Что такое антихайп? Это в день премьеры «Дюны» рассказывать про хороший, дешевый и никому не известный фильм «The Killing of Two Lovers». Жду приглашения в объединение вместо Филиппа Киркорова.
Чехов говорил, что для хорошего рассказа нужно, написав его, вычеркнуть из него начало и конец. Фильм «Убийство двух любовников» следует этой чеховской традиции, потому что мы не знаем, что было у Дэвида с его женой раньше и что будет в будущем. Можем лишь догадываться об этом, анализируя показанные нам детали из жизни пары, которая находится на грани разрыва. Принцип айсберга в действии!
Начинается фильм с того момента, когда Дэвид и его супруга Ники решили попробовать свободные отношения в попытках спасти брак. И уже первая сцена сообщает зрителю, что Дэвиду пока тяжело свыкнуться с мыслью, что его жена встречается с кем-то еще. У него два пути: смириться с этим и уступить любимую или бороться до конца. Под мотивационные речи своей старшей дочки он решает, что на любовную пенсию ему еще рановато и что за Ники еще стоит сражаться. Правда, решает это очень робко, постоянно в себе сомневаясь.
Зритель видит весь фильм глазами Дэвида. Он здесь фокальный персонаж. И это влияет на некоторые приемы повествования. Например, на музыкальное оформление. Уже в первой сцене пробежки дребезжащие звуки говорят нам, что у главного героя не все в порядке с психологическим состоянием. А еще для создания ощущения дискомфорта Дэвида постоянно показывают в замкнутых пространствах, он часто едет в машине, фильм снят в квадратном разрешении 4:3, картинка по краям обрезана, чтобы герой был всегда как будто заперт в четырех стенах. Ощущение тесноты усиливает то, что в деревне, в которой происходит действие, все друг друга знают. Каждый прохожий говорит: «Привет, Дэвид». И уж точно все они знают про то, что его жена встречается с кем-то на стороне, а он это терпит. Ох, и трудно в деревне у нас!
Главный герой в этом фильме вроде бы и слабый, но ему все равно хочется сопереживать. Потому что у него благородная цель – вернуть свою жену, ведь он по-прежнему любит ее, а по тому, как они спокойно общаются, можно предположить, что отношения у них до этого были далеко не токсичные (хотя очевидно, что он сохранил больше чувств, потому что пока Дэвид пытается вернуть Ники, она спрашивает у него: «Ты ищешь жилье?»). Судя по комбинезону, он обычный работяга и хороший парень, но при этом несчастен. Дэвиду мешает его неуверенность в себе. Если включить режим СПГС, можно сказать, что, возможно, и любовника-то на самом деле не было, это просто олицетворение проблем в браке, которые им нужно было решить. Только убив эти проблемы, можно спасти семью.
Но если что «Убийство двух любовников» не прям нудная драма! Там есть шутки. Например, текстовые, когда дети рассказывают отцу про Митча Хедберга и цитируют шутку «Собаки всегда в планке». Есть ситуационная комедия, когда два отца перешучиваются про убийство своих детей. Или трагикомичная сцена, когда Дэвид с Ники вместо свидания решают просто покататься по району и пытаются поговорить друг с другом. С одной стороны, эти забавные неловкие паузы и попытки поговорить хоть о чем-то. С другой стороны, вспоминаются строчки: «О чём мечтать? // Когда уже нечего выдумать, // Когда больше не о чем вспоминать // Когда с тобой не о чем молчать».
Еще в этом фильме удивительно хорошо играют дети, которые, судя по всему, не прям профессиональные актеры. Здесь есть долгая сцена, в которой отец едет в машине с сыновьями, они просто разговаривают, и ее интересно смотреть. Когда в «Сансет Лимитед» Томми Ли Джонс и Сэмюэл Л. Джексон удерживают ваше внимание, – этому не удивляешься. Но в случае с совсем юными актерами – это поражает. Я думал так могут только Ноа Джуп и Кай Гетц.
Ближайший аналог фильма – недавний «Аффект», в котором Бен Уишоу постепенно впадал во все большее безумие. Но если там герой сдался под натиском душной и давящей окружающей среды, то Дэвид, несмотря на все свои недостатки, постарался остаться человеком.
Ps. У меня с другом в телеграме есть дневник нашего киночелленджа, в котором мы по очереди показываем друг другу фильмы и оцениваем их по шкале от -5 до 5. Там мы пишем небольшие отчеты про все фильмы, которые посмотрели, и ведем счет. И там сегодня будет про «Дюну».