Говорящие коты, бесконечное зло и свидания с учителем: разбор Persona 5

Как игра, полная глупых и смешных сцен, затрагивает серьёзные темы.

Инди-разработчик и основатель студии Spiderweb Джефф Вогель (Jeff Vogel) в блоге на сайте Gamasutra рассказал о своих впечатлениях от игры Persona 5 и объяснил, как ей удаётся поднимать важные вопросы через историю о подростках с суперспособностями и говорящих котах. Редакция DTF выбрала главное из текста.

Persona 5 — часть франшизы Shin Megami Tensei, в которую входят книги, аниме, видеоигры и другие медиа. В ней игрок берёт на себя роль старшеклассника и сам волен выбирать, чем ему заниматься в течение дня: учиться, работать, ходить на свидания, в кино или встречаться с друзьями.

Главный герой также обладает суперспособностями, с помощью которых может входить в Metaverse — место в котором находятся желания людей. Здесь можно ловить демонов, называемых Персонами, развивать их и использовать в бою. Вогель называет Persona 5 смесью JRPG и симулятора свиданий, с элементами игр серии Pokemon.

По словам основателя Spiderweb, Persona 5 — «мрачная игра», в которой зло проявляется в тех же формах, что и в реальной жизни. В качестве примера он приводит тренера школьной команды по волейболу Камошиду (Kamoshida). Этот персонаж истязает мальчиков физическими нагрузками и домогается до девочек. Такое случается и в реальной жизни, именно поэтому Камошида выглядит очень убедительно и пугает сильнее, чем зло в Tyranny. Persona 5 касается тем, которые редко затрагивают в играх. Это и делает её интересной, считает Вогель.

Видеоигры как искусство не должны чураться рассказывать о самом разном человеческом опыте, каким бы травматичным он ни был. Вместе с тем, отмечает геймдизайнер, основная аудитория этого медиа — подростки, с которыми трудно говорить на такие темы.

Если они и поднимаются, то, как правило, в индии-проектах. Persona 5, в свою очередь, — большая и финансово успешная игра, но в ней полно ужасных вещей, которые должны были бы оттолкнуть аудиторию от неё, оскорбить. Но этого не происходит. Всё потому, что игра, наполненная подобным материалом, не позволяет себе шутить над изнасилованием или сексуальным домогательством.

Вогель указывает на один из повествовательных приёмов, которые используют разработчики, чтобы показать всю серьёзность Persona 5. Для того, чтобы получить магические способности, героя должны предать. Персонажу также нужно попасть в Metaverse, где происходит осознание случившегося. Тогда на лице героя появляется маска — та часть человека, которая всё ещё доверяет людям. После того, как персонаж сорвёт её, испытывая боль и истекая кровью, он освободится.

Геймдизайнер называет сцены обретения героями своих персон «напряженными, причудливыми, глупыми и искренними». Игре удаётся оставаться серьёзной даже несмотря на безумные анимации и мульяшного кота. Это, считает Вогель, и есть секрет Persona 5.

Игра очень непоследовательна — она может одно мгновение превратиться из глупой и смешной в мрачную и тяжёлую по атмосфере. Это, по мнению геймдизайнера, и отличает хорошую историю, потому что тональность жизни меняется так же.

Persona 5 о раненных людях, которые пытаются восстановиться и стать счастливыми. Она о том, как людей используют и предают, но также и о том, как после этого оправляются и становятся лучше. Поэтому когда персонажи отвлекаются на поедание жаренных яичек осьминога — это не минус, а сама суть. ​

Джефф Вогель, основатель Spiderweb

Кроме того, Persona 5 — это окно в японскую культуру. Жёсткая сатира над социальным и политическим устройством страны. Вогель видит плюс в том, что она позволяет взглянуть на проблемы других государств, не как стороннему наблюдателю, как субъекту их воздействия.

Ещё одним достоинством Persona 5 Вогель считает возможность «плохо себя везти». По его словам, игра позволяет это делать совершенно не так, как это принято в западных RPG.

Вы можете быть ответственным школьником, делать домашнее задания, найти подработку. Или можете устроится на работу в бар, встречаться со своей подругой другом алкоголиком-репортёром и ходить на свидания с учителями. ​

Джефф Вогель, основатель Spiderweb

В заключении геймдизайнер отмечает, что в игре, на прохождение которой уходит более 90 часов, не может не быть недостатков. К резким сменам настроения нарратива приходится привыкать, то как изображены геи может показаться оскорбительным, а персонаж Горо Акечи (Goro Akechi) выглядит так, будто «спустился на парашюте» из другой игры. Однако Persona 5 стала примером того, как видеоигры могут затрагивать серьёзные темы и заставила Вогеля задуматься над потенциалом этого медиа.

 
Источник: DTF

Читайте также