Доброго времени суток, сегодня речь пойдет о фильме Святая Мод или, как перевели наши локализаторы, Спасительница — дебютный фильм Роуз Гласс, вышедший в 2019 году. Как-то он прошел мимо российской публики, поэтому хотелось бы немного в нем покопаться, и статья скорее имеет цель вызвать интерес к фильму, особо не уходя в спойлеры, но пока немного контекста.
Пост хоррор уже более пяти лет заслуженно находится в авангарде фильмов ужасов, и, судя по всему, почивать на лаврах пока не планирует, разбавляя жанр свежими идеями и подходу к самой структуре страха. Хоррор как жанр кино к концу нулевых окончательно закостенел в лице призраков, зомби, старинных таинственных домов, уже собрав все возможные штампы и по инерции продолжал движение в этом направлении, при этом все еще собирая отличную кассу, пока маленькая американская независимая компания А24 не начала один за другим выкидывать фильмы с совершенно другим подходом, впоследствии названным западными критиками пост-хоррором.
Пост хоррор не пытается пугать, в привычном смысле этого слова, не тыкает в экран зубастых скримеров (нет, не так — скримеры случаются, но, как правило, не более одного-двух раз за фильм, что делает их только более неожиданными и пугающими), и несмотря на развивающийся сюжет, само время течет неспешно, размазанное по хронометражу как густой кисель, а за общей фабулой «ужастика» как правило скрывается исследование проблем обычных людей, как например смирение с утратой ребенка в Песни дьявола (Dark song в оригинале), или трагичный распад отношений в Солнцестоянии. Дебютный фильм британки Роуз Гласс не изменяет этому правилу, и берет за основу религиозный фанатизм, который скорее похож на что-то вроде параноидальной шизофрении, но, об этом позже.
Итак, медсестра уходит с работы в госпитале после несчастного случая, меняет свое имя на Мод, и, преисполнившись альтруизмом, устраивается на работу сиделкой, а затем и берется ухаживать за умирающей от рака балериной Амандой. Аманда, как и подобает богемной женщине, даже несмотря на свою болезнь любит быть в центре внимания, устраивать пьянки, и спать с женщинами. Мод, ударившаяся в религию, не может не осуждать такой образ жизни, и даже смотрит на это с ревностью.
Просматривая религиозные гравюры Уильяма Блейка (не случайно выбран именно Блейк — ведь он сам, как говорил, увидел Бога в окне в возрасте четырех лет, и потом на протяжении всей жизни испытывал всяческие религиозные видения) Мод вдруг видит свое предназначение — очистить душу Аманды от грехов, и подготовить к транспортировке в мир иной. За данную задачу Мод береться основательно, действительно видя в себе спасительницу, святую, и не замечая, что за желанием помочь Аманде скрывается нужда в острой помощи самой себе — оторванная от социума, погрязшая в иллюзорных мыслях, Мод начинает заниматься какой-то радикальной формой хлыстовства, истязая себя, и проверяя на преданность Всевышнему.