каждая из простых историй цепляет как раз благодаря тому, что она понятна любому зрителю. А плюс к этому авторы не стесняются экспериментировать с формой.
Например, серия, где сыграла Энн Хэтэуэй, периодически превращается в мюзикл. И только потом с удивлением можно осознать, что это очень трогательная история о человеке с серьёзной проблемой.
Все восемь серий «Современной любви» получились абсолютно разными, и каждый может найти какую-то самую близкую для себя историю, которая точно возьмёт за душу и заставит задуматься о своих поступках или вспомнить что-то из жизни.
Сериал точно получит второй сезон. А формат антологии даёт авторам полную свободу, так что можно не волноваться за новые идеи в сюжете.
«Дом с прислугой» (Servant)
Стриминговый сервис Apple TV+ запустился только 1 ноября, но уже успел приобрести дурную славу. Большинство премьер критики разругали, за исключением «Ради всего человечества». Сериал «Видеть» с Джейсоном Момоа, заявленный как эпичное фэнтези на уровне «Игры престолов», и вовсе попал в топ худших проектов года.
И в этом же списке оказался вышедший позже «По правде говоря» с Октавией Спенсер. Так что собственные проекты Apple теперь сразу встречают негативную реакцию.
Во всей этой шумихе немного затерялся сериал «Дом с прислугой» от автора «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана. А на самом деле у него вышел очень неплохой камерный хоррор или триллер.
Причём к этому сериалу лучше даже не смотреть трейлеры, здесь любую информацию можно считать спойлером. Всё начинается с того, что семья нанимает для своего недавно родившегося ребёнка няню, а та оказывается довольно странной. Хотя и с родителями всё не так просто.
Дальше сюжетные повороты валятся один за другим, и совершенно невозможно понять, чего ждать от этого сериала: новой версии «Ребёнка Розмари», «Бойцовского клуба» или просто детектива Агаты Кристи.
Отдельный плюс «Дома с прислугой» в его камерности. Всё действие происходит в одном доме, а в действии большую часть времени участвуют всего четыре героя: родители, няня, и брат жены, которого играет Руперт Гринт.
Сериал уже продлили на второй сезон. Хотя не факт, что он так уж нужен.
«Преступник» (Criminal)
Один из самых необычных сериалов года поначалу может произвести впечатление обычного полицейского процедурала. Но очень быстро можно понять, что отличает «Преступника» от всех остальных проектов.
Во-первых, это четыре сериала в одном. Каждые три серии «Преступника» снимали в отдельной стране: Великобритании, Германии, Испании и Франции. Причём менялись и актёры, и съёмочная группа. Такой подход даёт возможность показать национальный колорит и более правдивые истории.
А во-вторых, это очень напряжённый детектив, в котором герои практически всё время сидят на месте. Действие разворачивается всего в трёх помещениях: комнате допросов полицейского участка, комнате наблюдения и коридоре, куда периодически выходят детективы или подозреваемые. Причём во всех странах локации выглядят идентично.
Все обстоятельства преступлений рассказывают на словах, максимум — показывают фотографии. Так что весь проект построен исключительно на актёрской игре и неожиданных поворотах. И в большинстве историй всё настолько удачно, что действие захватывает покруче иных экшен-фильмов.
Национальный темперамент тоже играет свою роль. Британскую часть открывает безэмоциональный Дэвид Теннант, отвечающий на все вопросы: «Без комментариев». А испанцы начинают сразу с длинных тирад подозреваемой. Конечно же, о любви и страсти.
Конечно, не все эпизоды получились одинаково сильными, да и центральная линия на каждую тройку эпизодов иногда кажется надуманной.
Поэтому лучше начинать с британской части, которой занимались авторы всей идеи проекта. Там и актёры сильнее (помимо Теннанта снялась ещё и Хэйли Этвелл, известная по «Агенту Картер»), и сценарий наиболее крепкий. Ну а дальше можно смотреть в произвольном порядке.
«Отмена» (Undone)
И ещё один проект, который может претендовать на звание самого необычного сериала года. Причём он полностью противоположен «Преступнику».
«Отмена» рассказывает о погрязшей в рутинной жизни девушке Альме. 20 лет назад её отец погиб в автокатастрофе. Но накануне свадьбы сестры Альма видит его призрак на дороге и врезается в столб.
Очнувшись в больнице, она понимает, что теперь может перемещаться в произвольные моменты пространства и времени. А призрак отца просит отправиться с прошлое и спасти его от гибели.
Первое что бросается в глаза уже по трейлеру — необычный визуальный ряд. В сериал взяли отличных актёров: Розу Салазар все знают по фильму «Алита: Боевой ангел», а её отца сыграл Боб Оденкёрк из «Лучше звоните Солу». При этом большая часть декораций отрисована по технологии ротоскопинга, да и самих героев превратили в анимационных.
Такой подход просто необходим «Отмене». Участие живых актёров помогает сохранить больше эмоций, необходимых для драмы, а анимация превращает действие в безумную фантасмагорию, где нарушаются законы физики и перспективы.
Но главная прелесть этого сериала в субъективности восприятия. Его можно смотреть как фантастику о перемещениях во времени. И тогда заодно раскрывается детективная часть истории: Альма должна найти убийцу отца, хотя толком не может контролировать свои силы.
Но можно его воспринимать и как драму о девушке, которая всё ещё не смирилась с утратой и очень боится потерять внимание родни после свадьбы сестры. Тогда фантастика отходит на второй план, и действие кажется очень правдоподобным и трогательным.
Это сериал тоже продлили на второй сезон. Хотя в данном случае попытка объяснить финал или как-то изменить историю может быть совершенно лишней. Но в любом случае успех первого сезона никто не отменит.
Все перечисленные выше сериалы собраны исключительно на основе личных предпочтений. Мне они показались оригинальными и захватывающими. Делитесь своими любимыми не топовыми проектами за год, соберём альтернативный список новинок.