Вначале ролика как всегда смешной скетч.
«
Заслуженное восхваление Black Mesa невозможно без слов о том, что игре самое место рядом с великолепными ремейками классики по типу Resident Evil 2 и Crash N.Sane Trilogy. Работа над реставрацией первой Half-Life началась в 2004 году. В 2012 году свет увидела часть похождений Гордона Фримана в формате бесплатной модификации, а в 2015-м незаконченная версия добралась до Steam Early Access. Всё это происходило задолго до моды на возрождение игр прошлого.
Над Black Mesa трудилась команда поклонников Half-Life, впоследствии ставшая инди-студией Crowbar Collective, со скромными финансовыми возможностями, но об этом свидетельствует разве что невзрачная анимация персонажей. Стоит отвернуться от очередного сотрудника научно-исследовательского комплекса, как погружаешься в продуманную до мелочей кампанию с бережным отношением к идеям первоисточника и улучшениями. К слову, лица учёных и охранников хоть не блещут выразительной мимикой, но клонов тут нет.
Внешний вид игры является иллюстрацией того, что тщательная проработка окружения даже в боевике от первого лица куда важнее, чем бездумное использование передовых технологий. Знакомые локации обросли массой мелочей, удаётся рассмотреть каждую кнопку на устройствах, футуристических и не очень. В ключевых сценах на первый план выходит мастерски поставленное освещение, и наслаждаешься взлетающей ракетой или сжиганием огромного чудовища, пускай видел это уже раз десять.
Если с точки зрения картинки Black Mesa уступает некоторым современным конкурентам, то перестрелки оставляют большинство шутеров далеко позади, и речь не только о потрясающих моделях оружия вкупе с оригинальными монстрами.
Битвы со спецназовцами, причём как в замкнутых пространствах, так и на больших площадках, остаются украшением игры. В ремейке солдаты активнее переговариваются и подчёркивают тот факт, что Фриману противостоит организованная команда. Враги выжимают максимум из доступных им возможностей, забрасывают героя гранатами, бегают от укрытия к укрытию и штурмуют позиции, где спрятался Гордон. Бойцы с дробовиком, например, любят мчаться напролом, но они то и дело отступают и ждут помощи товарищей, что изумляет (особенно после игр от Ubisoft). Привык к предсказуемым неприятелям с одной извилиной на троих. Напряжения добавляет своеобразная система просчёта попаданий. Оружие не всегда стреляет точно в указанную прицелом точку, из-за чего планы рушатся, нервничаешь и ныряешь обратно за укрытие.
Герой разбирается с причудливыми формами жизни, вступает в бой с людьми на ограниченной локации и оказывается в эпицентре масштабной бойни с применением военной техники. Одни враги уступают место другим, потом всё смешивается в кучу. В ужасе носишься в надежде заметить прытких ниндзя в камуфляже. Казалось бы, знаешь их повадки, но эмоции переполняют, и победу встречаешь с усталостью и наслаждением.
При всех достоинствах сражений Black Mesa, как и прародитель, не похожа на шутер с безостановочной пальбой и уничтожением ящиков монтировкой. Об этом сразу говорит долгое вступление с поездкой по комплексу, который живёт своей жизнью. Игра трансформируется то в хоррор с убийством зомби, то Гордон пробирается через затопленные кислотой уровни и смертоносные механизмы, то с грацией Супер Марио перепрыгивает ловушки. Крадёшься, мчишься вперёд и не думаешь о том, чтобы заскучать. С нетерпением ждёшь следующую битву и с не меньшим нетерпением ждёшь шанса погрузиться в изучение лабораторий с экспериментами, чтобы собрать крупицы повествования воедино.
В ремейке создатели отказались от отдельных спорных моментов по типу толкания ящиков, а также превосходно вписали в окружение подсказки. Благодаря надписям на стенах и подсветке объектов без затруднений находишь правильный путь. Указатели упрощают задачу, но не отменяют необходимость осматривать окрестности. Игра стала динамичнее, одни задачи быстрее сменяются другими, но иногда надо быть внимательным.
Ключевой особенностью Black Mesa версии 1.0 является наличие мира пришельцев Зен. Здесь следует напомнить о том, что в оригинале эта часть кампании многих разочаровала скоротечностью и примитивизмом. Скомканный финал считается чуть ли не главным недостатком Half-Life при всём её величии. Поэтому создатели ремейка отбросили в сторону первоисточник и сделали иную реальность с нуля.
Размеренное вступление с прогулкой по красивейшим декорациям становится настоящим украшением игры. Перед глазами открываются фантастические виды со странными растениями, существами, постройками и последствиями пребывания учёных. Понимаешь, что оказался в другом мире с уникальными технологиями, обитателями и их жилищами. Такой подход в лучших традициях поездки по «Чёрная Мезе» позволяет понять, что реальность вокруг тебя дышит полной грудью, а не представляет собой безликий набор уровней.
Четыре главы в потусторонней вселенной длятся четыре-пять часов. Разработчики сохранили подход с акцентом на разнообразии. Гордон бродит по мрачным коридорам, натыкаясь на необычную версию зомби, и разбирается с несложными загадками, а иногда на его пути встают хитросплетения лазеров. Прилагаются пробежки, когда один неосторожный шаг приводит к провалу. Длятся такие отрезки недолго и неплохо разбавляют приключение.
Битвы с боссами заставляют использовать ранец, чтобы совершать рывки из стороны в сторону и уклоняться от мощных ударов. В такие мгновения попадаешь под град из снарядов, а в следующую секунду противник мчится на таран, как следствие, выжить непросто. Финальная схватка впечатляет буйством эффектов, выдающимися умениями злодея и умеренной продолжительностью.
Увы, создатели Black Mesa перестарались в желании придать Зену масштаба. Одно из двух сражений с боссом можно было бы убрать с чистой совестью, всё равно они почти не отличаются. Проект ничего бы не потерял без пары однотипных головоломок. Битвы с контролёрами пришельцев – это круто, к тому же ощущаешь себя супергероем за счёт изменений в правилах, но таких поединков чересчур много, и от них устаёшь. Разработчики повторяют одинаковые ситуации два раза, а потом и три! Вероятно, это намёк в адрес Valve или тонкая шутка над Габеном, но кампанию она не улучшает. Огорчает переизбыток прыжков по платформам. Герою иногда не хватает пары миллиметров до цели, он соскальзывает с кусочка тверди и летит в бездну. Быстрые сохранения не дают потерять много времени, но неудачи утомляют.
Diagnosis
Black Mesa, как и Resident Evil 2 образца 2019 года, хочется рассматривать как самостоятельный проект. Это великолепное приключение с захватывающими перестрелками, а кампания переключается с поединков на атмосферные прогулки и обратно. «Чёрная Меза» не устаёт преподносить сюрпризы. Мир Зен встречает красивой картинкой и занятными испытаниями, включая ловушки, массовые убийства пришельцев и огромных боссов. После завершения путешествия продолжительностью часов пятнадцать меньше всего думаешь о нескольких неудачных самоповторах. Зато с грустью осознаёшь, что столь вылизанные и многогранные боевики с проработанной шутерной механикой остаются артефактом прошлого. Хорошо, что нашлись талантливые энтузиасты, вложившие душу в возрождение Half-Life. Огромное им спасибо за это.
Pro:
- Потрясающая атмосфера научно-исследовательского комплекса, переживающего нашествие пришельцев
- Напряжённые перестрелки, масштабные и не очень, со спецназом и монстрами
- Быстрое чередование моментов и разнообразные отступления от сражений
- Хорошо поставленные битвы с боссами
- Великолепное оформление локаций, отлично вписанные в общую картину подсказки
- Захватывающие дух виды и интересные испытания в мире Зен
Contra:
- Несколько неудачных моментов, включая прыжки по платформам, в Зене