Как игроки выражали своё недовольство в онлайн-играх.
Онлайн-игры — это в первую очередь площадки для социального взаимодействия. Вполне логично, что туда просачиваются какие-то вещи, характерные для реального мира: в ММО открываются тематические кружки по интересам, люди начинают легально зарабатывать деньги, организовывать виртуальные спортивные мероприятия. Неудивительно, что в какой-то момент у пользователей возникла необходимость отстаивать свои права и убеждения в игровом сообществе.
И хотя большинство для выражения недовольства использует форумы, есть немало людей, предпочитающих доносить свою позицию более радикально и устраивать протесты внутри самих игр. Как раз о таких историях мы и поговорим.
Первые акции протеста в MMO
Истоки виртуального протестного движения стоит искать уже на заре онлайн-игр. В 80-х пользователи MUD-ов, текстовых MMO, выказывая своё недовольство администрацией, спамили сотни сообщений в общий чат. Ситуация в первых графических онлайн-играх была схожая, хотя к гневным комментариям мог добавится сбор нескольких персонажей в одной локации — эдакий мини-митинг.
В конце 90-х протестующие игроки во многом вдохновлялись случаем с убийством лорда Бритиша в Ultima Online, широко освещаемым даже вне профильных СМИ.
Всё случилось во время последней речи Бритиша к бета-тестерам 9 августа 1997 года. Героем, как всегда, управлял Ричард Гэрриот, главный геймдизайнер Ultima Online. Вор по имени Rainz, стоявший в толпе, украл заклинание огненной стены у одного из зрителей и направил его прямо в лорда. В тот раз Гэрриот по какой-то причине забыл включить бессмертие для своего персонажа, отчего тот умер — в первый и последний раз за всю историю Ultima Online.
Rainz не был недоволен какими-то геймплейными нюансами игры. Он просто отыгрывал анархиста и считал Бритиша тираном, достойным смерти. Да и до убийства всё дошло случайно. Но о таких тонкостях знали лишь немногие, так что Rainz на некоторое время превратился в настоящую икону для игроков, недовольных администрацией. Его поступок доказывал: игроки в ММО способны на всё.
Один из первых митингов в MMORPG, рассказ о котором дошёл до наших дней, случился именно в Ultima Online, спустя всего пару месяцев после атаки Rainz. Игроки требовали обновлений для серверов и исправления ряда критических багов — для привлечения внимания бунтовщики раздели своих персонажей и собрались в толпы, скандируя требования к администраторам. В итоге «голый бунт» заставил разработчиков выполнить все требования митингующих.
Особенно сильно примером Rainz вдохновился игрок под ником Fancy из Everquest. Геймера возмущало, что все его знакомые перешли на специально созданный хардкорный сервер Sullon Zek с почти неограниченным PvP. Решение было найдено быстро — нужно было всего-то сделать жизнь игроков на сервере невыносимой, чтобы всех оттуда вернуть.
С этой целью Fancy создал барда и остановил его прокачку в районе пятого уровня, так как по правилам Sullon Zek ни один игрок не мог атаковать такого персонажа. Используя классовые способности и неуязвимость для PvP, бард выманивал и вёл за собой целые вереницы опаснейших монстров Everquest. Затем он втягивал ничего не подозревающих игроков в безнадёжные сражения с ордами чудовищ, наблюдая издалека за смертью несчастных.
Лишь спустя пару недель, когда весь сервер уже возненавидел Fancy, администрация Everquest решила вмешаться и начала постоянно телепортировать вблизи неуёмного барда великанов, убивающих его одним ударом. Постоянные смерти вынудили Fancy прекратить террор в Sullon Zek, а разработчики добавили в правила игры пункт, запрещающий подобное поведение.
Куда более массовые протесты случились в 2002 году, когда EA занялась внутриигровой рекламой McDonald’s в Sims Online. От рекламных изображений гамбургеров и картошки фри было почти невозможно скрыться — настолько они были навязчивые.
Недовольство игроков не заставило себя долго ждать. Пользователи начали всеми способами показывать отвращение к рекламной политике EA: они вызывали рвоту у симов при виде продукции от McDonald’s. Симы притворялись мёртвыми у местных закусочных. Агитация на форумах против агрессивного маркетинга шла практически круглые сутки.
Несмотря на то, что протест набирал обороты и на него обратила внимание даже пресса, в EA решили просто игнорировать ситуацию. Спустя месяцы протест против рекламы постепенно завял.
Классовые протесты в WoW
В 2004 году вышла World of Warcraft, перевернувшая не только весь жанр MMORPG, но и онлайн-протесты. Если раньше активные действия были уделом единиц или совсем небольших групп игроков, то в World of Warcraft, из-за её огромной популярности, число митингующих увеличилось на порядок. Самые массовые демонстрации устраивали в основном из-за классовых нёрфов.
История таких акций восходит ещё к заключительной стадии бета-теста и первым месяцам после релиза игры — тогда Blizzard активно ослабляла чересчур усиленный класс воинов. Начавшиеся митинги быстро подавили временными банами. Но в январе 2005 года волну народного гнева было уже не сдержать: пользователей возмущали очередные нёрфы, сильно сказывавшиеся на гномах-воинах.
29 января сотни игроков на сервере Argent Dawn создали по одному гному первого уровня, раздели их, а потом отправили эту голую толпу к Стальгорну. Пользователи считали, что их «Марш миллиона гномов» уж точно должен привлечь внимание к проблеме и убедить разработчиков откатить изменения. К середине дня на площади города скопилось столько митингующих и тех, кто решил просто посмотреть на необычное шествие, что в игре начались серьёзные лаги.
В итоге разработчики отправили к бастующей толпе персонажа администратора — сначала с просьбой прекратить мешать другим играть, а затем и с угрозой банов за продолжение митинга. Но протестующие были только рады такому вниманию.
Видя реакцию толпы, Blizzard отключила сервер на несколько минут, чтобы разогнать марш. Это никого не остановило — толпа вернулась в Стальгорн и встала возле здания аукциона, выписывая в публичный чат свои лозунги. Последовало второе предупреждение от администраторов. Кто-то испугался и решил уйти из города — но большинство осталось. Все игроки, продолжившие «Марш Миллиона Гномов», получили баны.
После провала марша пользователи пошли на форумы высказывать своё несогласие — за что получили баны и там. Протест утонул под волной блокировок, так ни на что и не повлияв. Участники марша потом ещё долго упрекали Blizzard в массовых репрессиях, но мало кто из них хотел ещё раз рискнуть.
После марша гномов, хоть он и закончился ничем, идеи о бунте распространились среди охотников. Несмотря на все их просьбы, никто в Blizzard не желал исправить баг, связанный со скоростью урона класса. От организации марша игроков сумел отговорить комьюнити-менеджер.
В мае 2006 года протест устроили уже паладины: те желали получить больше усилений, чтобы хоть как-то разнообразить игру во время рейдов. Для привлечения внимания паладины повторили Pally Rally, устроенное когда-то в 2005-м. Игроки создали дворфов первого уровня и устроили голый забег возле городов. Хоть разработчики и не выполнили требования паладинов, но и не забанили их, так как забег никому не мешал.
15 июля 2006 года протест устроили игроки с сервера Kil’Jaden. Вереница голых шаманов-тауренов пробежалась по всему Азероту, агитируя Blizzard «починить этот чёртов сервер». Остаётся загадкой, заметили ли тогда в студии эту акцию и среагировали ли на неё.
В ноябре того же года активисты сайта wowszene.de создали группу ночных эльфиек, раздели их и в таком виде прошлись по континенту, выкрикивая революционные песни. Они выступали против «сексуальной эксплуатации эльфиек крови». Что произошло с ними дальше, и в чём вообще был смысл демонстрации — загадка.
Спустя месяц некто под ником Myxilydian попытался организовать шествие в ордынской части сервера Burning Blade против ослабления воинов в дополнении The Burning Crusade. Но Blizzard покончила с акцией протеста ещё до начала митинга, забанив зачинщиков и объявив, что такие мероприятия «только портят впечатления от игры другим игрокам». Это, впрочем, никого не остановило — шествия продолжились.
2 марта 2007 года толпа жрецов собралась на мосту между банком и аукционом: игроки раздели своих персонажей и начали спамить лозунгами против ослабления их класса. Сперва администраторы призывали прекратить митинг на оживлённом мосту, а потом просто перебанили всех участников.
Когда в ноябре 2007-го вышел патч 2.3, недовольные шаманы тут же провозгласили «молчаливый протест»: пользователи массово создавали темы на форуме, в которых была лишь одна-единственная точка. По их мнению, это символизировало то, что мнение шаманов для администрации ничего не значит. В итоге модераторы стёрли все темы-точки и навечно забанили их создателей. Идею о переносе акции в саму World of Warcraft быстро подавили.
В феврале 2008 года чернокнижники опротестовали нёрф заклинания Жизнеотвода. Несмотря на то, что разработчики заранее пообещали усилить способность в грядущих обновлениях, группа чернокнижников, разгневанная «несправедливостью» по отношению к себе, призвала толпу демонов из тёмного портала в Шаттрат, устроив там хаос. Всех участников акции забанили.
После инцидента с чернокнижниками протестное движение игроков в World of Warcraft почти сошло на нет, а возмущения начали всё реже выходить за рамки форумов. Стало понятно, что на такие акции у Blizzard один ответ — бан.
Худшее обновление в истории MMORPG
В середине 2000-х Sony Online Entertainment, глядя на успехи World of Warcraft, решила приобщиться к её достижением и переделать Star Wars Galaxies с оглядкой на успешного конкурента.
В апреле 2005 года разработчики ввели обновление Combat Upgrade, призванное ускорить и облегчить боёвку. Но что-то пошло не так, а апдейт добавил в игру лагов и полностью сбил баланс. В тот раз всё ограничилось лишь возмущёнными сообщениями на форуме.
А вот ноябрьский релиз обновления New Game Enhancements вызвал куда более бурную реакцию. Разработчики сменили систему профессий: раньше их было 32, а после обновления стало всего девять, причём среди них не было эквивалентов многим старым классам. Теперь в джедая мог превратиться любой игрок с самого начала, хотя раньше этого титула нужно было достигать неимоверными усилиями. Социальные и ремесленные умения разработчики убрали почти целиком. Текста в квестах стало меньше в разы. Боевая система превратилась в не самый лучший аналог боёвки из World of Warcraft.
Игроки были в ярости, а официальный форум игры ломился от требований сделать всё как раньше. Администрация банила недовольных без каких-либо объяснений. Игроки протестовали и в самой Star Wars Galaxies, собираясь в толпы и спамя возмущениями в чат. Но большинство избрало другой, куда более радикальный способ выражения своего недовольства — они просто перестали заходить в игру.
Сначала бойкот объявили самые видные деятели социальной жизни игры, а за ними потянулись и остальные пользователи. О столь массовом исходе игроков заговорили в CBS News, New York Times, New York Post, Wired Magazine и Washington Post.
Закончилось всё печально: разработчики так и не прислушались к мнению игроков, а Star Wars Galaxies за несколько месяцев потеряла две трети аудитории. Причём мало кто из них перешёл на World of Warcraft, как предполагали в Sony Online Entertainment. Спустя пару лет разработчики попытались исправить ошибки, но было уже поздно — возвращаться никто не хотел. Игра просуществовала ещё шесть лет, но оправиться от потери так и не смогла — сервера Star Wars Galaxies были отключены в декабре 2011 года.
Беспорядки в Runescape
Сообщество игроков Runescape можно назвать одним из самых бунтующих в западных онлайн-играх — крупные акции протеста устраиваются здесь по несколько раз в год.
Хотя недовольные чем-то игроки были всегда, но впервые разработчики из Jagex Ltd. столкнулись с массовыми беспорядками в январе 2007-го. Именно тогда было внесено изменение в седьмое правило Runescape, запретившее все сторонние клиенты, связанные с игрой. Никаких больше оптимизаторов интерфейса, калькуляторов, чатов и прочих полезных вещей.
2 января толпа из восьмидесяти одного игрока собралась в двадцать седьмом мире игры и начала активно привлекать к себе внимание администрации. Так они надеялись достучаться до разработчиков и заставить выполнить свои требования. На форуме Runescape их поддержали почти пятьсот человек.
В знак причастности к протесту герои надевали розовые юбки. Протестующие попеременно писали в общий чат то свои требования, то спам, заполняющий весь экран. Наиболее популярными символами для спама были @ и &. Также игроки использовали активные действия: кастовали красочные заклинания, сажали цветы, зажигали огни, молились. За замеченными модераторами часто бегали вереницы игроков, стремящихся как можно дольше раздражать ненавистных им защитников Jagex.
В тот раз толпа сумела добиться своих целей. Разработчики решили не усугублять ситуацию и через несколько дней вернули всё, как было.
Чтобы взять волнения игроков хоть под какой-то контроль, Jagex разрешила проводить митинги в будущем, но без спама и ругани в адрес разработчиков. Игроки это не оценили и в итоге решили повторять всё, что происходило во время «Протеста против седьмого правила».
Остальным такая активность не понравилась — сложно получать удовольствие от игры, когда в ней кто-то постоянно спамит. Во время бунтов сторонники Jagex начали одеваться в голубые юбки магов и носить с собой молоты, символизирующие банхаммеры. Те же, кто вообще не хотел участвовать в противостоянии администрации и игроков, надевали чёрные и зелёные одежды.
17 июля случился очередной крупный протест после снижения опыта за участие в мини-игре «Борьба с вредителями». С 20 по 21 ноября прошли беспорядки из-за новых ограничений в режиме дуэль. На них Jagex решила не реагировать, а просто раздавала всем баны. Как можно догадаться, этим игроки тоже были недовольны.
В начале декабря студия выпустила обновление, меняющее значительную часть механик. В том числе оно устраняло несколько дисбалансных профессий. Результат предсказуемый — возмущение. По мнению игроков, обновление «сломало» торговлю, взаимодействия с друзьями, охоту, обучение, готовку и вообще всё на свете.
Массовые беспорядки начались уже 10 декабря. Ярче всего — в восемнадцатом, шестьдесят шестом и шестьдесят девятом мирах Runescape. Игроки сначала заполонили главную площадь Фаладора (столица главного королевства в Runescape), а затем захватили все важные игровые точки, перебив местную стражу.