Лонгрид о знаменитом мультсериале.

Гравити Фолз

В непростые времена, когда градус напряжения в мире очень высок, предлагаю вам отвлечься и почитать историю об одном известном мультсериале.

Честно говоря, когда я впервые увидел «Гравити Фолз» на телеканале «2х2», то решил, что это очередной непримечательный мультик. Странная рисовка в стиле «Гриффинов» намекала на простенький сюжет. К счастью, оказалось, я ошибался. Но обо всем по порядку.

(В статье использованы некоторые фрагменты из предыдущего материала по «Гравити Фолз», которые нельзя было пропустить из-за большой значимости)

Небольшое введение в сюжет. Приключения двенадцатилетних Диппера и Мэйбл начинаются во время летних каникул. Родители отправляют их к двоюродному дедушке в маленький городок Гравити Фолз на северо-западе США. Вскоре дети понимают, что попали в очень необычное место. Здесь люди живут бок о бок с аномальными существами. При этом горожане не знают или делают вид, что не знают (даже не подозревают) об этом необычном соседстве. Впрочем, не стоит удивляться их неведенью: со слов их дедушки, в городе живут «самые тупые люди на планете». Вскоре Диппер находит таинственный дневник, в котором неизвестный автор описывает местные аномалии.

Как видите, события сериала происходят в достаточно необычном мире. Но «Гравити Фолз» не стал бы суперпопулярным, если бы ограничивался только хорошим сеттингом. В фантастических декорациях разыгрывается очень человечная история без вымученных сцен. Автор вложил в этот сериал много личного. Это один из тех случаев, когда произведение лучше рассматривать неотрывно от личности создателя. Так мы сможем узнать как появился мир «Гравити Фолз».

Все началось в небольшом калифорнийском городке Пьемонт. 18 июня 1985 года родились близнецы Диппер и Мейбл, то есть, простите, Алекс и Ариэль Хирши. Детские воспоминания Алекса легли в основу будущего мультсериала. В интервью Хирш говорил, что при создании Диппера и Мейбл, ему было важно показать насколько хорошо они понимают друг друга. Алекс и Ариэль проводили очень много времени вместе, поэтому накопилось много общих историй, фраз и шуток, понятных им одним.

В детстве Алекс обожал всевозможные тайны, заговоры, истории о НЛО. Он записывал рекламные ролики на пленку и прослушивал ее наоборот, в надежде обнаружить секретные послания от правительства. Хирш считал, что телевизор специально зомбирует детей, заставляя покупать их игрушки покемонов и другую бесполезную ерунду. Кстати, Алекс сам большой поклонник франшизы «Pokemon».

Концепция мультфильма — родом из детства Алекса, когда его вместе с сестрой отправили в лесную хижину к двоюродной бабушке. Бабушка запирала детей в комнате на три часа, называя это «временем для чтения». Там было невероятно скучно, поэтому Хирш развлекал себя, придумывая истории про монстров и лепреконов. Комната Диппера из мультсериала частично копирует то самое помещение.

В юности Алекс часто смотрел «Секретные материалы» и «Твин Пикс». Он любил компьютерные игры, особенно серию «Super Mario Bros.». Из анимации Алекс Хирш всегда отмечал «Симпсонов».

Анимация может быть смешнее живого действия. Анимация не должна быть только для детей. Она может быть сатирической, наблюдательной и обоснованной в смысле взаимодействия с персонажем.

Алекс Хирш
Создатель сериала

После школы Алекс уговорил родителей выделить ему деньги на обучение в Калифорнийском Институте Искусств, где он смог наладить полезные связи. После учебы Хирш работал сценаристом и художником раскадровки для сериала «Удивительные злоключения Флепджека» от Cartoon Network, а впоследствии перешёл к созданию анимационного сериала «Рыбология» на Disney Channel.

В институте Хирш по учебному заданию выпустил пилотную 11-минутный эпизод «Гравити Фолз». Графика и персонажи эпизода отличались от будущего сериала, но в остальном он очень напоминает первую серию мультфильма. Во время работы над «Рыбологией» в Disney на него обратил внимание один из арт-директоров, Майк Мун, и предложил ему заняться собственным проектом. Так началась работа по созданию «Гравити Фолз».

Персонажи

Диппер Пайнс. Диппер является мультипликационной копией Алекса Хирша в детстве. Персонаж основан на воспоминаниях о том, как чувствует себя 12-летний ребенок. Как и автор мультсериала, Диппер – любознательный, недоверчивый и очень энергичный паренек. При этом в его образ был добавлены многие черты приятелей и знакомых Алекса. Например, знаменитый ковш буквально “срисован” с лица одноклассника, у которого каждый день на лбу в произвольных местах выскакивали большие красные прыщи. В тетради у Алекса было множество созвездий, и однажды он заметил, что прыщи его друга выскочили в форме идеального ковша. Так и появилось это прозвище — Диппер, в переводе с английского — «Ковш». А «Барашкин танец» — это воспоминание одного из сценаристов мультсериала: в детстве сестра переодевала того в барашка и заставляла плясать под музыку.

Прообразом Мейбл стала сестра Хирша Ариэль. Она была очень веселой девочкой и каждые две недели влюблялась в очередного парня. Многие имена второстепенных персонажей были выбраны в честь ребят, которые нравились Ариэль в школе. Однажды после выхода очередной серии Ариэль позвонила Алексу и спросила: «Так, что имя этого парня делает в сериале?!». Еще одним забавным фактом является появление у Мейбл свиньи Пухли. В детстве она очень хотела себе поросенка, но, так как Хирши жили в городской квартире, у них не было возможности завести свинью. Поэтому в мультсериале Алекс осуществляет мечту Ариель, подарив Мейбл Пухлю.

При всех комичных моментах, автор подмечает, что не пытался выставить Мейбл глупой, просто он сделал упор на ее непосредственность и веселый дух.

Дядя Стэн. Дядя Стэн срисован с дедушки Алекса, который любил разыгрывать своих внуков. В юности он колесил по стране и жил сомнительными предприятиями. Алекс говорит, что многие черты характера, такие как любознательность и тяга к приключениям, передались ему от дедушки. В сериале дети называют его grunkle — контаминация слов grandfather и uncle, что звучит похоже на grumbler (ворчун). На первый взгляд, это грубый и жадный старик, однако автор многократно показывает, что семья находится для него на первом месте.

Венди Кодрой. Персонаж, к огромному сожалению многочисленных фанатов, не имеющий конкретного прототипа. Когда создавали Венди, сценаристы решили соединить в ее образе всех самых крутых женских героев, которых могли вспомнить. Дочь лесника очень сильная, слегка грубоватая и обладает типичными чертами подростка. Забавный факт: изначально Алекс хотел сделать Венди девушкой Суса.

Сус. Прообразом Суса был однокурсник Алекса, которого звали Хесус. По воспоминаниям Хирша, этот парень все время проводил в компьютерном классе и постоянно хотел кому-нибудь помочь: «О, хочешь я починю этот принтер. Что? Он работает? Дай посмотрю. Кажется, я сломал этот принтер. Ну ничего, сейчас я его починю». Этот парень всегда являлся и причиной, и решением проблемы. Никто точно не знал, сколько ему лет, но из уважения его никогда об этом не спрашивали. Было известно, что Хесус уже закончил колледж и был слегка лысоват, поэтому всегда скрывал свою прическу кепкой. Однако он был очень добрый и всегда от души пытался помочь окружающим.

Пасифика Нортвест. Пасифика срисована с бывшей девушки Алекса Хирша. Поэтому в некоторых эпизодах можно заметить, насколько странные отношения между, казалось бы, чужими друг другу Пасификой и Диппером. Увы, найти реальное фото девушки не получилось.

Гидеон. Создатели очень долго работали над образом Гидеона. Они перебрали множество вариантов и остановились на малыше с вычурной прической. Его шевелюра получилась столь крупной из-за того, что в одной из версий в ней должен был прятаться его двойник-близнец, однако потом эту идею отменили. Прообразами Гидеона стали один безумный религиозный проповедник и мальчик, который обманул Алекса в школе.

Билл Сайфер. Билл – это воплощение абсолютного зла. Алекса всегда интересовало, что означает странный зловещий треугольник на однодолларовой банкноте. Он пририсовал ему ноги и руки — и получился Билл. В первоначальной версии Билл был зеленым, однако один из художников сказал, что он слишком похож на листочек. Тогда его окрасили в желтый цвет, и он превратился в начо.

Тайны и теории о «Гравити Фоллз»

Прежде чем окунуться с головой в огромную тему под названием «Тайны и теории в Гравити Фолз», я хочу вспомнить слова его автора. Алекс отмечает, что каждая деталь в мультфильме имеет свое значение и особое внимание нужно обращать на символы и задний фон. Запомнили? Тогда в путь!

Начнем с шифров. В конце заставки звучит таинственный шепот. Если прослушать эту запись наоборот, то можно услышать скрытое сообщение.

В первой заставке говорится: «Three letters back». Это подсказка о том, что где-то используется шифр Цезаря. Данный шифр сдвигает каждую букву на определенное число символов относительно их расположения в алфавите (в нашем случае — на три позиции влево). Например, Z меняется на W, A на X, J на G.

Таким образом можно расшифровывать послания в конце серии. В отечественной локализации сообщения закодированы на русском алфавите.

После шестого эпизода мы может прочитать следующее сообщение: «Мисс Цезарь уйдёт на следующей неделе, мисс Атабаш будет заменой». В начале седьмого эпизода шепот меняется на «Change A with Z». Это второй намек на шифр Атабаш, который декодируется зеркальным отображением алфавита относительно середины. A меняется Z, B на Y и тд. В итоге получаем:

Затем шифр меняется еще раз. Таинственный шепот говорит: «Twenty six letters». Здесь сработает шифр A1 Z26. Он самый простой из используемых – каждой букве присваивается цифра, например: A-1, B-2 и т.д. В итоге получаем:

Далее в конце первого сезона и во втором сезоне используются более сложные шифры. Не буду их разбирать, чтобы не перегружать текст, но оставлю ссылку на видео с декодировкой.

В видео полный разбор шифров из заставок.

Билл Сайфер

В 2016 году Алекс Хирш издал третий дневник с шифрами и книгу «Проклятие сокровищ пиратов времени». Книга написана таким образом, что читатель может выбрать продолжение каждой главы из нескольких вариантов и в итоге составить собственную историю. События книги не являются каноном, но, по словам автора, одна из предлагаемых на выбор историй может считаться каноничной. Скорее всего, он имеет в виду разговор Билла с гигантским Аксолотлем.

Пробный фрагмент книги:

В 2018 г. вышла еще одна книга — «Потерянные легенды». Алекс сказал, что он поместил в нее истории, которые оказались слишком «странными» для телевизионного формата. С этим трудно поспорить. Прочитать их можно здесь:

Копии и плагиат

Как любой успешный проект, «Гравити Фолз» стал образцом для подражания многим другим мультсериалам. Сейчас хочу поговорить не о позаимствованных у него элементах, а конкретно о российских поделках по его мотивам.

Для начала оцените эту забавную заставку на наш лад:

Дальше будет еще жарче. Вот обзор от Сыендука на отечественный плагиат «Гравити Фолз». Если коротко, мальчика отправляют к бабушке в деревню учить татарский язык. И там он встречает всех героев мультсериала в местном эквиваленте. Хотите посмеяться – смотрите сразу обзор, поверьте, так будет лучше)

Сезон 3

Алекс никогда не скрывал огромную значимость этого проекта для него самого.

Мы живем в странное время ремейков, приквелов и сиквелов, люди пытаются вернуть то, что им нравится. Мне близки эти персонажи, и именно потому я не хотел продолжения. Но я никогда не отрицал, что однажды мы сможем вернуться в этот мир. Возможно, через некоторое время мы выпустим какой-нибудь спецвыпуск, а может быть через сто лет после моей смерти роботы восстановят сериал и начнут создавать ремейки. В данный момент я доволен тем, что есть, но я не могу отвечать за Алекса из будущего.

Алекс Хирш
Создатель сериала

Если посмотреть его инстаграмм и твиттер, то заметно что Хирш до сих пор живет идеей мультсериала. С 2016 года вышел два книжных дополнения, а также множество постов и упоминаний сериала в соцсетях. Поэтому вполне возможно, что третий сезон появится на экранах в тот момент, когда сам автор будет готов к продолжению работы.

Сторонние проекты Хирша

Стоит упомянуть, чем занимался Алекс Хирш с момента окончания «Гравити Фолз» в 2016 году. За это время Алекс успел поработать актером озвучки в таких проектах, как «Angry Birds в кино 2», «Совиный дом», «Стар против сил зла» и других. Также он выступил соавтором сценария в мультфильме «Человек-паук: Через вселенные» и еще не вышедшем «На связи».

В 2019 году Алекс стал продюсером нового анимационного проекта «Inside Job». Режиссером мультсериала назначена Шоун Такучи, сценарист нескольких эпизодов «Гравити Фолз». Также она работала сторибордером в «Корпорации Монстров» и сценаристом некоторых эпизодов «Разочарования».

По задумке автора в мире «Inside Job» все возможные теории заговоров от иллюминатов до инопланетян верны. Главный герой – женщина, которая работает на правительство и помогает держать все тайны в секрете. Никаких скриншотов сериала в открытом доступе нет.

Честно говоря, мне очень тревожно. Если посмотреть соцсети Алекса, то можно заметить, что он не скрывает своей симпатии к BLM и работает над мультфильмом о теневом правительстве, в то время как «Гравити Фолз» был построен как раз на противостоянии заговорам. 20-серийный мультфильм выйдет на Netflix и с некоторой долей вероятности будет «с повесточкой». А возможно, заодно начнет обелять тайные организации, высмеянные в «Гравити Фолз». Но всё же хочется верить, что Алекс не стал заключать сделку с Биллом в обмен на многолетний контракт с Netflix.

Эпилог

Чтобы лучше понять произведение, стоит обратить внимание на источники вдохновения авторов. «Гравити Фолз» сделан под впечатлением от «Секретных материалов», «Твин Пикс» и «Симпсонов». От первого он получил паранормальные явления, от второго — атмосферу тайн и загадок, от третьего – реалистичные отношения между людьми.

Сериал прекрасен тем, что персонажи в нем получились очень живыми и органичными. Сус, Стэн, Пасифика и другие – это типичные представители американского общества, в которых зрителю легко узнать себя и своих знакомых, — как тут не вспомнить любимых автором «Симпсонов». И хотя некоторые герои нарочно нереалистичные (такие, как Форд и Вэнди), их роль — погрузить зрителя в атмосферу сказки и усилить эффект от происходящих ситуаций.

При этом «Симпсоны» стремятся к реализму, а их приключения, при всей абсурдности, реалистичны. Герои «Гравити Фолз» живут в сказочной вселенной, при этом умудряясь оставаться похожими на реальных людей. Может быть, в этом одна из причин популярности сериала.

Во время написания этого текста я поймал себя на мысли, что мне не надоедает раз за разом пересматривать материалы по «Гравити Фолз». Казалось бы, детский мультик на деле оказался настолько многогранным, что каждый раз при его просмотре можно открыть для себя что-то новое. Это могла быть какая-нибудь отсылка, не понятая сразу шутка или смысл отдельной фразы. А иногда было интересно отвлечься от всех этих загадок и просто следить за взаимоотношениями героев. Казалось, в этом сериале проработан буквально каждый пласт — и потому он получился настолько интересным.

В последнее время выходит хороших мультфильмов, но «Гравити Фолз» занимает среди них особое место. Это веселый и грустный, добрый и жесткий мультсериал о взрослении главных героев. Думаю, Уолт Дисней мог бы гордиться его создателями.

Хочу выразить благодарность пользователю Runciter за оперативную помощь в редактуре текста.


 

Источник

Читайте также