Хорош или «Nope» Джордана Пила? Небольшой обзор фильма

Знаете, что рецензенты, привыкшие к классике, говорили о реализме? Да, про то литературное направление, которые мы изучали в школе? Что оно не очень, и это — мягко говоря. Такое положение дел продлилось ровно до того момента, пока на смену старым не пришли рецензенты с новым взглядом на искусство (надеюсь, что от такой вводной ни один филолог не скончался)

Что говорить о современном кинематографе, в частности, о Джордане Пиле? Бесспорно, он – автор, а его кино – авторское. А может ли оно порадовать или стоит его покритиковать (а-ля разнести в пух и прах) – давайте разбираться.

О жанре и стиле

Какого жанра кино? Ужасы? Комедия? Этими вопросами задаёшься на протяжении всего фильма, когда как персонажи пытаются понять, что же им угрожает. Это НЛО? Кажется, да. А эти зелёные человечки – инопланетяне? Казалось, что да, но, потрепав достаточно нервишек, они оказались всего лишь переодетыми детьми-пранкерами.

Так какого жанра это кино? Для фильма ужасов оно пугает так же, как пугало «Очень страшное кино», а для комедии – впрочем, поспорить об этом можно в комментариях.

Однако, лично я в этой неопределённости нашёл «соль» фильма. Персонажи действуют так, как будто в их жизни происходит кошмар, а они насмотрелись ужастиков. Не о таких ли персонажах мы мечтали, когда критиковали очередного самоубийцу, спускавшегося ночью в подвал? И вот, самая адекватная реакция на происходящее как персонажей фильма, так и зрителей: «Nope. Нафиг оно мне не надо».

Хотя, если уже совсем «не надо было бы», тогда не получился бы фильм. И тут помимо в достаточной степени адекватных персонажей раскрывается сама история. А завязка истории проста: жили-были, как вдруг прилетело НЛО.

Интересно, однако, то, что всё не скатывается в пресловутый «выживастик». Это реально история о том, как люди столкнулись с неизвестным, и эта неизвестность — а ещё лучше сказать загадочность — держится до самого конца, где и то мы полную картину для себя не складываем. Не плохо ли для фильма об НЛО, когда как в остальных подобных вся интрига улетучивается ровно тогда, когда герои сталкиваются со злодеями из других миров, а по новостям постфактум сообщают, что вторжение было отражено? Мне лично до сих пор интересно, что это такое вообще было?

Если среди читающих этот обзор есть те, кто когда-либо интересовался НЛО, то ответьте, не правда ли это все эти рассказы якобы-очевидцев завораживают? Эти размытые фотографии? Эти дёрганные записи на старую Nokia? Тогда как вам первые встречи с НЛО в этом фильме? Разве не похоже на реальность? Разве это не стильно? По мне так стильно.

И немного о темах фильма

Что же касается обезьяны, или что тут есть помимо НЛО… то это под-сюжет, который, в принципе, достоин отдельного обсуждения. Замечу лишь, что в нём раскрывается одна из тем фильма, которую, как мне кажется, хотел поднять режиссёр. А именно тему контроля.

Здесь можно было бы отметить, что тут всё как бы вертится вокруг этой темы – и обезьянка была дрессированная, и лошади, по сути, тоже. Есть те, кто контролировал (съёмочная группа того семейного сериала), есть те, кто считает, что он может контролировать (тот выживший кореец, замахнувшийся на НЛО), есть те, кто контролирует (главный герой фильма). И что в прошлом обезьяна сорвалась, что в настоящем НЛО – это существо с повадками зверя, агрессирующее на всех, кто на него посмотрит – всё одно, а именно то, что контроль не безграничен, а мы, люди, зазнались.

Отдельно хотелось бы затронуть и тему бизнеса – не моя идея, не касающаяся обезьяны, но которую мне хочется поддержать – НЛО как машина, съедающая всё на своём пути. Оно не щадит никого, при чём ты либо приспосабливаешься, как это сделал главный герой, либо погибаешь, не сумев его понять или попытавшись подмять под себя. И главный герой в этом отношении оказался победителем, потому что придерживался позиции «Nope» в этом вопросе.

И честно говоря, пока я вместе с вами всё это анализирую, мне открывается ещё одна идея, которая раньше не приходила в голову. Что, если фильм об антигерое, только в том смысле, что он не злодей, а не-герой, т.е. просто человек, знающий своё место? Как бы повёл себя человек, сторонящийся шоу-бизнеса и вообще двигающийся по жизни ровно, при встрече с НЛО? Мне кажется, что именно вот так. По крайней мере, я в показанное на экране верю.

Как бы то ни было, а фильм уже хочется похвалить за то, что до сих пор не отпускает (пришлось, аж, писать этот обзор). В нём достаточно юмора, за что хотел бы его назвать «комедийным фильмом ужасов»; загадок, которые интересно разгадывать; он органически сложен, что основной и под-сюжеты двигаются параллельно, пока случайно не пересекаются. И да, при всём при этом я рассказал о нём лишь треть.

Касательно же вопроса, какое место этот фильм занимает в современном кинематографе и как его оценивать: вы не заметили этот тренд на глубину и многослойность? Сейчас каждый фильм можно трактовать по-разному, при чём как с помощью Библии, так и учебников по психоанализу Фрейда. Но так или иначе, даже не разобравшись в них до конца, каждому удастся найти в этих фильмах что-то своё. Ведь, например, вы согласитесь, что текущие фильмы Marvel на глубину не претендуют? (я бы даже рекомендовал перед их просмотром вынимать мозг) И тем не менее, если подходить к просмотру непристрастно, то можно получить свою долю удовольствия. Что уж говорить о фильмах Джордана Пила, которые не о глупом.

А на этом всё. Спасибо, что дочитали. Оставляйте комментарии и заглядывайте в мой ТГ – я там говорю о всяком. Доброго дня.

 

Источник

Читайте также