Также это список не только лучших, но и самых важных по степени культурной значимости сериалов. Прежде всего мы ориентировались на общее, объективное качество сценарной, режиссерской и актерских работ, затем — на хайповость шоу, и уже в самом конце учитывали индивидуальные предпочтения членов редакции.
Итог: 20 главных сериалов, которые мы с вами смотрели и обсуждали на протяжении последних десяти лет.
20. «Американская история ужасов» (American Horror Story)
2011 — наши дни
В подборке лучших сериалов, которые стоит посмотреть в Хэллоуин, я писал:
В каждом сезоне хоррор-эпос шоураннеров Райана Мерфи и Брэда Фальчука возрождается, словно Феникс. Другой сюжет, место и время действия, сохраняется лишь общий авторский стиль — если так можно назвать творящееся на экране безумие.
Об очень сильных ранних сезонах я рассказывал в отдельном материале, но и в поздних выпусках «Истории» происходят интересные вещи. Седьмой сезон — «Культ», — скажем, был посвящен истерии вокруг победы Дональда Трампа на президентских выборах… и в 2019-м он стал только актуальнее!
В рецензии на свежий, девятый сезон, посвященный 1984 году и пародированию дешевых слэшеров той эпохи, наш автор и редактор отдела «Технологии» Павел Чуйкин добавил:
Помимо упомянутых выше сильных сторон, включая интригующий сюжет, завораживающее интро, эффектных серийных убийц и актерскую игру, в «Американской истории ужасов: 1984» отлично показана эпоха 80-х: агрессивная политика президента Рейгана, которая сказывалась на обычных людях, крутая музыка, доступность наркотиков и безумная популярность преступников.
Но, как и все другие сезоны, проект страдает от местами бредового сценария и нелогичности происходящих событий. И как и всегда, эти два фактора немного портят впечатление от просмотра — особенно последней серии. Но зрителя не уводят в негатив и оставляют влюбленным в эту странную, безумную и отчего-то все еще популярную телефраншизу.
Александр Башкиров
19. «Сорвиголова» (Daredevil)
2015 — 2018
Первый сериал нетфликсной вселенной Marvel, который представил нуарного и побитого жизнью героя Мэтта Мердока. Точнее, поначалу героем его назвать не получится: в отличие от других проектов Marvel, на Netflix студия отошла от привычного супергеройского формата, представив своих персонажей прежде всего как людей, а не линчевателей или всемирных спасителей.
«Сорвиголова» запустила эффект домино: сразу после сервис разродился «Джессикой Джонс», «Люком Кейджем», «Железным кулаком», тим-апом «Защитники» и, наконец, «Карателем». Marvel показали, что могут не только в эпичные блокбастеры, но и в приземленные эпизодические драмы.
«Сорвиголова» в этом плане стал первопроходцем: причем сериал брал не только кропотливым сюжетом, но и своей реалистичностью, будь то в постановке драк или деталях дневной жизни Мердока в роли юриста и друга-приятеля.
А в совокупности партнерство Marvel и Netflix подарило нам отборную нуарную супергероику, удивив как фанатов, так и заядлых хейтеров жанра.
18. «Время приключений» (Adventure Time)
2010 — 2018
В нашем топе-100 лучших сериалов всех времен Adventure Time заняло 35 место. Я много и подробно рассказывал о достоинствах первого, наверное, мэйнстримного мультсериала, который расправился с практикой постоянного «обнуления» персонажей и сюжетных линий с концом каждого эпизода. Ее в свое время ввел Fox для своих «Симпсонов» и «Футурамы», потому что функционеры канала опасались, что зрители могут пропустить серию (или сезон), и без постоянного возобновления статуса-кво им будет непонятно и неинтересно следить за развитием мира и персонажей.
«Время приключений» шло на канале Cartoon Network и c первых же эпизодов показывало Fox фак обеими руками:
Центральные персонажи успевают не только несколько раз вступить в серьезные отношения, но и обзавестись большими семьями, а второ-, третье-, четверто- и даже пятостепенные герои оказываются настолько прописанными, симпатичными и человечными, что как-то перестаешь обращать внимание, что они выглядят как говорящие конфеты, единороги, старые портативные консоли и тому подобные случайные объекты, явно собранные создателем сериала в пилот под влиянием галлюциногенов.
Могу добавить только, что финал — после пары очень слабых сезонов, — оказался сильным и смелым, поставившим жирную точку в нетрадиционных, но все-таки интимных отношениях пары самых симпатичных персонажей мульта (нет, не Джейка и Финна).
Александр Башкиров
17. «Ганнибал» (Hannibal)
2013 — 2015
Готика, стиль, еда, Италия, Мадс Миккельсен, Хью Дэнси, мистика, убийства, еще раз Мадс Миккельсен. «Ганнибал» — это тот сериал, режиссерская и сценарная скрупулезность которого не позволяет описать его нормальным языком, отчего приходится прибегать к импульсивному перечислению главных особенностей шоу.
Взяв за основу культовую серию романов Томаса Харриса о Ганнибале Лекторе, шоураннер Брайан Фуллер концептуально переосмыслил сюжет о серийном убийце, сделав из «Ганнибала» эталонную диалоговую драму. Это история противостояния двух психологов, профайлера ФБР и психотерапевта, чьи роли мы узнаем с первых же эпизодов. Один — интровертивный одиночка, другой — хладнокровный убийца.
«Ганнибал» заведомо выдает ключевой твист любого детектива, но шоу от этого становится только лучше: в ход вступает массивный психологизм, выражающийся не только в диалогах, но и визуале. Настолько захватывающе и красиво игру в кошки-мышки не показывал еще ни один сериал.
16. «Призраки дома на холме» (The Haunting of Hill House)
2018 — наши дни
Сериал, которому можно дать титул самого страшного за последние десять лет. Снятый по отдаленным мотивам романа Ширли Джексон 1959 года, «Призраки дома на холме» — это психологический хорррор, где драматизм настолько ювелирно балансирует с пугающими элементами, что шоу можно одновременно назвать и диалоговой инди-драмой, и попсовой страшилкой.
Это история многодетной семьи Крэйнов, каждого из которых преследуют призраки прошлого — как личные, так и буквальные. И все они как-то связаны с особняком, в котором Крэйны жили в детстве. «Призраки дома на холме» переворачивает шаблон с заброшенным и охраняемым призраками домом, используя особняк, скорее, как метафору; проецированный образ душевных травм прошлого, где каждый угол триггерит колющее воспоминание героев. И даже наркотический, алкогольный или социальный эскапизм не позволяет спрятаться от наблюдающих за каждым шагом монстров.
Причем буквально: сериал пугает не столько сюжетными ходами, сколько визуальными приемами, где лица призраков в каждом кадре прячутся где-то на фоне, запирая в своем страхе как персонажей, так и нас, зрителей.
И в конце концов «Призраки дома на холме» доказывает, что одним из самых страшных хорроров можно стать даже с одним единственным скримером за десять эпизодов.
15. «Настоящий детектив» (True Detective)
2014 — 2019
Уже ставший культовым сериал-антология, заработавший статус как минимум самого аутентичного детективного шоу. Впрочем, как таковой культ сформировался только вокруг первого сезона: дальше сериал начал двигаться не в том направлении, а шоураннер Ника Пиццолатто настолько погряз в графомании с уклоном в эстетику, что напрочь забыл про адекватный сценарий.
И все же «Настоящий детектив» задал тон современным фильмам и сериалам жанра: разбавил сухие и пафосные расследования уходом в философию и частично мистику, причем не столько в сюжетном плане, сколько образном, визуальном. Не говоря уже о том, что это самый стильный сериал о напарниках-детективах.
14. «Мир Дикого Запада» (Westworld)
2016 — наши дни
Очередной сериал HBO, взявший эпичностью и качеством постановки. «Мир Дикого Запада» — это массивный философский блокбастер (и такое бывает) о противостоянии между андроидами и людьми. И, хотя тематика довольно заезженная, шоу Джонатана Нолана и Лизы Джой в конечном итоге выходит не на триллер или заезженную войну между роботом и человеком, но в целом препарирует ИИ, его значимость и сущность.
По крайней мере, таким был первый сезон: умным, кропотливым, местами даже гениальным. Во втором «Мир дикого запада» начал накручивать сюжет, постепенно превращаясь из интеллектуального шоу в напыщенный парад абсурда и претенциозности.
Тот случай, когда авторы шоу хотели поиграть со зрителем, но в итоге переиграли самих себя. Но хотя бы сделали это красиво.
13. «Охотник за разумом» (Mindhunter)
2017 — наши дни
2 сезон Mindhunter Дэвида Финчера из жизни профессиональных охотников на маньяков вошел в нашу подборку главных сериалов 2019 года, где я рассказывал о преимуществах нового сезона над старым:
Во 2 сезоне все больше «виньеток» с участием будущего главного противника отдела — Убийцы БТК из Канзаса, которого предстоит ловить на протяжении десятилетий. Создатели убрали все лишнее, что так тормозило Mindhunter в первом сезоне — назойливую подружку Холдена, ЛГБТ-дрязги Уэйнди, бесконечную бюрократию… Вместо этого нам предлагают совершенно потрясающую арку Тенча, семейные проблемы которого сначала просто отвлекают от дела, а потом становятся эмоциональным центром сериала, требующим от героя трансцендентности, расставания со всеми взглядами на добро и зло, черное и белое, правильное и неправильное.
Но первый сезон шоу, несмотря на всю тягомотность, тоже оказался революционным для телевидения. Он занял 5 место в нашем топ-10 лучших сериалов 2017 года. Но если первый сезон был любопытной диковиной, то второй — абсолютно обязательное к просмотру телевидение.
Александр Башкиров
12. «Гравити Фолз» (Gravity Falls)
2012 — 2016
Один из самых ламповых и милых мультсериалов вообще когда-либо созданных. Запитчив Disney Channel истории из своего детства, сценарист и главный аниматор Алекс Хирш создал простую, но уникальную по сути вселенную. Брат и сестра, лето, поездка к дедушке — взяв за основу банальный сценарий, Хирш поиграл с мистикой и загадками, выдав залипательное приключение, полное тайн и пасхалок.
«Гравити Фолз» можно назвать эталонным мультом как для взрослых, так и тем более детей. Первым он навевает ностальгию, тогда как более младшая аудитория хватается за милую рисовку и персонажей, в которых невозможно не влюбиться. Почти все герои здесь глупые, смазливые и уже настолько измаялись от скуки, что начали выдумывать себе летающие треугольники с блюющими радугой гномами.
А может и не выдумывать — Хирш создал мультфильм, где на каждом шагу, в каждом символе и фразе кроются загадки, которые, подражая Мейбл и Дипперу, хочется фанатично распутывать и хвататься за новые. Сколько бы лет вам не было.
11. «ОА» (The OA)
2016 — 2019
Научно-фантастический сериал Netflix, чей сценарий, режиссерскую работу и актеров хочется повально номинировать на «Эмми» и «Золотые глобусы». Это история о пропавшей много лет назад Прейри, которая по возвращению домой стала называть себя ОА и пытаться открыть портал в другое измерение. Следуя формуле большинства мистический сериалов, «ОА» с первых серий вываливает на зрителя тонны странностей и недомолвок, только чтобы впоследствии распутать все сценарные ходы и вывести на броский финал.
Однако в «ОА» нет развязок: все два сезона сериал плел вереницу клиффхэнгеров и твистов, погружая в свою комплексную и безумную, но при этом отнюдь не абсурдную вселенную.
Это маниакально выхолощенный сериал, стопроцентный авторский проект шоураннера и исполнительницы главной роли Брит Марлинг, который сплетает науку и фантастику, по итогу выдавая не то философскую мета-эпопею, не то просто красивую сказку. Которую невозможно адекватно пересказать — разве что углубиться в нее самому.
10. «Мистер Робот» (Mr. Robot)
2015 — 2019
Дебютный телевизионный проект Сэма Эсмейла, сценариста и режиссера, упорно стирающего грань между кино и сериалами. «Мистер Робот» — сугубо артхаусный проект, успевший поиграть со всеми возможными форматами съемок (вроде эффекта «одним дублем», съемки в соотношении 2,35:1 или полностью копирую стиль Кубрика), жанрами (была даже стилистика под ситком с камео Альфа), а также построить массивную ARG.
Начав как аутентичный сериал про хакеров, с каждым сезоном Эсмейл все больше и больше ударялся в психологизм и тематику воздействия ИИ и социальных сетей на человека, что в итоге привело к нравоучительной, но важной повести о современном обществе — его ущербности и вместе с тем величии.
«Мистер Робот» значим и тем, что в какой-то степени раскрыл потенциал актера Рами Малека, который по итогу выбился в массы и в 2018 получил «Оскар» за роль Фредди Меркьюри в «Богемной рапсодии». А все начиналось с роли аутичного хакера-социофоба.
9. «Черное зеркало» (Black Mirror)
2011 — наши дни
Один из главных британских десятилетия и уж точно последних лет. Научно-фантастическая антология Чарли Брукера — не просто набор актуальных щепетильных топиков, но действительно пугающие зарисовки вполне реализуемого человеческого будущего.
«Черное зеркало» затрагивает буквально все, что скачано на ваш смартфон: Инстаграм, Твиттер, Тиндер и прочие приложения, которые сериал утрированно перерисовывает и показывает в антиутопическом формате. В то же время шоу Брукера всегда было не столько о технологиях, сколько человеке; психологии общества, его реакции на звенящий информационный шум.
И хотя «Черное зеркало» зачастую перебарщивает и халтурит в сценарном плане, сериал находится в этом списке хотя бы из-за «Брандашмыга» — первого интерактивного фильма в истории стриминговых платформ. Который пускай и не вышел самым качественным, но как минимум инновационным.
8. «Ходячие мертвецы» (The Walking Dead)
2010 — наши дни
«Ходячие мертвецы», при всех своих многочисленных недостатках, тоже вошли в наш список главных сериалов 2019 года. Нельзя отрицать колоссального культурного влияния самого популярного хоррор-сериала всех времен — особенно на фоне оригинального комикса, прекратившего существование в июле этого года.
Новых выпусков бесконечного графического романа Роберта Киркмана больше не будет — а вот сериал продолжается и, судя по всему, готовится к самому эпичному противостоянию бывш. общины имени Рика Граймса с огромной цивилизацией других выживших.
The Walking Dead может совершенно бесстыдно тянуть резину, экономить на гриме зомби и удручать батальными сценами. Но при всем при этом я не припомню случая, чтобы, оставшись без главного героя, какое-либо шоу столь яростно боролось за жизнь всеми доступными сценаристам средствами. В этом смысле сериал напоминает одного из своих героев, окруженного огромной толпой Ходячих. Ясно, что его сожрут — но ведь интересно, сколько еще отважный бедняга сможет продержаться!
Александр Башкиров
7. «Шерлок» (Sherlock)
2010 — наши дни?
Самая современная интерпретация Шерлока Холмса, держащаяся если не выше, то как минимум на уровне предыдущих экранизаций Конана Дойля. Ответственными за нового сыщика стали Марк Гэтисс и Стивен Моффат, и как минимум с образом они не промахнулись — Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча выглядит максимально органично, равно как и его расследования в современных реалиях.
За 7 лет «Шерлок» также сформировал репутацию главного рождественского сериала — премьеры последних трех сезонов проходили строго первого января, в ночь которого в топы выбивался хэштег #ночьшерлока, а ажиотаж вокруг шоу можно было сравнить даже с выходом эпизодов «Игры престолов». И хотя тут нет эпичных баталий и драконов, «Шерлок» все же берет витиеватостью и харизматичностью персонажей. Ну и, конечно, отборным британским юмором.
6. «Молодой папа» (The Young Pope)
2016 — наши дни
Наглый и безумно стильный сериал режиссера Паоло Соррентино, который уже успел покорить зрителей выдержанной итальянской эстетикой в кино, а теперь двинулся в сторону телевидения. Впрочем, во многом «Молодой папа» — это шоу одного актера. Как условный Камбербэтч вытягивал «Шерлока», а Эми Адамс «Острые предметы», Джуд Ло тащит на себе груз томного и эксцентричного папы римского, перетягивая на своего персонажа все внимание с окружающей архитектуры, постановки и сценария.
«Молодой папа» — один из немногих (навскидку вспоминаются разве что «Оставленные») религиозных сериалов, который не вгоняет в скуку.
Во много акцентируясь на диалоги, шоу исповедуется зрителю, не нагружая догмами, но и не издеваясь над сутью религии. «Молодой папа», скорее, красиво и простым языком рассказывает сложную историю о папской политической машине, прерываясь на ненавязчивые разговоры о морали и праведности. Которые, как и в любой работе Соррентино, всегда бьют в самую суть.
5. «Карточный домик» (House of Cards)
2013 — 2018
Первый сериал, все эпизоды которого Netflix выложил в один день, что ознаменовало новую эпоху в сериальной индустрии. «Карточный домик» — самый известный, громкий и сильный политический триллер, когда-либо выходивший на ТВ. Во многом свою репутацию сериал завоевал благодаря скандально известному (с недавних пор) актеру Кевину Спейси; на другой же стороне — практичный сценарий, который введет в курс дела любого аполитичного зрителя, уже через сезон-два начинающего спекулировать на темы грязного бизнеса.
Иронично, что в конце концов сериал об интригах сам оказался в центре скандала. Ситуация с Кевином Спейси поставила крест на одном из главных проектов Netflix и породила такую волну инфошума, которая не утихает до сих пор. Равно как и фанаты, жаждущие возвращения актера «на службу».
4. «Фарго» (Fargo)
2014 — наши дни
Еще один сериал-антология, способный одновременно нагнетать и смешить специфическим юмором. Вдохновленный одноименным фильмом братьев Коэн 1996 года, «Фарго» — это острый и бездонно-черный детектив, где цинизм граничит с абсурдом, а некоторые сцены навевают пародию на жанр, от просмотра которой, однако, довольно трудно оторваться.
Вышедшие на данный момент три сезона рассказывают истории о жестокости, глупости и убийствах — в разных темпах, но едином стиле. Как и братья Коэн, шоураннер Ноа Хоули паразитирует на идее вставки дисклеймера «Это реальная история», дабы лишний раз сыграть на аутентичности. И это работает: «Фарго» манит своей ламповостью и уютом зимнего города, в котором ряд несвязанных и спонтанных событий приводит к разборкам, если не вовсе кровавым баням.
А все события подаются так, будто они действительно могли произойти в реальности — что, опять же, сильно сказывается на погружении.
3. «Конь БоДжек» (BoJack Horseman)
2014 — наши дни
Глубоко голливудский ситком о современном депрессивном коне-актере — ярчайший пример того, как совершенно проходное шоу за 2 сезона может превратиться в шедевр сценарного дела, режиссуры, анимации и работ актеров озвучания. Это могло произойти только в сериалах — форме искусства, где идет постепенное накопление драматургического потенциала, где у создателей есть время и возможность осознать, как правильно обращаться со своим миром и героями, от чего отказаться и куда направить повествование. На это нужны годы — которые Netflix cоздателям «Коня Боджека» предоставил, отменив сериал только в 2019-м (в 2020 году выйдут оставшиеся эпизоды финального, 6 сезона).
Новый сезон, конечно, не дотягивает по качеству до совершенно гениального пятого, занявшего первое место в нашем топе лучших шоу 2018 года. Процитирую правильный порядок просмотра сезонов:
Если вы до сих пор не смотрели «БоДжека», я рекомендую начинать как раз с пятого сезона, добравшегося до самых фантастических высот комедийной драматургии и прозрачно высмеивающего Харви Уайнштайна с Кевином Спэйси. Потом можно будет посмотреть третий и четвертый (подряд), потом, по желанию, второй. Первый я все-таки советую пропустить.
Шестой сезон можно смотреть сразу после пятого — несмотря на очень скучные эпизоды, посвященные не-главному персонажу (нас все еще пытаются убедить, что за похождениями вечно ноющей Дайен интересно наблюдать), там есть и непременный гениальный эпизод, и свежее и неожиданное развитие характера БоДжека. Он наконец-то перестал быть экзистенциальной грушей для битья и превратился в то едва-едва держащееся на ногах сочетание очень осторожной веры в себя, ребенка и будущее с алкоголизмом, цинизмом, депрессией и тягой к саморазрушению, которое мы за неимением лучшего слова называем «человеком» (или человеком-конем).
Александр Башкиров
2. «Рик и Морти» (Rick and Morty)
2013 — наши дни
Тот самый упоротый мультфильм, который с каждой новой серией выходит за всевозможные рамки абсурда, но умудряется делать это безумно смешно. Строя из себя научную фантастику, в каждом эпизоде «Рик и Морти» заходит в дебри космических теорий и законов физики, только чтобы обыграть их и сломать мозг зрителю — конкретно загружая его, но все равно не отталкивая от просмотра.
Весь «Рик и Морти» построен на таком парадоксе; за 20-минутные серии шоу успевает раскрыть собственные законы мультивселенной, на что некоторым другим проектам в жанре не хватает и целого сезона (вспомните ту же «Тьму»). То же и с обилием пасхалок с отсылками, чуть ли не ежесекундно заполоняющих каждый квадратный сантиметр экрана — «Рик и Морти» стал кладезем грамотных и лаконичных оммажей, которые в каждом эпизоде насчитываются десятками.
Шоураннеры Джастин Ройланд и Дэн Хармон взяли за основу до боли простой шаблон с дедушкой Риком, его внуком Морти и их совместными приключениями, и умудрились выжать из него весь возможный максимум. Порой сюжеты «Рика и Морти» можно описать как «просто настолько, что даже гениально» (например, эпизод где Рик превращается в огурчик), а порой они и вовсе не поддаются адекватному восприятию (тот же эпизод про драконов-шлюх).
Все это делает «Рика и Морти» уникальным по своему формату и стилю сериалом: у него буквально нет аналогов или хотя бы единых по духу проектов. И если это не главный сериал десятилетия в принципе, то как минимум главный анимационный.
1. «Игра престолов» (Game of Thrones)
2011 — 2019
Безусловно главнейший сериал десятилетия, хайп по которому разросся настолько, что подробности сюжета сериала знают даже те, кто не не смотрел ни единого его эпизода. «Игра престолов» — это стопроцентный блокбастер, эпичное фэнтези и самое масштабное, что когда-либо случалось на телеэкранах. Причем не столько за последние десять лет, сколько за вообще историю телевидения: такого уровня ажиотажа не достигало еще ни одно шоу.
Об «Игре престолов» было написано уже столько текстов и проработано такое количество материалов (на «Канобу» так тем более), что написать что-то новое о сериале, кажется, уже невозможно. Вы все знаете его персонажей, самые обсуждаемые эпизоды, твисты и, конечно же, в курсе споров по поводу финала. За 9 лет «Игра престолов» образовала вокруг себя не столько культ, сколько сама по себе стала событийным проектом, объединяющим людей по всему миру, как бы пафосно это ни звучало.
Это современная классика и самый скрупулезно возведенный сериал, пожалуй, за все время существования телевидения.
«Игра престолов» умудрилась показать и свести колоссальное количество героев и сюжетных арок — конечно, без ляпов не обошлось, но учитывая масштабы, шоу можно смело назвать эталонным как с точки зрения драмы, так и блокбастера. А прощание с «Игрой престолов» в этом году сродни настоящей поп-культурной трагедии.