«Холодное сердце 2»: сиквел с пустотой внутри

Предостережение для взрослых.

Одна из самых популярных претензий к первому «Холодному сердцу» связана с неожиданно появляющимися в сюжете троллями. Они якобы были не особенно нужны для развития истории, а ввели их только ради того, чтобы можно было продавать дополнительные игрушки.

Аргумент об игрушках всегда казался мне каким-то надуманным: создатели захотели добавить в фильм ещё одно существо, зачем сразу приписывать им какие-то скрытые намерения? Да и кому от этого плохо? Но недавно я посмотрел «Холодное сердце 2», и, кажется, окончательно поверил в этот заговор.

«Холодное сердце 2»: сиквел с пустотой внутри

Здесь появляются два новых персонажа, которых и персонажами-то назвать нельзя. Ни тот, ни другой вообще не нужны для сюжета, но один из них выглядит очень мило, а другой наверняка будет продаваться в комплекте с новыми фигурками Эльзы. Объяснить их присутствие в мультфильме как-то по-другому довольно сложно.

И в этом, наверное, всё ещё не было бы ничего плохого, если бы «Холодное сердце 2» не вызывало подобных ощущений в целом. Создатели мультфильма будто бы сами осознают, что у него нет повода существовать.

С одной стороны, «Холодное сердце» — это типичный сиквел прибыльного мультфильма, которому продолжение было не нужно. История закончена, и теперь авторам приходится доставать из рукава новые неожиданные проблемы, чтобы хоть чем-то занять персонажей на полтора часа.

Героям, в своё время созданным под конкретный сюжет, который углублялся в их взаимоотношения, больше нечего извлечь друг из друга с драматической точки зрения, и они превращаются в более-менее монолитный и малоинтересный набор персонажей. Мы такое видели и в «Ледниковом периоде», и в каком-нибудь «Шреке Третьем».

С другой — по какой-то необъяснимой причине, тут всё ещё хуже, чем обычно. В каждом последующем «Ледниковом периоде» к застоявшейся компании добавляли нового персонажа, приносившего с собой хотя бы некое подобие конфликта. В «Шреке Третьем» был Артур. А в «Холодном сердце 2» есть только Анна, Эльза, Кристоф, Свен, Олаф, два набора статистов и… будущие игрушки.

Здесь, например, нет антагониста. Не как в первом мультфильме, в котором злодей всё-таки появлялся в последние несколько минут: его действительно нет. И это не спойлер — тут даже подозревать некого.

По большому счёту, тут нет и конфликта. Завязка сюжета примерно такая: происходит потенциально опасное непонятно что. Несколько персонажей, которые очень хорошо друг к другу относятся, — две принцессы, простой парень Кристоф, олень и жизнерадостный снеговик, — отправляются в путешествие, чтобы узнать, почему оно происходит.

Их путь лежит через безумно красивые, но опасные, — по крайней мере, на словах, — локации. Чем всё это закончится — умолчим во избежание спойлеров, но вы, скорее всего, догадались и сами.

В пути между героями возникает то, что в других условиях можно было бы назвать «конфликтами». Например, Кристоф без ума влюблён в Анну, но постоянно упускает подходящий момент, чтобы предложить ей руку и сердце — и это приводит к недопониманию. А Анна и Эльза настолько любят друг друга, что готовы защищать друг друга ценой собственной жизни — и это приводит к разногласиям.

А снеговик Олаф боится взрослеть, и это приводит… ни к чему. Разве что к мета-комментариям, обращённым к повзрослевшим с момента выхода первого фильма детям, которые Олаф буквально произносит в камеру.

Все эти надуманные конфликты между персонажами, конечно же, тоже ни к чему не ведут: фильм даже не уделяет времени на их полноценное разрешение, о них все как бы забывают — на радостях.

В самом начале один из персонажей предсказывает, что путешествие изменит их навсегда, а в финале глубокомысленно произносит что-то вроде: «ясно одно: прежним никто не вернулся». Эта фраза заставила меня поломать голову: проблема в том, что на самом деле ни один из героев не изменился — по крайней мере, нам этого не показали.

Мне очень хотелось извлечь из произошедшего хоть какой-нибудь урок, но — увы. Так должна была Эльза оберегать Анну, или нет? Не знаю. Какие выводы можно сделать из «конфликта» Анны с Кристофом? Понятия не имею. Почему снеговик Олаф боится взрослеть (на самом деле, непонятно, то ли боится, то ли, наоборот, хочет повзрослеть скорее)? Потому что для него написали новую песню.

Но так не может быть. Не может произведение быть просто набором из красивых декораций, милых существ и ориентированных на детей шуток, которые призваны хоть как-то заполнять сюжетную и смысловую пустоту. Оно не может существовать без конфликта, без развития персонажей, без какой-то общей идеи.

Или может?

Назревший вопрос: зачем я критикую незамысловатый мультфильм, ориентированный на маленьких детей? Я ведь явно не вхожу в целевую аудиторию. На любую претензию мне ответят: «ты что, это же для детей, зачем так серьёзно, зачем так строго, детям ведь нравится». Почему бы мне, в таком случае, не ограничиться стандартным набором аргументов: «ярко и красочно, песни, милые зверушки, ваш ребёнок будет счастлив»? Кстати, ваш ребёнок действительно будет счастлив.

Просто я знаю, что детские мультфильмы могут быть другими.

Ничего плохого в существовании «Холодного сердца 2» нет. Единственная его проблема в том, что существуют другие мультфильмы, — в том числе, и от той же самой студии, — для которых никакую скидку на пресловутое «для детей» делать не надо.

«Холодное сердце 2» выполняет одну важную задачу: оно заставляет нас сильнее ценить мультфильмы, которые интересны и детям, и взрослым. Оно, конечно же, соберёт свой миллиард в прокате, и останется напоминанием о том, что гигантские деньги можно зарабатывать и на не слишком хороших мультфильмах.

Напоминанием о том, что никто не заставлял авторов «Зверополиса» придумывать захватывающую детективную историю и строить сюжет вокруг правдоподобного конфликта и интересной темы. Что авторы «Тайны Коко» не обязаны были делать сюжет детского мультфильма настолько красивым и трогательным. Бессмысленные, но красивые мультики об очаровательных зверушках и весёлых скелетиках наверняка собрали бы в прокате больше — главное, чтобы всё было очень мило и все пели песни.

Каждый детский мультфильм, который интересно смотреть взрослым, который хочется обсуждать и пересматривать вместе с родными и близкими — это маленькое чудо. Талантливые люди собираются вместе, и решают сделать что-то красивое, умное, идущее от души.

Они знают, что сделать историю без конфликта, в которой персонажи просто куда-то идут и постоянно поют, а один из героев — по сути, говорящий миньон, который существует лишь для того, чтобы веселить своими выходками маленьких детей в зале, — гораздо проще. Они знают, что дети будут в восторге, а взрослые оправдают любые недостатки фильма вечной фразой «но это же детский мультик». Но всё равно продолжают делать то, что считают нужным. То, что им интересно.

Феноменальная популярность «Холодного сердца» — это, конечно же, не случайность. Создатели франшизы — осознанно или нет, — нащупали какую-то уникальную формулу, и умалять их заслуг ни в коем случае нельзя.

«Холодное сердце 2» — отличное развлечение для маленьких детей. Здесь есть новые песни, которым в будущем можно будет подпевать в караоке. Здесь есть очаровательные зверушки, которых скоро можно будет приобрести в фирменных магазинах Disney. Здесь есть яркие сцены с разноцветными спецэффектами — они наверняка смогут удержать внимание вашего ребёнка. Здесь Кристоф любит Анну, а Анна любит Кристофа, и Эльзу тоже, и все зверушки любят Эльзу, а Эльза любит зверушек, и все любят Олафа, и он тоже всех любит. Это очень мило, правда, без иронии.

Но «хороший мультфильм» — это всё-таки немного про другое.

 

Источник

Читайте также