Участие государства в сфере видеоигр и киберспорта оставалось лишь вопросом времени. Не так давно интерес органов власти к данной проблематике обозначил Александр Хинштейн, написав для издания «Коммерсантъ» колонку о регуляции видеоигр.
Помимо этого, за киберспорт взялся комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту. 23 февраля в Yota Arena состоялось заседание рабочей группы «Развитие компьютерного спорта в Российской Федерации». Журналист, блогер и основатель проекта NikiStudio Никита Коваль посетил мероприятие и готов рассказать, какие планы власть имеет на индустрию киберспорта.
«Обычно в обществе настороженно относятся к новым явлением в культуре , науке, спорте, но впоследствии сама жизнь подтверждает право этих явлений на существование. И киберспорт – явление, которое совсем недавно пришло в нашу жизнь, но уже сегодня ясно, что это спорт молодого поколения, спорт будущего. Для нас очень важно найти баланс между привычным и киберспортом, между прошлым и будущим. От того, насколько нам это удастся, будет во многом зависеть гармоничное развитие следующих поколений», – рассказал заместитель председателя Госдумы по физической культуре и спорту Амир Хамитов.
История признания киберспорта в нашей стране была тернистой. Сначала это произошло 25 июля 2001 года по распоряжению тогдашнего главы Госкомспорта России Павла Рожкова. Позже из-за бюрократических тонкостей процедуру признания пришлось повторить 12 марта 2004 года. В 2006 году киберспорт был исключён из Всероссийского реестра видов спорта вследствие того, что он не соответствовал критериям, необходимым для включения в этот реестр, и окончательное его признание состоялось в 2016 году.
Директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding, крупнейшего в России и Восточной Европе киберспортивного холдинга Ярослав Мешалкин заявил, что заседание рабочей группы по развитию киберспорта – мировой прецедент. «По долгу работы я изучаю зарубежный опыт в этой сфере. Те усилия и вовлечение, которое демонстрируют российские законодатели, будут очень полезны для нашей индустрии», – рассказал он.
Итак, что ждёт отечественный киберспорт?
Первое: будут приняты законы, регулирующие отрасль.
Для развития киберспорта начнут создаваться нормативно-правовые инструменты. Первая встреча по законодательному регулированию киберспорта состоится в апреле.
Их хотят принимать с точки зрения профессиональной экспертизы. Существует немало международных научных исследований на тему киберспорта. Но представители рабочей группы заявили, что их ещё предстоит апробировать.
В качестве примера можно привести нормативы ГТО, которые действуют для киберспортсменов в соответствии со статьёй 31 федерального закона №329-ФЗ. Однако лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев назвал киберспорт самым инклюзивным видом спорта и предложил внести поправки в текущее законодательство. «Физический отсев – сдача нормативов – может оставить за бортом немало талантливых ребят. Киберспорт позволяет реализовываться тысячам людей, которые не могут быстро пробежать стометровку. Получается, недостаточно крепкие или особенные дети не смогут записаться в секции? Давайте думать головой. Иначе побед и открытий в новых областях нам не видать», – призвал он в своём телеграм-канале.
Представители рабочей группы признали разумность этого рассуждения.
«Киберспорт можно использовать для интеграции в общество людей с ограниченными возможностями», – считает президент Федерации компьютерного спорта Москвы Максим Флёр.
«Сейчас утверждён стандарт спортивной подготовки, это документ, который мы долго формировали с коллегами из Министерства спорта. Но сам документ возможно скорректировать. Естественно, киберспорт – это инклюзивный вид спорта, на площадке Yota Arena даже проходят соревнования для ребят с различными особенностями. Мы их видим, мы с ними работаем, взаимодействуем с различными федерациями спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья. Конкретно в этот документ будут вноситься дополнительные предложения, и дальше с Министерством спорта будут отрабатываться коррективы. Документ прошёл долгий период становления, он признан, и мы сделали первый шаг, который позволит органам государственной власти, спортивным и образовательным учреждениям, на базе которых будут развиваться секции по киберспорту, и сообществу находить недоработки, и мы будем работать с ними», – рассказал вице-президент Федерации компьютерного спорта в России Артём Винокуров.
Чиновники считают, что требует проработки и тема компьютерных клубов, а точнее их статуса спортивных объектов.
Комиссия также обсудила планы на создание единого закона по регулированию киберспорта. Но такая задача достаточно сложна и, вероятно, в федеральном законе о массовой культуре и спорте будет немало поправок. «В сфере киберспорта правоприменения необходимо в разы больше», – рассказал бывший российский боксёр и депутат Госдумы РФ Дмитрий Пирог.
Второе: Россия хочет продемонстрировать своё лидерство в отрасли киберспорта.
В этом убеждён Ярослав Мешалкин. «Вижу огромный простор для кооперации с другими странами. Чтобы пересчитать страны, опыт которых можно заимствовать в этой отрасли, хватит пальцев и одной руки. Поэтому Россия в будущем способна помочь выстроить зарубежным коллегам единое законодательство в области киберспорта. Мы поделимся с ними опытом», – заявил он.
«Мы первая Федерация киберспорта в мире, признанная на государственном уровне. Мы помогали коллегам в других странах создавать у себя подобные структуры. Россия выступила одним из инициаторов организации Европейской федерации киберспорта, но проект из-за пандемии пока что не доведён до финала. Но определённые кооперации на международном уровне у нас уже есть, и скоро придёт понимание, с кем конкретно из коллег можно пообщаться и какие совместные шаги мы можем предпринять», – рассказал вице-президент Федерации компьютерного спорта России Артём Винокуров.
Как отметил Максим Флёр, в других странах федерации киберспорта играют значительно меньшую роль. Его коллега Дмитрий Рыбальченко, сооснователь Learn 2 Play, стартапа, разрабатывающего обучающие сервисы для геймеров и киберспортсменов, подтвердил этот тезис: «За рубежом это абсолютно коммерческая история, на ней зарабатывает частный бизнес: венчурные капиталисты и индустрия рекламы. Такая модель не может служить интересам государства, так как она ограничена лишь предоставлением хорошего досуга. Государство должно страховать и привлекать социальные проекты и транслировать правильные смыслы. Коммерческую модель здесь реализовать сложно, так как рынок меньше, да и, создавая такое, пришлось бы идти на сделку совестью». Максим Флёр также заявил, что «индустрии нужно дать возможность дышать свободно».
Таким образом, по развитию киберспорта поставлены достаточно высокие цели.