Хорошие российские фильмы 2021 года, которые вы могли пропустить

Истерн о Великой Отечественной войне, драма о гнёте общажной жизни и две ленты из Якутии.

2021-й получился крайне удачным для российского кинематографа: несколько фильмов участвовали на международных фестивалях и получали призы. Также некоторые картины успешно прошли в прокате или стали популярными на стриминговых сервисах — например, «Майор Гром: Чумной доктор» и «Серебряные коньки».

В этой подборке мы расскажем о хороших российских фильмах, которые зрители могли пропустить в 2021 году. Фестивальная премьера некоторых из них состоялась ещё в 2020-м, но официально они вышли только в 2021-м. В статью также не вошли те ленты, которые ещё не появились в кинотеатрах или на стримингах. Среди них нашумевший «Капитан Волконогов бежал» и «Море волнуется раз», победивший на недавнем «Кинотавре».

«Разжимая кулаки»

Режиссёр: Кира Коваленко

Где посмотреть: «Кинопоиск»

Хорошие российские фильмы 2021 года, которые вы могли пропустить

Драма о тяжёлых отношениях внутри осетинской семьи, выдвинутая Россией на «Оскар». К сожалению, в шорт-лист фильм не попал, но зато прошлым летом получил Гран-при Каннского фестиваля в конкурсе «Особый взгляд». «Разжимая кулаки» примечателен необычной для российских зрителей манерой повествования — персонажи в основном говорят на осетинском языке, почти не общаясь на русском.

В целом, знатоки отечественного кино обнаружат в «Кулаках» немало параллелей с творчеством Александра Сокурова, у которого училась режиссёр фильма Кира Коваленко, и Кантемира Балагова, снявшего «Тесноту» и «Дылду». Это ещё одна история о человеке, которому тесно и некомфортно в рамках традиционного общества.

Главная героиня, нежная и хрупкая Ада, пытается вырваться из-под опеки отца и младшего брата и хочет сбежать из Осетии, чтобы начать новую жизнь. Но, в отличие от большинства российских авторских фильмов, «Разжимая кулаки» вовсе не кажется безнадёжным и угнетающим — наоборот, он тёплый и уютный. Возможно, всё дело в нестандартном сеттинге, а возможно — в режиссуре Коваленко, находящей красоту даже в серых многоэтажках Северной Осетии.

«Пугало»

Режиссёр: Дмитрий Давыдов

Где посмотреть: Okko

Главный якутский фильм последних лет — гнетущая артхаусная драма о потомственной шаманке, страдающей алкоголизмом. Дмитрий Давыдов, бывший сельский учитель, снимает кино с 2016 года — в основном в родном Амгинском улусе. Так сложилось, что его творчество теплее принимают в центральной России, чем в Якутии: ленты Давыдова дома считают откровенной «чернухой», которая портит имидж республики за её пределами. Но критики и жюри фестивалей находят в нём одного из главных авторов российского кино — и не без оснований.

В «Пугале» Дмитрий Давыдов окончательно сформировал свой режиссёрский стиль. Его стихия — минимум деталей в окружении, надрыв в эмоциях персонажей, мрачный тон повествования и, неизменно, трагедия маленьких людей. Главная героиня «Пугала», всё чаще вглядываясь в мистическую бездну, теряет себя, отстраняется от людей и пугает их одним своим существованием.

Чем-то этот фильм напоминает поздние картины Алексея Балабанова вроде «Груза 200» и «Кочегара», но без гротеска. Давыдов не пытается шокировать зрителей, а скорее даёт им понаблюдать за падением отдельно взятого человека. Зрелище, конечно, специфическое, да и понравится далеко не всем, но забыть «Пугало» очень сложно. Чего-то подобного стоит ждать от следующего фильма постановщика — злободневной драмы «Нелегал» о тяжёлой жизни киргизского подростка-мигранта в Якутии.

«Пара из будущего»

Режиссёр: Алексей Нужный

Где посмотреть: START, Okko (по подписке «Премиум»)

Неожиданно забавная, интересная и актуальная комедия о… попаданцах. Главным героям, недовольным жизнью 40-летним супругам, выпадает шанс исправить свои ошибки, не позволив самим себе в прошлом создать семью. Клишированная завязка и предсказуемая концовка, как ни странно, никак не портят фильм. «Пара из будущего» использует их как основу для трогательного рассказа о том, как важно быть честными в отношениях и жить в соответствии со своими, а не чужими желаниями.

Ещё «Пара» — замечательный пример, как стоит снимать мейнстримные комедии в России. Никакой пошлости и вымученных шуток — лишь отлично написанные диалоги и правдоподобная актёрская игра. Дуэт Сергея Бурунова и Марии Ароновой действительно «тащит» на себе фильм, но хороши тут вообще все, включая массовку. Режиссёр Алексей Нужный, помимо прочего, как следует поработал над технической частью: «Пара из будущего» не только выглядит, но и звучит хорошо — это в российском кино сейчас редкость.

«Петровы в гриппе»

Режиссёр: Кирилл Серебренников

Где посмотреть: Okko

Возможно, главный российский фильм 2021-го. Кирилл Серебренников уже давно превратился в современного классика отечественного кино, которого без труда узнают на родине и за рубежом — наряду с Андреем Звягинцевым и Юрием Быковым. На этот раз режиссёр почти без изменений перенёс на экраны нашумевший роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».

Как и в «Ученике», Серебренников вновь рассказывает историю о русской хтони, где персонажи олицетворяют разные стороны абсурдной жизни в стране. В праздновании Нового года можно увидеть некий обряд перехода, а в образе кондукторши в костюме Снегурочки — Харона, требующего деньги за переправу.

«Петровы в гриппе» вообще очень изящная, невероятно стильная и технически почти безупречная работа, в которой каждая сцена так или иначе дополняет картину сюрреалистичной России. Серебренников то и дело вставляет в сюжет то сцены, снятые одним планом, то флэшбеки с воспоминаниями героев, будто взятые из других фильмов — они поставлены иначе. Происходящее часто напоминает бред больного человека, но в этом и суть — в «Петровых» нет ничего нормального и быть не могло.

Конечно, это очень странное произведение, рассчитанное на узкий круг ценителей, и посоветовать его всем не получится. Но что-то подсказывает, что уже сейчас «Петровых в гриппе» пора называть культовым фильмом — он впечатляет не на шутку.

«Иччи»

Режиссёр: Костас Марсаан

Где посмотреть: «Кинопоиск», Okko, ivi

Ещё один якутский фильм, незаслуженно обделённый вниманием зрителей. «Иччи» — более традиционная для республиканского кинематографа лента. Она следует многим канонам местных хорроров, основанных на богатой мифологии народа Саха, поэтому не сильно впечатляет якутских зрителей. Зато «Иччи» выделяется невиданным для местного кино уровнем постановки и технического мастерства — его хочется сравнивать с японскими фильмами ужасов вроде «Звонка» и «Кинопробы».

Костас Марсаан, уже отметившийся неонуарным детективом «Мой убийца», показывает трагедию якутской семьи, которой не повезло попасть в немилость местных духов. Всего за одну ночь они теряют рассудок, пытаясь спастись от неминуемой гибели. За банальной завязкой скрывается комплексная история с незаметными для большинства зрителей деталями, отсылающими к якутской мифологии. Если в них погрузиться, становятся понятными и странная концовка, и суть произошедших в фильме событий.

Но «Иччи» интересно рассматривать даже вне контекста. В первую очередь, благодаря изумительной картинке, которая сполна передаёт красоту якутской природы: нашлось место и густым лесам, и пейзажам реки Лена, и знаменитым Ленским столбам — многокилометровым скалам, расположившимся вдоль реки. Пожалуй, это лучший пример хорошего якутского кино для интересующихся — наряду с комедией «Надо мною солнце не садится».

«Уроки фарси»

Режиссёр: Вадим Перельман

Где посмотреть: «Кинопоиск»

Холокост в кино показывали много раз, поэтому многие фильмы повторяют друг за другом. Лишь иногда выходят такие ленты, которые по-настоящему удивляют. В 2015-м таким фильмом был «Сын Саула», в 2019-м — «Кролик Джоджо», а в 2021-м — «Уроки фарси».

Вадим Перельман, режиссёр «Дома из песка и тумана», экранизировал удивительную историю о еврее, который попал в концлагерь и выдал себя за перса. Чтобы выжить, ему приходится учить одного из начальников лагеря вымышленному языку, который он называет персидским. Несколько охранников подозревают, что главный герой водит их за нос, но еврей раз за разом выпутывается из самых сложных ситуаций.

Перельман отлично работает с саспенсом и постоянно держит зрителей в напряжении, ловко играя с их чувствами. Здесь нет однозначной морали: сочувствие вызывает даже начальник-немец, который души не чает в «персе». Это не слезливая история о самопожертвовании, как в других подобных фильмах, а обнадёживающий рассказ о силе духа человека, готовым пойти на невозможное ради выживания. От фильма не оторвать глаз: режиссёр отлично ставит каждую сцену — эстетически «Уроки фарси» почти безупречны. Одна из лучших современных лент о Холокосте.

«Красный призрак»

Режиссёр: Андрей Богатырёв

Где посмотреть: «Кинопоиск», ivi

Современные фильмы о Великой Отечественной войне часто кажутся неуклюжими политическими агитками, полными неуместного ура-патриотизма — вспомнить только «Сталинград», «Т-34», «Зою» и прочие отечественные блокбастеры. Но «Красный призрак» не вписывается в повестку современной России: это не рафинированный героический эпос, а крепко сбитое жанровое кино. Чем-то оно напоминает «Бесславных ублюдков» Тарантино, с которым его постоянно сравнивают, но всё же «Призрак» уникален.

Вместо масштабных битв в знакомых по учебникам истории локациях — перестрелка в деревне под Москвой в декабре 1941-го. Вместо традиционных героев — таинственный убийца-партизан, оставляющий после себя горы трупов. Режиссёр Андрей Богатырёв избегает опостылевших клише, чтобы показать стильную историю о вендетте в духе спагетти-вестернов. Пожалуй, именно таких фильмов не хватает в российском кино.

«Общага»

Режиссёр: Роман Васьянов

Где посмотреть: «Кинопоиск», Premier, Kion

Режиссёрский дебют Романа Васьянова, оператора «Отряда самоубийц» и «Ярости». Уже в своём первом фильме он взялся за сложный материал — экранизацию мрачного и откровенного романа Алексея Иванова «Общага на крови». Васьянов взял из оригинальной книги завязку и персонажей, но несколько изменил тон повествования и его общее настроение. Его «Общага» — целый мир, полный безысходности и отчаяния.

События фильма разворачиваются в 1984-м, в общежитии неназванного свердловского университета, но сеттинг и время действия здесь довольно условны. История «Общаги» идеально ложится в любые рамки современного мира, так как показывает вечное — фальшивую дружбу гнилых людей, их порочные желания и простые мечты. Зритель наверняка увидит себя в главном герое, робком первокурснике Забеле, но на деле почувствует связь и с остальными персонажами, по уши завязшими в своих комплексах. Васьянов показывает жизненные ситуации, никак их не приукрашивая и не смягчая. Всё как есть на самом деле.

Конечно, «Общагу» некоторые зрители называют бесстыдной «чернухой» — такого, мол, не бывает. Но это не так: если режиссёр где-то и сгустил краски, то сделал это изящно и правдоподобно. С нетерпением ждём следующие работы Романа Васьянова.

«Герда»

Режиссёр: Наталья Кудряшова

Где посмотреть: START, Premier

Второй фильм Натальи Кудряшовой, чьи «Пионеры-герои» были представлены в номинации «Лучший дебют» на Берлинском кинофестивале в 2015-м. Но «Герда» — это совсем другое кино, сказка о студентке Лере, работающей стриптизёршей под псевдонимом Герда и страдающей от навязчивых снов о лесе. Как и её мать, правда у второй случай потяжелее — женщина рискует выйти с балкона во время приступа лунатизма.

«Герда» — тяжеловесное кино об ориентирах, предрассудках, принятии (себя и окружающих) и, конечно, России. Если в «Пионерах-героях» советское прошлое было мерилом всего, то здесь мир главной героини определяется сказочными тропами и преломляется через их призму. При этом ирреальность происходящего, актуально-нарочитая, здесь сочетается со старомодным подходом к демонстрации действительности: все эти обшарпанные квартиры, угрюмые люди, дома. Эффект, конечно, какой-то производится и в целом основные идеи понятны, только не покидает ощущение вторичности увиденного. — Андрей Верещагин

Бонус: фильмы, созданные при участии россиян

«Никто»

Режиссёр: Илья Найшуллер

Где посмотреть: «Кинопоиск», Okko, ivi, Kion

Знаменитый постановщик Илья Найшуллер, известный по клипам для «Ленинграда» и «Хардкору», снял голливудский фильм, которым, возможно, обыграл американцев на их же поле. Казалось, что «Никто» будет паразитировать на успехе «Джона Уика» (даром, что сценарист у этих двух боевиков один и тот же), но он вышел таким же интересным и изобретательным.

Найшуллер показал, как нужно ставить фильмы этого жанра, и поднял высокую планку для российского кино. Радует, что в «Никто» сыграли и российские актёры — Алексей Серебряков и Александр Паль. Возможно, благодаря этому боевику Найшуллер закрепится в Голливуде как успешный экшен-режиссёр.

«Купе номер шесть»

Режиссёр: Юхо Куосманен

Где посмотреть: «Кинопоиск»

Финская мелодрама, снятая при поддержке российской студии «СТВ». Юхо Куосманен показал поездку финской студентки на поезде в Мурманск, где она знакомится с грубым шахтёром Лёхой. Сосед по купе сначала не вызывает у неё доверия, но со временем она проникается к нему тёплыми чувствами. Это путешествие затем меняет жизнь обоим попутчикам, у которых, как оказалось, много общего.

«Купе номер шесть» — не российский фильм, но он снят с большой симпатией к России. Почти все персонажи говорят на русском языке, а многие сцены явно не будут понятны иностранным зрителям. А ещё одну из своих лучших ролей здесь исполнил Юра Борисов, который затмевает всех остальных актёров. Один из самых трогательных фильмов последних лет.

#топы #итоги2021

 

Источник

Читайте также