В Galaxy Studios в Москве состоялся предпремьерный показ «Невидимых» Дага Лаймана — первого в мире сериала, снятого специально для шлемов виртуальной реальности. Наш редактор раздела «Технологии» Дмитрий Петренко делится своими впечатлениями.
Я прекрасно помню свои впечатления от первого в жизни погружения в виртуальную реальность. Там я стоял на крепостной стене и стрелял из лука в смешных схематичных человечков, пытающихся штурмом взять мой замок. Здесь на моей голове был шлем HTC Vive, а в руках — пара контроллеров, которыми я имитировал натяжение тетивы.
И даже такой простенькой демки хватило для того, чтобы влюбиться в относительно новую на тот момент технологию и с нетерпением ждать, когда же она, наконец, станет массовой.
Не дождался до сих пор: несмотря на невероятный потенциал, VR так и остался сугубо местечковым развлечением не для всех, а действительно достойный контент для него выходит не так часто, как хотелось бы. Тем не менее, мне до сих пор кажется, что в умелых руках инструменты виртуальной реальности способны по-новому раскрыть привычные медиа.
Поэтому на предпремьерный показ сериала «Невидимые», поставленного Дагом Лайманом, я шел, не скрывая любопытства. Во-первых, мне нравятся фильмы Лаймана: «Идентификация Борна» и «Грань Будущего» — одни из моих любимых боевиков. Ну, а во-вторых, посмотреть вроде как полноценную фантастическую историю в виртуальной реальности — это же настоящий подарок для гика.
Пресс-показ проводила Samsung в своей Galaxy Studio в Парке Горького, поэтому сериал мы смотрели через флагманы корейской компании и шлемы Gear VR. С точки зрения качества картинки это не самый продвинутый вариант на сегодня — зато один из самых доступных, а значит и один из самых массовых. Изображение можно описать словом «сойдет» — в нем есть зерно, а некоторые объекты традиционно для VR страдают от едкой хроматической аберрации, но к этому привыкаешь и погружаешься в происходящее довольно быстро. В общем, стандартные болячки контента для виртуальной реальности.
«Невидимых», однако, все же нельзя назвать полноценным сериалом. На данный момент он существует в виде шести серий, и весь этот «сезон» можно назвать пилотным. Каждый эпизод идет около 7-8 минут, но для удобства журналистов Samsung смонтировала их в два больших блока.
Это проект-эксперимент во всех смыслах, и если подходить к нему, как к обычному сериалу, он проваливается почти во всем.
Здесь слабый сценарий, невыразительная актерская игра (а еще там нет ни одного популярного актера), нелепые боевые сцены, дешевые спецэффекты. В общем, полный комплект бюджетных проектов.
Но из-за 360-градусной съемки он воспринимается скорее не как кинопродукт, а как пьеса — ты всегда можешь повернуть голову и посмотреть, что происходит в другом углу комнаты, как ведут себя персонажи, которые не участвуют в основном действии и так далее.
Ракурс камеры изначально все равно выставляют операторы, поэтому есть и крупные планы, когда перед твоими глазами лицо актера расположено так, словно ты стоишь к нему вплотную, и пролеты камер — но в любой момент можно повернуться, чтобы рассмотреть какую-нибудь деталь или изучить окружение. В небольшом интервью, которое Лайман давал в перерыве между сериями, он рассказывал, что самые большие сложности съемки VR-контента вытекают именно из 360-градусного характера изображения: режиссеру приходится постоянно держать в голове тот факт, что на монтаже поправить ничего не удастся. Нельзя вырезать неудачный кадр и вставить вместо него аналогичный, но снятый с другого ракурса. Нельзя просто разместить актеров на фоне зеленого экрана и создать окружение на пост-продакшне — снимать приходится только на натуре. Кроме того, и сами актеры не могут «выключиться» из работы, уповая на то, что в какой-то конкретный момент в кадре будут не они — зритель всегда может повернуться и посмотреть, чем занимается каждый из героев.
Подобные возможности действительно дарят необычные впечатления от просмотра — ты словно чувствуешь себя невидимым наблюдателем, непосредственным очевидцем событий, но, к сожалению, желание постоянно вращать головой пропадает уже минут через 15. А вращать головой придется — в «Невидимых» тебя буквально заставляют двигаться: кадры меняются так, что иногда перед тобой тупо возникает стена и приходится разворачиваться — чтобы через 5 минут поворачиваться обратно. В какой-то момент это начало повторяться так часто и бесить так страшно, что я невольно застонал.
Хочешь смотреть — умей вертеться, и никак иначе.
Впрочем, не все так плохо. Например, в одной из сцен ты «находишься» в утробе беременной девушки и можешь рассмотреть ребенка и пуповину. Можно отметить и сцену на похоронах, где камеру поставили в вырытой могиле и ты видишь стоящих у края ямы людей, читающих молитву. Очень атмосферные моменты, ради которых, собственно, и стоит дать сериалу шанс.
А вот потенциал боевых сцен в VR, как ни странно, не столь велик. То, что актеры не бьют друг друга по-настоящему в таких условиях заметно особенно хорошо, из-за чего поверить в происходящее становится сложно. Это и понятно: большая часть зрелищности драк, перестрелок и автомобильных погонь — это работа оператора, постановщика и монтажеров. В условиях виртуальной реальности важность труда этих людей гораздо ниже.
Так что в общем и целом революцию пока придется отложить. Снимать проекты в VR дорого и долго (меньше часа «Невидимых» были в производстве больше девяти месяцев), они вряд ли отобьют свои бюджеты, учитывая, насколько низка доля обладателей шлемов виртуальной реальности. А формат столь необычен, что традиционные сериальные и кинометоды в нем работать не будут. Но если рассматривать этот проект как эксперимент, попытку опробовать новую форму, его можно считать успешным. Великое начинается с малого и здорово, что известные голливудские режиссеры наконец стали изучать эту новую и, как мне все еще кажется, перспективную технологию.
Что касается «Невидимых», то его уже сейчас можно бесплатно посмотреть на платформе Samsung VR — но вам для этого понадобится смартфон Samsung и Galaxy Gear VR.
Возможно, в будущем компания добавит сериал на YouTube, и оценить его смогут и обладатели Google Cardboard и других шлемов виртуальной реальности.
Источник