«Гнев человеческий» — ремейк французской картины «Инкассатор», от которой мастер криминальных лент Гай Ричи позаимствовал лишь основную завязку истории. Оригинал в свою очередь ощущался суровым триллером, постепенно раскрывающим карты и рассказывающим о непростой жизни инкассаторов. У Ричи же история сменила ключевой акцент повествования в сторону прямолинейного тестостеронового боевика — во многом из-за выбора Джейсона Стэйтема на главную роль.
Грузовики лос-анджелесской инкассаторской компании Fortico Security периодечски подвергаются нападениям со стороны хладнокровных грабителей, и во время очередного их налета погибают оба охранника. Через некоторое время в компанию устраивается крепкий немногословный британец по имени Патрик Хилл с безупречной рекомендацией. Он получает от прозвище Эйч и, впритык к необходимому минимуму пройдя тесты по фитнесу, стрельбе и вождению, отправляется на первое задание. Вскоре и его грузовик пытаются ограбить вооруженные налётчики, но Эйч в одиночку расправляется с целой бандой и становится героем. Кажется, слава и уважение коллег его совершенно не интересуют, ведь он преследует свои цели.
Это качественная, но по своей подлинной натуре абсолютно проходная жанровая работа и к тому же полноценный режиссёрский эксперимент Ричи. Настолько ортодоксального боевика в его фильмографии точно не замечено. Но куда важнее на самом деле осознание того факта, что Ричи продолжает упорно исследовать новые границы с собственным стилем, хотя подавляющее большинство предыдущих его работ, когда он пытался отойти от привычных схем, оборачивались как минимум кассовым провалом. Наверное, поэтому постановщик на сей раз действовал осторожнее. Получив достаточно специфическую задачу от киностудии Miramax снять ремейк французкой классики, утонченный англичанин слово решил дать произвольную слабину после столь внушительного срока производоства высокачественного контента наподобие прошлогодних «Джентльменов» с головой ударился в максимально стерильный боевик про месть, который изначально уверенно пытается казаться интригующим триллером. Но стоит фильму раскрыть мотивы центрального героя Стейтема, как история моментально теряет весь свой шарм из-за обнуления некой сюжетной тайны. К счастью, сомнительное положение дел скрашивает невероятно приятный для слуха саундтрек от оскараносного композитора Кристофера Бенстеда. В сочетании с оригинальныи открывающими титрами его музыка умудряется нехило так завлечь твое внимание в текущую ситуацию.
Если в тех же «Джентльменах» главным героем истории выступал респектабельный американец, с давних времен переехавший в Англию, то здесь — не особо разговорчивый и с неизменно мрачноватым выражением лица здоровяк в Америке, и вот тут уже отдельное удовольствие наблюдать, какими способами Стэйтем уверенно, не замочив ног, проходит через все формы социального взаимодействия, навязываемые ему окружающими, — ему плевать на пустое братство с ритуальным низовым юмором про половые органы, и на предельно простой флирт с «сильной и независимой» сотрудницей, и на некий психологический сюжет с Мелким Дэйвом (Джош Хартнетт), проецирующим на него давно забытую фигуру отца, — он здесь явно не за этим, и едва наметившиеся ростки всех этих побочных сюжетных линий и жанровых форм со злым сарказмом обрубаются беспощадной финальной сценой перестрелки в хранилище.«„Эйч“. Как Христос или Хиросима?» — спрашивают Стейтем его новые коллеги, даже не представляя, насколько они близко подобрались к истине. Безусловно, в «Гневе человеческом» присутствуют ветхозаветные аллюзии, однако их роль здесь не столь существена, как може показаться на первый взгляд. К слову, большую часть диалогового аспекта картины порой слушать довольно-таки забавно: «За две недели я успею то, что вам и за двадцать лет не снилось» — смех в таких моментах сдержать попросту невозможно. Не менее карикатурными, но важными для раскрытия образа выглядят те сцены, в которых главный герой расправляется с различными преступными элементами и освобождает захваченных ими людей, чтобы затем вручить беднягам пару сотен тысяч долларов и отпустить на все четыре стороны.
«Гнев человеческий» стоит воспринимать как заветную режиссерскую передышку и возможность отстранится от грамотных комедийных триллеров с умело запутанной сценарной канвой и бесконечными контекстами. Совсем другой вопрос, а хотят ли зрители отстраняться от полюбившегося им авторского стиля. Иными, более простыми для секундного понимания словами, Гай Ричи решил от души подурачиться с созданием предельно глупого, незамысловатого, целиком и полностью пропитанного мрачной атмосферой мести экшна, в котором найдется место и хмурому главному герою, чья драма порой не вызывает никакой доли сопереживания, и низкопробным шутейкам между здоровяками-охранниками, и идеально выверенной динамике финальной схватки. Забавно, что как раз таки в ней легко замечаются намеки на фирменный подчерк короля криминала, но помимо своих последних тридцати минут лента умудрилась пройтись по всему перечню излюбленных клише жанра и знатно утомить зрителя слишком ранним раскрытием основных сюжетных карт, тем самым превратив историю в растянутое зрелище о противостоянии двух преступных группировок в погоне за единой добычей. «Что нам делать, Эйч?» — кричат Стейтему во время назревающей угрозы сторонние лица, оказавшиеся в эпицентре настояшей бойни. «Да пофиг, делай что хочешь», — отвечает наш любимый лысый воин. Он уже видит перед собой одну конкретную цель и рвется к ней напролом.