Сочинение-размышление для широкой файтинг-аудитории.
Пост создан для привлечения внимания к проблемам жанра.
О них известно, с ними ничего не поделать, но вот обсудить — запросто.
Этим и займемся.
Здесь и далее — мысль по древу о нелегкой судьбе файтингов.
О «главном виновнике».
Чаще всего им выставляют порог вхождения, и отчасти это действительно так. Трудно спорить с тем, что кроме желания победить нужно еще собственно уметь побеждать.
В случае файтингов, кроме стальных нервов и реакции мангуста требуются знание и понимание:
- Жанра как такового — под этим понимается осознанная игра, а не классический жмяк случайно попавших под палец свободной руки кнопок. Сюда приплюсовывается то, что в файтинг-комьюнити называют «футси» (очень грубо говоря, позиционирование) и «йоми» (предугадывание действий врага).
- Механики конкретной игры, потому что если ты не используешь тот же эйрдэш в Guilty Gear, то ты играешь в симулятор боксерской груши с собой в роли последней. А уж если после ГГ ты заходишь в Street Fighter и по старой памяти пытаешься прессовать противника атаками с прыжка, забыв про отсутствие блока в воздухе…
- Персонажа/жей — сюда входит целый комплекс в виде мувсета (чего на какую кнопку и их сочетание происходит), комбинаций, фреймдаты (сколько кадров анимации тратится на начало удара, собственно сам удар и его восстановление, плюс/минус на блоке), матчапов (как разбить лицо тому-то, будучи тем-то). Чем больше персонажей знаешь, тем само собой лучше. Еще лучше, если во время боя информация не пропадает из головы и ты на отличненько отгружаешь многохитовые комбы после очередной ошибки противника.
Хорошо, если ты схватываешь на лету и довольно скоро начнешь представлять в онлайне какую-никакую опасность.
Плохо, если все твои схватки будут проходить лишь в режиме тренировки, потому что проиграть даже боту почему-то тебе кажется несмываемо-позорным.
И на мой взгляд, проблема все же не в трудности освоения, а в количестве тех, кого эти самые трудности не останавливают.
Игры, которые мешают в себя играть.
Случай из жизни:
Как-то раз я купил себе в стиме новую часть BlazBlue чуть ли не через час после релиза, и какое же было мое удивление, когда в первом же замесе противник с нулем отыгранных в онлайне матчей разнес мне лицо заученными комбами, в которых число ударов превышало десяток.
Играть в ББ я не закончил, но это далеко не первый случай, когда ПК-геймерам достаются игры, которые до них уже изучили вдоль и поперек консольные игроки. Можно пойти еще дальше и вспомнить, что определенная часть файтингов сначала выпускается вообще на аркадных автоматах, но мы немного не в тех условиях живем, чтобы просаживать жетоны в очередном гилти гире.
Раз уж начали про ПК, то передаю привет Tecmo, которые в свое время выпускали Dead or Alive 5 с обещаниями запилить в игру онлайн через месяц после релиза, а в итоге прикрутили кривой ранкед аж через полгода — я вас ненавижу: ^)
Когда дело касается популярных дисциплин типа того же Стрит Файтера, то проблема новичка, удалившего игру навсегда после серии поражений, ощущается не так остро на фоне большого количества игроков в целом — их достаточно, чтобы компенсировать «проходящих мимо».
В случае файтингов поменьше все куда страшней — матерые игроки формируют комьюнити, в которое влиться новому игроку очень, очень, ОЧЕНЬ непросто. Особенно, если этот игрок — новичок в жанре.
Скорее всего, он попросту удалит игру и спасет свою жизнь от многочасовых тренировок и заучивания матчасти.
Но так было не всегда.
Файтинги, какими они были задуманы изначально
Дело было так:
Зарубиться в файтинг в прошлом веке — погрузиться в культуру аркадных залов, куда может зайти любой желающий и попытать счастья среди себе подобных.
Само собой, что зал естественным образом превращался в котел, в котором варились как новички, так и бывалые игроки. Вместе с живым общением происходил обмен опытом, что давало рост общего уровня игроков в рамках отдельно взятой локации.
Это, если что, не мой опыт, это мне старперы с shoryuken.com на ухо нашептали. У нас и в нулевых были игровые залы, но масштаб все же другой.
Энивэй, в наше время с социальной частью файтингов все не так интересно — тусовка стала локальной, многие годы в ней обитают одни и те же люди, а новичкам взяться попросту неоткуда — в онлайне их нещадно гасят молчаливые соперники, и чтобы выжить, нужно лезть на форумы и оставлять анкету в теме «Ищу игроков своего уровня для совместного времяпрепровождения». Если вы, конечно, не азиат из знаменитой поговорки.
ИРЛ-взаимодействие не исчезло целиком — существуют как турниры разной степени локальности, так и хоумфайты, что заменили аркадные залы. К сожалению, даже так пул игроков пополняется новыми лицами куда медленней, чем этого заслуживает.
Кто виноват и что делать
Никто и ничего.
Файтинги прекрасны тем, что в поражении не получится винить кого-то еще, кроме себя самого. Этим они и прекрасны.
Не будем нарушать традицию.
А если серьезно, то лучшее, что вы можете сделать на старте своей файтинг-карьеры — найти скиллового игрока и не отпускать до тех пор, пока не станете одного с ним уровня.
Все стабильных хадукенов и живого лобби, файтаны.