Продолжение титулованного роглайта и первая игра-сиквел горячо любимой мной инди-студии Supergiant Games вышла в раннем доступе и уже превосходит оригинал по количеству доступного контента и разнообразию геймплейных механик. Но удалось ли ей сохранить ту самую магию первой части «Аида»?
Я обожаю игры Supergiant Games за их смелую самобытность, трогательные личные истории, запоминающихся персонажей, потрясающую аудиовизуальную составляющую и простой, но увлекательный геймплей. В первой части «Аида» я провел больше 150 незабываемых игровых часов, успел сильно привязаться к странной божественной семье свободолюбивого Загрея, и для меня «Hades» стала той самой игрой, в которую приятно возвращаться снова и снова, словно в родной дом. Даже сейчас, готовясь поделиться мнением о сиквеле, я едва сдерживаюсь от того, чтобы не начать рассказывать о неповторимой атмосфере оригинала, вспоминая полюбившихся и ставших такими близкими героев дома Аида. Хочется воздать должные почести талантливой команде Supergiant Games за воссозданную ими личную и трогательную историю воссоединения семьи из пылающих глубин подземного царства в столь необычном для подобного сюжета жанре роглайта.
И в разговоре о Hades II этот бэкграунд в лице столь яркой первой части может стать серьезным камнем преткновения при оценке эмоций, полученных в процессе прохождения сиквела. Ведь вторая часть получилась просто потрясающей… Но сможет ли она выйти из тени своего старшего брата?
История Hades II начинается с того, что одаренная ведьма — сестра Загрея и по совместительству законная принцесса Подземного царства Мелиноя в тщетных попытках пытается добраться до титана Кроноса, узурпировавшего трон ее отца и заодно прихватившего в заложники всю семью главных героев первой части игры. Саму Мелиною эта участь миновала, ведь на начало событий роковой войны Кроноса с олимпийскими богами, будучи ещё младенцем, она была спасена и вывезена из подземного дворца тайным движением сопротивления во главе со своей будущей наставницей — могущественной ведьмой Гекатой. Спустя много лет после событий сюжета первой части властью всемогущих Мойр именно на хрупкие плечи главной героини сиквела легло бремя освобождения Подземного царства и собственной семьи от цепких рук Титана времени и возвращение хрупкого равновесия между миром живых и миром мертвых.
Помогать Мелиное в свержении Кроноса будут олимпийские боги (некоторые из которых уже знакомы нам по первой части), члены сопротивления во главе с вышеупомянутой Гекатой и легендарным Одиссеем, а также другие многочисленные друзья и соратники, которые встретятся принцессе на пути к ее цели.
У Supergiant Games вновь получились отличные персонажи, каждый из которых обладает очаровательной харизмой, прекрасно отрисован и озвучен. Среди пантеона греческих богов в «Hades II» можно встретить как хорошо знакомых по первой части Афродиту, Зевса и Посейдона, так и много новых колоритных небожителей и других представителей греческой мифологии вроде Гефеста, Аполлона, Нарцисса и милейшей Арахны. Новые портреты выглядят потрясающе — они стали детальнее, ярче, а всем повторяющимся по первой игре персонажам слегка изменили их образы. Мне особенно приглянулись новые портреты Посейдона, Афродиты ( «ухх»), Гестии и Гефеста — невероятно яркие, интересные и сочные образы. Очень жаль, что пока некоторые персонажи скрываются за «заглушками» раннего доступа и оценить конечный результат работы художников получится только на релизе, но уже сейчас можно говорить о том, что образы героев у Supergiant Games вновь удались на славу.
К слову, сама главная героиня, Мелиноя, выглядит великолепно и достаточно сильно отличается от Загрея своим характером. Принцесса без царства и таинственная ведьма из темного леса в одном лице ведёт себя согласно своей противоречивой двойственной натуре. Она учтива со своими союзниками и близкими людьми, благородна, воспитана и в то же время обладает таинственными темными знаниями, решительна и смертельно опасна в бою. Мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к образу новой главной героини и перестать сравнивать ее с Загреем, но в конце концов я стал воспринимать ее как не менее интересного, живого персонажа со своей собственной предысторией, целями и судьбой.
И, к сожалению, как бы хороша ни была принцесса и окружающие ее персонажи, на данный момент (ни о каком полном прохождении речи не идёт, прошу принять этот пункт во внимание) сюжет Hades II кажется мне менее личным, компактным и не сосредоточенным на проблемах героев, а больше напоминает борьбу добра со злом во спасение мира. Я очень надеюсь, что Supergiant Games не стали изменять своим традициям и в конце этой главы нас вновь будет ожидать эмоциональный катарсис от воссоединения семьи, на первый план выйдет история о прохождении собственного пути, преодолении себя и крепости кровных уз, а не избитая и клишированная арка про борьбу с очередным поработителем вселенной.
Вдобавок я пока не заметил, чтобы создатели второй части хоть как-то использовали концепцию течения времени, кроме как в качестве суперспособности главного босса и его подчинённых, что кажется мне подозрительным. Надеюсь, Кронос был выбран в качестве главного антагониста не случайно, и его сила управления временем сыграет свою роль и в сюжете игры.
Итак, цель ясна — победить непобедимого владыку Времени, спасти собственную семью из заточения, вернуть трон его законному владельцу и не забыть искупать собаку (стоп, что?). Задача не из простых, но создатели игры позаботились о том, чтобы обеспечить решительно настроенную Мелиною всеми необходимыми навыками и инструментами для борьбы с титаном-узурпатором.
Hades II сильно прокачала свою геймплейную составляющую и стала более гибкой и разнообразной в способах истребления врагов. Мелиноя отличается от Загрея стилем ведения боя — помимо навыков обращения с холодным оружием главная героиня обладает ещё и магическими способностями.
Кроме стандартных двух типов атаки, как и в первой части, Мелиноя вместо Кровавого камня Загрея получила способность кастовать сигиллы — магический круг, останавливающий всех врагов, попавших в него (кроме некоторых исключений) и способный наносить урон в зависимости от полученных даров, либо усиленный зарядом маны. Сами атаки также можно усилить с помощью маны (это новый очень ценный постоянный ресурс наравне с полоской здоровья), зарядив в них мощное заклинание, так что колдовство стало полноценной частью боевой системы и сильно расширило количество боевых приемов главной героини.
Особенно радует то, что все новые способности Мелинои действительно работают и обязательно используются в каждом забеге независимо от построенного билда. Тот же сигил даже в непрокаченном состоянии крайне полезен как инструмент контроля толпы и часто используется как ловушка в качестве обороны и возможности избежать прямого столкновения с сильным противником. Если камень Загрея я использовал только по особо удачному случаю, то сигиллы помогают абсолютно в каждой стычке с врагами.
Стандартные атаки тоже стали интереснее благодаря возможности заряжать их маной — в то время как у Загрея заряженный удар отличался, как правило, только силой и областью поражения, у большинства орудий Мелинои волшебная атака может быть совершенно уникальной и обычно наносит гораздо больше урона. К примеру, волшебный удар посоха — это два (а то и больше) разрушительных магических столпа, способных уничтожить все живое в радиусе поражения, в то время как стандартная атака этого же оружия напоминает обычные удары копья Аида из первой части. В общем, новые приемы и оружие получились действительно полезными и сильно расширяют возможности разных прохождений локаций и убийства врагов. Выглядят они, кстати, тоже очень эффектно.
Усиления в виде даров от олимпийских богов и других персонажей тоже переработали — теперь многие из них направлены не только на улучшение урона или восстановление здоровья, но и апгрейд заклинаний. К тому же дары теперь принадлежат к определенным стихиям, грамотная комбинация которых может усилить способности Мелинои. Пожалуй только баффы от Посейдона при этом остались без каких-либо существенных изменений, а все остальные дары были в разной степени изменены.
Система прокачки главной героини тоже была переработана. На смену «Зеркала ночи» из первой игры пришли карты Таро. Действуют они по похожему принципу, прокачивая героиню различными навыками и способностями, но выглядят сейчас интереснее за счёт более ценных и значимых эффектов. К примеру, можно задействовать карту, включающую замедление времени в процессе кастования заклинаний, и этот навык сильно помогает на первых порах справиться с контролем больших толп врагов.
К сожалению, Supergiant Games зачем-то решили добавить в прокачку способностей Мелинои продвинутую систему сбора ресурсов и таймер — а вместе с ней и раздражающий гринд. Помимо раскладов карт на Распутье (новый дом главной героини) с помощью огромного ведьминого котла можно открыть различные заклинания (приготовление которых требует реального времени), помогающие в прохождении, но для них нужны определенные компоненты, добываемые в забегах. Вот только загвоздка в том, что ингредиентов для зелий довольно много, а добыть их все за один забег невозможно. Это тот элемент геймплея, который сейчас критикуют, наверное, больше всего, и разработчики уже прислушались к отзывам комьюнити, убрав необходимость выбирать нужный инструмент для добычи перед каждым забегом — теперь кирка, удочка, лопата и ловец душ, взятые с собой, лишь повышают вероятность выпадения определенного ресурса, а не исключают появления других ингредиентов. Теперь можно лучше сосредоточиться на сюжетном прохождении и убийстве врагов.
А врагов стало больше, и бьют они больно. По собственным ощущениям, играть в Hades II стало чуть сложнее и интереснее — благодаря разнообразию противников приходится постоянно комбинировать разные типы атаки и следить за передвижением врагов по арене. Спамить кнопками быстрого удара и дэша теперь получается далеко не всегда (особенно учитывая тот факт, что дэш у Мелинои всего один, а повторные заменены на бег): часть противников приходится тормозить сигиллом (привет, крикуньи из первой локации), каких-то намного проще убить на расстоянии (третий босс, я про тебя), а кого-то, наоборот, одной стремительной атакой ближнего боя.
Первый Hades при его многочисленных достоинствах все же не зря ругают за довольно простую боевую систему — в нем действительно легче всего было пройти игру, обвесившись мощными дарами и грубо спамя врагов одной особо мощной атакой, не забывая вовремя уворачиваться от ответного огня. Это было довольно весело, но в сиквеле боевая система получилась интереснее и гибче.
Но ладно рядовые противники — а какие во второй части прекрасные боссы! Я нежно люблю Лерни, страстных сестриц-фурий, придурковатого Тесея и смешно хмурящего брови Аида из первой части, но в сиквеле Supergiant Games переплюнули самих себя и сделали схватки с боссами по-настоящему запоминающимися. Боссы разные, харизматичные и обладают приличным набором способностей. К тому же их стало больше (но до поры до времени вы об этом не узнаете). И, конечно, моим фаворитом стал босс морского биома — без лишних спойлеров, фанаты Эшли Барретт будут в восторге. Как по мне, так это вообще один из самых креативных боссфайтов в видеоиграх.
Supergiant Games славятся великолепным арт-дизайном и запоминающимися композициями гениального Даррена Корба, поэтому в Hades II эти составляющие ожидаемо выполнены на очень высоком уровне.
Музыка прекрасно задаёт настроение на каждой локации, а ремиксы некоторых партий из первой части получились крутыми, драйвовыми и стильными. Новый эксперимент Корба — поющий босс — это просто потрясающее решение, встречи с ним ждёшь буквально как праздника. А величественный орга́н, вплетенный в мелодию на фоне третьего биома задаёт нужное настроение отрешенности и мрачного умиротворения — любимая локация, в том числе за смелое решение добавить в нее лёгкий элемент эксплоринга.
Дизайн локаций, к слову, не отстаёт в качестве проработки — новые биомы получились очень атмосферными и насыщенными на мелкие детали, которые интересно разглядывать даже на десятом прохождении. Для сиквела художники выбрали более мягкую цветовую палитру и немного сгладили кричащий контраст оригинала, придав визуальной составляющей атмосферу таинственности, хорошо подходящую тематике колдовства и более мрачному сюжету второй части.
В общем, как и всегда, видеть и слушать очередную игру Supergiant Games невероятно приятно.
Hades II уже сейчас выглядит и играется великолепно. Разработчики не соврали, когда говорили о том, что ранний доступ сиквела уже включает в себя больше контента, чем первая часть на релизе. Игра сильно разрослась и похорошела, хоть и страдает пока от некоторых обидных недочётов в механике сбора ресурсов и небольшого дисбаланса даров и силы врагов. Средний забег теперь занимает намного больше времени из-за того, что помимо стандартных усилений урона и увеличения полоски здоровья теперь приходится прокачивать ещё и ману с заклинаниями. Из-за этого довольно часто сейчас возникает неприятная ситуация, когда большая часть сражений проходит долго и нудно из-за того, что героине вовремя не выпал нужный дар для повышения урона от атак. Самих врагов тоже ещё будут балансировать — некоторые противники на первой локации получились более опасными, чем супостаты в финальных биомах. Главный босс тоже скорее всего будет слегка доработан — в его арсенале сейчас присутствует пара довольно обидных приемов, моментально снимающих слишком много здоровья, отчего иногда путь до него проходится в разы легче, чем сам финальный бой.
Некоторые элементы интерфейса и портреты персонажей пока заменены на заглушки и скетчи — финальные версии добавят позже, хотя нет сомнений, что визуальная составляющая целиком будет выполнена на высшем уровне.
Вдобавок, разработчики обещают постепенно добавлять новые локации (и наверняка новых врагов для них), так что контента к релизу в игре будет более чем достаточно.
В целом в Hades II уже можно играть — техническая часть хорошо отполирована, за все проведенное в ней время мне не встретилось ни одного бага, вылета или сломанных механик. К сожалению, пока не получится полностью оценить сюжет и все диалоги, но уже сейчас видно, что история Мелинои хоть и отличается от приключений ее старшего брата, но все так же захватывает и заставляет с интересом раз за разом возвращаться в уже пройденные локации, чтобы узнать, как же принцессе удастся завершить свою самоубийственную миссию против непобедимого Титана.
Первый сиквел Supergiant Games получился великолепным, и уже по раннему доступу видно, что Hades II будет претендовать на звание одного из лучших представителей своего жанра и самых значимых игр в году (в этом или в следующем). Они снова сделали это! Как и многие другие фанаты, я с нетерпением буду ждать выхода релизной версии и завершения истории принцессы Загробного мира.