В далеком 2017 году, когда «Куджи» еще не существовало, мы с друзьями опередили время и записывали любительские подкасты про кино. Однажды нам пришла идея сделать выпуск про незамеченные фильмы 2016 года. Нас ожидали две недели ресерча, в течение которых приходилось смотреть по три-четыре фильма в день, большинство из которых были полным дерьмом, типа какого-то бразильского артхауса или фильма «Каждому свое» (сейчас, заглядывая в прошлое, становится непонятно, как этот фильм вообще попал в нашу подборку, потому что он-то, к сожалению, вполне замеченный. Как будто моим друзьям было обидно, что только они страдали пока смотрели это, и навязали мне его тоже). Но две недели мучений того стоили, потому что мы нашли фильм «Алойс», который точно прошел бы мимо нас, если бы не запись подкаста.
Алойс Адорн – частный детектив, у которого недавно умер отец. Он интроверт, и очень неохотно идет на контакт с людьми. Когда в лифт заходят люди, он прижимается к самой стенке. Когда женщина узнает его и хочет рассказать, что они учились в одном классе, Алойс говорит, что она обозналась и убегает. Больше, чем говорить с людьми, ему нравится снимать их на камеру. Дома у него коллекция из пяти тысяч часов пленки, которую он пересматривает по вечерам, впадая во все большую депрессию. Однажды вечером Адорн пьяный засыпает в автобусе и просыпается без камеры и пленок. В кармане лишь одна кассета, на которой записано, как он вырубается на заднем сидении. Ему звонит девушка и говорит, что отдаст пленки тем людям, за которыми Алойс следил. А заодно рассказывает ему про психологическую технику для робких людей – «прогулки по телефону». На фоне своего морального опустошения Адорн начинает общение с таинственной девушкой. А дальше практически все действие фильма проходит у него в голове (а возможно, что и момент с «прогулками» уже состоялся в подсознании, потому что это очень похоже на услугу «секс по телефону», пропущенную через скромное воспитание главного героя).
Есть фильмы не для всех, а «Алойс» — фильм не для всех настроений. Нужно быть готовым смотреть медленное, медиативное кино про депрессию и одиночество, практически без сюжета, но с очень красивым визуальным рядом.
Алойс в разговорах с девушкой по телефону пытается через бездну своего подсознания найти дорогу к внутренней гармонии. Уровни его подсознания все больше смешиваются с реальностью, как в «Начале», только тут в отличие от фильма Нолана нет заумного финала, и все вполне понятно. И оставит вас картина не с вопросом из известной рекламы курсов иностранных языков в Балашихе, а с испытанием катарсиса. При этом разные трактовки концовки тоже возможны. Говорят, что чужая душа –потемки или темный лес. Здесь душа представляется в виде вполне себе светлого леса, но печали от этого не меньше. Можно сказать, что «Алойс» – это «Вечное сияние чистого разума» только без розовых очков.
Режиссер интересно работает с линией развития персонажа. Потому что с одной стороны, утонув в бесконечных телефонных разговорах с незнакомкой, Алойс становится счастливее, увереннее в себе, он даже впервые в жизни заказывает еду не с собой, а ест прямо в ресторане, не стесняясь людей. И это позитивное развитие, которому учат во всех учебниках сценарного мастерства. Но в то же время чем больше он разговаривает, тем больше уходит в себя, отдаляясь от настоящей жизни. Девочка-соседка здесь является маркером реального мира, и ее Алойс всегда отталкивает и всячески не хочет с ней контактировать. И это еще одна проблема, которую поднимает фильм: жить в мечтах и любить придуманные тобой образы – это, может, и хорошо, но еще лучше, выйти из своего футляра и реализовать эти мечты в реальной жизни.
Если хвалить фильм за менее душные вещи, то в нем есть очень забавная, первая в истории кино реалистическая сцена нервного срыва. Герой не разбивает всю посуду в доме, а кинув всего лишь один стул, успокаивается, понимая, что потом еще убираться придется. А еще там очень много красивых пейзажей, которые хочется заскриншотить себе в коллекцию.
И самое интересное с фильмом «Алойс», что при записи подкаста, все трое мы признались, что сначала фильм нас не очень зацепил, но чем больше начинаешь про него думать, тем больше он начинает тебе нравиться. Это оказался идеальный фильм для обсуждения, потому что после просмотра хочется говорить про него, делиться своими версиями и интерпретациями.
Ps. Пишите в комментариях, если хотите полный список из 7 фильмов, которые мы тогда отобрали. Обсудим их с вами.
А еще у нас сейчас нет подкаста, но по-прежнему есть дневник в телеграме нашего челленджа, в котором мы по очереди показываем друг другу фильмы и оцениваем их по шкале от -5 до 5. Там мы пишем небольшие отчеты про все фильмы, которые посмотрели, и ведем счет.