Введение
«Battlefield 2042» — как много в этом названии упущенных возможностей. Те, кто следят за игровой индустрией, знают, насколько сильно провалилась последняя Баттлфилд: конский ценник, баги на релизе, непродуманный левел дизайн и гейм дизайн, а также куча других мелких и не очень проблем. И за это игроки заслуженно раскритиковали выпущенный продукт.
Но в игре есть один элемент, который без преувеличения, великолепный и даже сказал бы, эталонный – это саундтрек Хильдур Гуднадоуттир и Сэма Слейтера. Когда я прослушал альбом впервые, то был в большом шоке: «Как? Почему этот шикарный саунд прошёл мимо публики, так ещё и раскритиковали?». Ответ оказался очень простым – сама игра буквально приковала к себе все негативное. И это очень грустно, ведь работа Хильдур осталась незамеченной.
Вы только вдумайтесь, до этого в последних играх звучал оркестр, классические инструменты, а тут приходит молодая женщина и полностью деконструирует ВЕСЬ саундтрек Battlefield, привнося совершенно новое иное звучание, отказавшись от хора и оркестра, и вместо обычных инструментов использует инструменты сделанных из фольгированных противопожарных одеял и песок… Война больше не звучит пафосно, она звучит мрачно, грубо и печально.
Альбом Battlefield 2042 я слушаю уже много месяцев и до сих пор остаюсь в полном восторге. И я решил, почему бы не рассказать об этом саундтреке куда подробнее, рассказать как Хильдур подходит к звуку, как она передает эмоции не только через классические инструменты, но и с помощью различных предметов и вещей.
Разбор саундтрека мы начнём не с «Battlefield 2042», а с её более ранних полноценных работ в масс медиа – «Чернобыль» и «Джокер».
Давайте я обозначу несколько моментов перед тем, как мы начнём погружение.
- Эта статья является самой большой и сложной моей работой на данный момент. Ведь я ступаю на очень скользкую дорожку – музыка и саунд дизайн. Важно — я не эксперт, музыку не пишу, петь не умею, но слушаю её очень много. Музыка для меня является как большим источником вдохновения, так и успокоением в жизни. И данная статья создана для того, чтобы изучить то, как Хильдур Гуднадоуттир создает музыку, и к каким приёмам прибегал композитор при работе в различных проектах.
- Перед тем как перейти к самой игре и к её саундтреку, мы разберем ранние годы Хильдур Гуднадоуттир, рассмотрим два знаковых проекта в её карьере — «Чернобыль» и «Джокер», а затем перейдем к её работе в DICE над Battlefield.
- В данной статье будут приводиться примеры музыки из разных альбомов. Крайне рекомендую слушать всё что привёл в пример, так как некоторые тезисы раскрываются только после прослушивания композиций. Также настоятельно рекомендую после прочтения послушать альбом Battlefield 2042 полностью, чтобы проникнуться той атмосферой, которая задала Хильдур.
1. Ранние годы
Хильдур Ингвельдардоуттир Гуднадоуттир родилась в столице Исландии, Рейкьявик 4 сентября 1982 года. Её семья всю жизнь занимаются музыкой: папа Гудни Фарнссон – композитор и кларнетист, мама Ингвельдур – оперная певица, а брат Тоураридн Гунасон играет на гитаре и фортепиано в рок-группе Agent Fresco, известная преимущественно в Исландии.
Хильдур с детства увлекалась музыкой, и в возрасте пяти лет стала играть на виолончели (в последствии, виолончель станет основным музыкальным инструментом). В десять лет дала свой первый концерт вместе с мамой в местном ресторане Рейкьявика.
Своё первое профильное образование девушка получила в родном городе в Музыкальной академии Рейкьявика. Затем она перешла к музыкальным исследованиям, созданием композиций и новым медиа в Исландской академии искусств, затем переехала в Германию и поступила в Берлинский университет искусств.
В Берлине Хильдур начала сотрудничать с различными исландскими музыкальными группами – Mum, Throbbing Gristle, Pan Sonic, Hauschka, Wildbirds & Peacedrums, The Knife и другими.
Первый сольный альбом Хильдур вышел в 2006 году, под названием «Mount». Также примечательно, что в этом году у девушки были коллаборации с такими композиторами как Бен Фрост, Нико Мьюли, а также с соотечественником Йоханом Йоханнсоном. Последний, кстати, писал музыку к таким фильмам как «Прибытие», «Пленницы», «Убийца» и «Вселенная Стивена Хокинга».
На деле Йохан Йоханнсон является одним из лучших друзей-коллег Хильдур, и он сильно повлиял на её творческую карьеру. Так, например, Йохан был одним из участников второго сольного альбома Хильдур — «Without Sinking». Помимо Йоханнсона над альбомом работал и отец Хильдур. Также Йоханнсон приглашал Хильдур в качестве виолончелистки в фильмах Дени Вильнева, в которых Йохан был главным композитором. Важно отметить, что в качестве виолончелистки Хильдур Гуднадоуттир принимала участие в фильме “Выживший” от Алехандро Иньярриту.
Помимо прочего, ребята постоянно помогали друг другу в творчестве. Так, например, Хильдур в качестве виолончелистки участвовала в записи альбома Йохана Orphée (Орфей).
Одним из переломных годов у Хильдур, можно назвать, 2011 год. Именно в этом году состоялся её дебют качестве кинокомпозитора в хорроре Кровотечение (на англ. The Bleeding House). Предположительно, в этом году выходит замуж за Сэма Слейтера, который является композитором, музыкальным продюсером и звукорежиссером. Именно с ним она будет тесно сотрудничать над важными проектами, которые будет обсуждать весь мир.
В 2012 и в 2014 годах выходят её два последних, на данный момент, сольных альбома Leyfðu Ljósinu (2012) и Saman (2014).
В 2018 году уже совместно с Йоханом Йоханнсоном написала музыку к «Марии Магдалине» Гарта Дэвиса. Сотрудничество было отмечено Азиатско-Тихоокеанской кинопремией. И к сожалению, данная совместная работа является последней. В 2018 году Йохан Йоханнсон умер от передозировки кокаина на фоне лечения прописанными препаратами.
В связи с данной новостью Хильдур занимает место композитора вместо Йохана в фильме «Убийца 2: против всех». Изначально она занимала место первой виолончели. Также внесла свой вклад в посмертное переиздание его дебютного альбома Englabörn & Variations.
2. Чернобыль
6 мая 2019 года на стриминговом сервисе HBO MAX выходит один из самых успешных мини-сериалов «Чернобыль». Именно с этого проекта имя Хильдур Гуднадоуттир упоминается в масс медиа.
Подход к написанию данного альбома у девушки необычный. Первое, что важно было для Хильдур при создании саундтрека — никакого клише. Поэтому она решила подойти к процессу творчески. Девушка захотела испытать, каково это находится внутри АЭС, хотела понять как звучит катастрофа, как на самом деле ощущалась трагедия.
С такими вопросами, девушка отправилась на съёмочную площадку Игналинской АЭС, которая находится на северо-востоке Литвы, но не одна, а со звукорежиссером Крисом Уотсоном, который, как говорит Хильдур, «может записать даже муравья».
Девушке вместе с Крисом выдали защитные костюмы, и на протяжении многих часов они слушали и записывали звуки электростанции. И отвечая на возникший вопрос, «получается саундтрек к Чернобылю записан без каких-либо музыкальных инструментов?» Да, абсолютно верно, практически весь альбом записан без использования музыкальных инструментов.
Помимо треска дозиметра, в саундтреке есть и другое звучание — например, они часами слушали и записывали звуки двери в насосной станции. И уже после из этих записанных звуков создавали мелодию The Door.
И так с каждой композицией. Например, саундтрек Pump Room (она же насосная комната), записана непосредственно в насосном помещений.
Такой подход крайне необычен и мне напомнил другого композитора, который хотел передать страх через различные бытовые инструменты и вещи — это Акира Ямаока в серии игр Сайлент Хилл. И создание такого саундтрека стало для Хильдур первым опытом работы, и уже не последним.
За работу в мини-сериале Чернобыль, девушка получает кучу наград и признания — Эмми, Премия Онлайн-ассоциации кино и телевидения, World Soundtrack Awards, Грэмми и так далее. Список действительно большой, но главный прорыв в карьере произошёл в другом проекте, которой также вышел в 2019 году.
3. Джокер
Джокер — это культурный феномен. Фильм собирает огромную кучу наград, получает мировое признание и многоминутные овации. Режиссер фильма Тодд Филлипс и главный актер Хоакин Феникс теперь в каждом СМИ. О фильме говорят, о фильме спорят, и самое главное, фильм любят.
Хильдур тоже не остается в стороне и получает признание — Венецианский фестиваль, Золотой Глобус, Британская академия.
А затем наступает 2020 год, Оскар. И на этом мероприятии Хоакин Феникс и Хильдур Гуднадоуттир получают свои первые статуэтки.
Всё началось за полгода до начала съемок. Хильдур одна из первых кто получила сценарий фильма. Тодд Филлипс сделал такой ход для того чтобы композитор смогла уловить ту тональность и прийти с несколькими заготовкам, но какового было его удивление, когда Хильдур пришла уже с полностью готовой заглавной темой фильма. Ведь практически сразу после того как получила сценарий, она приступила к работе над саундтреком.
И данный подход чертовски помог в процессе создания некоторых сцен уже на съемках фильма. Например, танец Джокера в туалете. Да, многие знают, что это была импровизация Хоакина, но не все знают детали этой импровизации. Изначально в этой сцене Артур (главный герой фильма) должен был прятать пистолет, но уже в процессе съемок стало понятно, что сцена не подходит для героя. И Хоакин вместе с Тоддом размышляли как можно эту сцену обыграть. И тут Филлипс решает включить композицию Хильдур.
Работа над Джокером велась одновременно с Чернобылем. Если создание саундтрека Чернобыля была крайне авангардной, то в Джокере подход был более классическим, но все также экспериментальным. Так в композициях фильма был большой оркестр, который записывался в Нью-Йорке.
Из-за того, что в работе присутствовали переходы от Джокера к Чернобылю и обратно, процесс создания был крайне непростым. Как минимум из-за структуры двух произведений, тональности и мирах. Как признавалась сама Хильдур, Джокер это самая классическая партитура, которая она писала. И старалась сохранить традиционное звучание, таким каким был сам фильм. Также было не мало важным фактором избегания влияния прошлых версий Джокера или их музыкальных тем, которые следовали за ними.
Подводя промежуточный итог, можно с уверенностью сказать, что это два совершенно разных проекта. Как подход к созданию саундтрека, так и в целом наполнение, но есть общая черта, которая может объединяет эти проекты с художественной точки зрения- это катастрофа. В одном случае это уже случившиеся событие (Чернобыль), в другом это путь к самой катастрофе (Джокер). Артур в конце фильма перевоплощается в Джокера. Это событие одновременно и освобождение от оков, и падение в бездну. И данная тонкая нить очень хорошо подчёркивает то, как Хильдур справилась с данными работами. Ведь следующая работа, абсолютно другой жанр — это не кино, это не сериал, а игра. В этом произведении идёт климатическая война будущего. Как она должна звучать? В данной серии уже были свои композиторы и свой устоявшиеся саундтрек, а значит полная деконструкция прошлого и создание чего-то нового.
4. Главный музыкальный директор EA
И тут нужно сделать небольшое отступление. Я прекрасно понимаю, что уже хочется перейти к саундтреку игры и понять, почему проделан такой большой путь, но в данном случае без этого пункта совершенно не обойтись. Ведь вы вдумайтесь, почему Хильдур Гуднадоуттир вообще оказалась в проекте DICE. А ответ прост — Стив Шнар. Я могу смело заявить, что без него, эта статья бы не была столь полной. Этот человек внёс очень много в культуру нулевых, и очень много внёс в EA.
Стив Шнар является музыкальным директором EA. Именно он в компании даёт возможность звучать той или иной игре современно и/или по-новому.
В частности, Хильдур плотно сотрудничала со Стивом. Шнар попросил от композитора одно — саундтрек должен быть новым, которого не было ещё в серии.
Подробно про его карьеру и работу в ЕА рассказал Дмитрий Бурдуков на своем канале. Крайне рекомендую посмотреть замечательный видеоролик про этого человека.
5. Battlefield 2042
И вот мы подобрались к главной теме данной статьи — игра Battlefield 2042. Тема без особого разбора прошлых работ и самой франшизы мало чего стоит.
Battlefield существует на рынке уже 20 лет. Это серия компьютерных игр в жанре тактико-стратегического шутера от первого лица. Спасибо Википедии, за краткость, а теперь я расскажу более развёрнуто, но подводка будет немного издалека.
Серия стала крайне популярной и любимой для многих игроков за счет своего мультиплеера, где игроки соревнуются командами между собой. В данной серии есть очень много культовых частей игр — Bad Company 2, Battlefield 3, Battlefield 4, Battlefield 1 (это не первая часть игры, цифра указывает на сеттинг, а именно Первая Мировая Война).
Как и у любой большой франшизы, есть свои взлёты и падения. Были игры, которые мало кто вспомнит хорошим словом, или вспомнят скандалы вокруг определенной части и не особо будут говорить про саму игру. Но нас сейчас интересует другая сторона данной франшизы — музыка. В каждой части своя тематика саундтрека и подход к нему. Вот несколько примеров культовой заглавной темы Battlefield в прошлых частях:
И, как вы слышите, у каждой части свой подход. Например, 3 и 4 связана одним сеттингом, но суть одна — современный электронный эпик. В Battlefield 1 и 5 вернулись к более классическому звучанию, передавая настроение игры через оркестр и хор. Композиторами 1 и 5 частей выступили Johan Söderqvist и Patrik Andrén.
Как по мне, у Battlefield 1 один из лучших саундтреков в серии. Степень пафоса и эпика только возросла, и сами композиции хорошо звучат в отрыве от самого произведения, и это хороший показатель.
Предлагаю послушать несколько композиций из данной игры и убедиться самим:
В игре есть дополнение “Во имя Царя”, и к русской тематике ребята подошли просто великолепно. Для данного дополнения был записан отдельный альбом, в котором поют на русском языке. И каждый трек вызывает невероятный прилив энергии. Даже обычный трейлер вызывает только положительные эмоции. Видно, что вся команда ответственно подошла к своей работе.
В Battlefield 5 композиторы остались те же, поэтому саундтрек был таким же отличным, пафосным и эпичным.
И затем анонсируют Battlefield 2042. Композиторов сменяет Хильдур Гуднадоуттир и её муж Сэм Слейтер. Это их первый опыт в создании саундтрека для игры. Как они отмечают, им в данном процессе понравилась та нелинейность в создании. Было важно сохранить опыт предыдущих коллег из прошлых игр серии, но при этом создать нечто новое.
Работа над саундтреком велась 18 месяцев. Ребятам было предоставлена большая творческая свобода. Для EA и DICE было важно создать абсолютно новый опыт, сделать такой альбом, которого ещё не было.
Как пример, заглавная композиция серии. Хильдур и Сэму было важно передать тот настрой разрушительного мира. Поэтому данная композиция была подвержена деконструкции.
Именно заглавная тема новой Battlefield и является тем самым ключиком к тому, какой же в итоге получился альбом у данной части. Темой при создании саундтрека было разрушение и хаотичность . Ведь основной мотив игры заключается в том, что в этом мире природа берёт своё. Поэтому было принято решение отказаться от оркестровой музыки.
Чтобы создать ту самую необходимую тональность в саундтреке, в некоторых композициях применялся тот же метод, что и в проекте «Чернобыль» — запись различных предметов и объектов. Например, композиция «Разрыв» была полностью записана из подводной лодки во Франции. А в одной из композиций инструментом являлось противопожарное одеяло.
Для Сэма и Хильдур очень запомнился опыт создания такой композиции как «Hauled Over Coals». Ведь при создании данной композиции использовалось четыре различных инструмента и педаль для бас-гитары.
Для передачи необходимого настроения в процессе создания музыки, композиторы смотрели карты, на которых игроки будут проводить время. Например, если на карте основной ландшафт песок и стекло, то они использовали инструменты, которые были сделаны из этих материалов.
Сам альбом получился очень разным на эмоции. Буквально в одной композиции идёт упор на страх к неизбежному событию, тем самым создавая напряжение и давление, в другой быстрый ритм и бас, рассказывающий про бой на этой войне, а уже в следующей меланхоличным эмбиентом описывает саму войну как трагедию.
Звуки сирены в данном альбоме являются основным мотивом. Он может быть как на переднем плане, показывая неизбежность приходящей катастрофы, так и на заднем, показывая, что скоро грядет новый ураган. И не важно, как сирена звучит, ведь суть одна — это сигнал беды.
И как по мне, это очень сильное решение: описать войну не хором и оркестром, а звуками различных предметов и разных локаций.
Прослушивая этот альбом много месяцев, я пришёл к мысли, что саундтрек Хильдур и Сэма рассказывают про эту вымышленную войну и мир куда лучше, чем сама игра. И это, пожалуй, самый лучший комплимент, который я могу высказать композиторам. Ведь мы говорим про Battlefield, где мир и локации были декорацией для соревновательных игр, а музыка ,как дополнительная шестерёнка, усиливала цвета этой самой декорации. А в 2042, как по мне, получилось совершенно по другому. Мы получили посредственную игру, в которой кривые декорации, но с отличным и даже новаторским для такого жанра саундтреком. Мрачным, ржавым и неуютным, но при этом абсолютно шикарным.
Подводя итог
Изначально я собирался писать только про саундтрек Battlefield 2042. Но чем дальше я изучал творчество Хильдур Гуднадоуттир, тем больше мне хотелось рассказать о самом пути композитора. Ведь за творчеством Хильдур я начал следить ещё в 2019 году, когда вышел «Чернобыль». Меня поразил не только сериал, но и саундтрек. Это звучало настолько свежо и необычно, что альбом переслушивал ещё пару месяцев. Потом, в этом году должен выйти фильм «Джокер». Когда объявили, что Хильдур является главным композитором фильма, ожидание моё увеличилось многократно. По итогу фильм и его саундтрек произвели на меня большое впечатление. И когда вижу, что Гуднадоуттир получает кучу наград за свои работы, то безумно рад такому исходу.
И вот уже как год назад вышел альбом к Battlefield 2042, который, как вы поняли из данной статьи, очень люблю. Ведь в нём есть всё то, за что я полюбил работы Хильдур — новое и необычное звучание, а также интересный подход к созданию различных композиций.
Я обязан упомянуть, что саундтрек к игре приняли крайне неоднозначно. И как по мне, часть хейта прилетело из-за игры. Ведь Battlefield не был готов, в игре были проблемы практически в каждом аспекте, а тут ещё и саундтрек совершенно другой, выделяющийся из серии. Вот мы и получили такой грустный результат.
Этой статьей я хотел рассказать и показать, что иногда лучше послушать то, как звучит игра, не смотря на её плохой старт. Саундтрек Battlefield 2042 — это абсолютно новое звучание серии, где каждая композиция может рассказать свою маленькую историю и то, что любая война — это грязь, ржавчина и боль. И что даже в самый мрачный час не стоит забывать о надежде и верить в лучшее.
#подборка #лонг #battlefield2042 #Хильдур #Джокер #Чернобыль