«Однажды в Голливуде» (Once Upon a Time in Hollywood)
Наверное, ни один фильм Тарантино публика не ждала с таким трепетом и нарастающими завышенными ожиданиями. Для многих оказалось разочарованием то, что мастер снял самый личный фильм, который предельно не похож на то, к чему мы привыкли у Квентина.
В «Однажды в Голливуде» почти нет упоения жестокостью и насилием, кино очень размеренное. Оно практически не несет в себе фирменного сумасшествия, которым были наполнены «Джанго освобожденный» и «Бесславные ублюдки».
Тарантино буквально снял гимн американскому кинематографу шестидесятых годов, любуясь отголосками былой славы Золотого века Голливуда. Шутка ли, его новый фильм — почти призыв к миру и спокойствию, а фирменный финал, как кажется, был снят лишь в угоду тем, кто все-таки ждет от него кровавых разборок.
Удивительно, что этот гениальный матерщинник и фетишист от мира кино, разменяв шестой десяток, вдруг стал наслаждаться чуть ли не идиллическими картинками прошлого. Make Love, Not War — говорит нам создатель «Криминального чтива». Неужели мир сошел с ума?
Больше о Тарантино:
«Джокер» (Joker)
Тодд Филлипс, режиссер и идейный вдохновитель пошлых комедий из десятых годов вроде трилогии «Мальчишников» и «Проекта X», снял новую икону для жителей интернета, которые любят бороться с системой, сидя на мамкиной шее.
Удивительно, как эта калька с по-настоящему гениального «Таксиста» Скорсезе смогла не просто выстрелить миллиардом долларов в прокате, но и захватить умы довольно взрослых и состоявшийся дядь и теть. Мой бывший коллега 40 лет отроду буквально смешивал меня с грязью за нелестный отзыв в фейсбуке на «Джокера». Основной посыл, цитирую, был таков:
Тебя просто жизнь по асфальту мордой не возила, пороха не нюхал. Потому тебе и не понять Джокера! Он не для средних умов и не для удачников!
Больше о «Джокере»:
Может быть от того фильм и снискал такую популярность у взрослой аудитории. Приходишь ты такой в кинотеатр, на голове блестит давно сформировавшаяся лысина, жена надоела, интима ноль, а дети довели до тахикардии. И тут вот тебе, такой же герой, обуреваемый кризисом самоидентификации и шизоидными отклонениями, сражается с мировой несправедливостью.
Да как красиво, как манерно, Феникс выкладывается просто на все сто процентов. Так их, Джокер! Ну, а любовь другой части аудитории, которая вообще непонятно как попала на сеанс в виду возрастного рейтинга фильма, просит любить якобы глубокомысленных социопатов. Хит Леджер с его цитатами в философских пабликах уступает место новому королю. И даже именитые критики в упор не заметили — или просто не захотели заметить, — что этот король бесстыдно гол.
«Мы» (Us)
Новую ленту режиссера и сценариста прорывного «Прочь» Джордана Пила ждали как манну небесную все те, кто считает, что жанр интеллектуального хоррора переживает эпоху ренессанса. И постановщик не разочаровал свою публику.
«Мы» — еще более закрученный в плане нарратива триллер. Как было и в прошлой работе Пила, это не мешает получать наслаждение от просмотра, даже не заглядывая глубже. «Мы» работает и как психологический хоррор, и как социальное и политическое высказывание, которые, кстати, не так уж и однозначны, как может показаться на первый взгляд.
Конечно, эффекта новизны «Прочь» здесь нет и в помине. Но тот факт, что многие постановщики начали брать пример с Пила, и снимать что-то в жанре, помимо надоевших сборников «скримеров», говорит о важности для индустрии. Главное, чтобы все это в итоге не превратилось в отмазку в духе:
Вам не понравился наш ужастик, потому что он слишком сложен для вашего понимания.
Больше о «Мы»:
Наш бывший главный редактор Денис Варков писал про фильм:
Как и в случае с «Прочь», нельзя однозначно сказать, что фильм посвящен расизму в США. Эта тема косвенно поднимается, безусловно, но он скорее в целом о людях, которых ущемляют в правах — не только о какой-то конкретной национальности. «Мы» — картина о попытке сказать всему миру, что он неправильно живет, что люди слишком привыкли к хорошему, пока рядом есть те, кто заслуживает большего.
«Мстители: Финал» (Avengers: Endgame)
Грандиозное завершение истории о команде супергероев, к которому зрителя медленно и продуманно готовили на протяжении десяти лет. Многим могло показаться, что фильм оказался не таким уж масштабным и эпичным финалом, но здесь сыграли на руку непозволительно завышенные ожидания. Маркетинговый отдел Marvel даже не пытался снизить накала хайпа вокруг картины и где-то за месяц до релиза казалось, что это самый ожидаемый проект вообще во всей мировой истории кино.
Но вот прошло время, и приходит понимание того, что «Мстители: Финал» — просто хорошее кино наполненное фансервисом до краев. Это не вау-эффект, который вызвал когда-то первый высокобюджетный марвеловский кроссовер. Но все равно крепкое кино, которое также и показало все проблемы, с которыми вселенная уходила в новую фазу своего существования.
Больше о «Финале»:
И, судя по тому, что мы видели после «Финала», вопросов к новым лентам становится все больше. Наш кинокритик Александр Трофимов писал о фильме:
Новая фаза Marvel — пока вещь крайне зыбкая и абстрактная. Смогут ли новые герои вытянуть ее на себе — неизвестно. Киновселенная DC потихоньку оправляется от череды неудач, но их картины куда меньше связаны вместе, поэтому подобного финала у них через 5-10 лет может просто не получиться. Они не на это целятся. Смотреть же «Финал» дома через полгода идея не лучшая, просто потому, что мемы в ленте новостей или любая секция комментариев заспойлерит вам все задолго до этого.
Важный российский фильм этого года, который многие читатели Канобу либо не посмотрели, либо остались к нему равнодушными. В рецензии я писал:
Окрыленный Данила в финале первого «Брата» уезжают в заснеженную Москву за лучшей жизнью и надеждой. Финал «Быка» (если без спойлеров) никаких надежд не дает.Лента Акопова завершается вместе с 20 веком — буквально, с речью Ельцина в Новый год 2000-го. Извиняться бывшему президенту больше не перед кем, да и похоже что незачем. Тому времени нужен был спаситель, нынешнему же требуется жертва. И хорошо, если она будет исключительно кинематографической, и оставить свое прошлое, как и прошлое страны позади, будет посильной задачей. Иначе скоро этот поезд вновь будет объят огнем, а всем нам опять будет уже не сбежать.
И я все еще уверен, что это важная деконструкция мифа о девяностых, которая так нужна как российскому обществу, так и нашему кино. И не посмотреть эту ленту будет преступлением, если вы вообще интересуетесь тем, куда идет русская киноиндустрия сегодня.
«Ford против Ferrari» (Ford v Ferrari)
Предельно раскрученная лента, о которой я до ее выхода в прокат пророчил чуть ли не главные победы на предстоящем «Оскаре». Оказалось, что никаких актерских, или сценарных откровений фильм предложить не смог, но все равно остался при этом крепкой спортивной драмой. В которой спорт, как уже давно повелось в жанре — не главное.
Основной мыслью, практически дидактического характера, в фильме стал призыв к тому, что быть первым — это не всегда выбирать самый очевидный путь. И возможно, главное для мужчины — оставаться на главном месте для своей семьи, а не коллег по работе, или собственных карьерных амбиций.
Жаль только, что маркетологи фильма думали иначе, и раздули вокруг него просто непозволительный флер гениального кино. Кому-то это показалось обманом, и многие просто не оценили фильм из-за того, что он оказался банально хорошим, без прорывов. А зря.
«Человек паук: Вдали от дома» (Spider Man: Far From Home)
Лента, которая вроде как завершила Третью фазу вселенной Marvel, и оголила все проблемы, которые уже давно молят обратить на себя внимание. Это абсолютно продюсерское кино, в котором нет ни выдумки, ни попытки развивать героев, ни даже сколько-нибудь явного желания доказать, что новый Паук должен быть круче предыдущих.
Нельзя назвать это кино плохим. Оно качественное, и вроде бы отрабатывает каждый рубль, потраченный не только на билет, но и на обязательный попкорн. Но на этом все. Больше новому Пауку нечего вам предложить. В рецензии на фильм Александр Трофимов писал:
Картина вроде берется за серьезные и интересные темы, но тут же бросает их, предпочитая тратить время на комедию и довольно стылую романтику. В общем, фильм я рекомендую, несмотря на то, что лично меня он расстроил. Он как минимум терпимый как романтическая комедия и неплох как зрелищный блокбастер с интересным экшеном, это не одна из скучных проходных картин киновселенной, пропускать его особых поводов нет.
Больше о втором «Пауке»:
Печально, когда история одного из самых интересных юным зрителям героя диктуется не творческой свободой и интересными новыми идеями, а финансовыми разборками студий, которые не могут поделить дивиденды.
«Наркокурьер» (The Mule)
Во время обсуждения списка фильмов для этого материала руководитель направления «Кино и сериалы» Александр Башкиров подметил, что Клинт Иствуд уже более десяти лет снимает один и тот же фильм — «Гран Торино», — только под разными названиями. И с этим трудно поспорить.
Как и с тем, что снимать крепкий мужицкий кинематограф он все равно не разучился. «Наркокурьер» — это настоящий кремень от уходящего мира честного кино с абсолютно маскулинным духом, от которого можно бесконечно долго прикуривать.
Иствуду не нужно вытряхивать старческий песок на землю, как это делает Сталлоне, хорохориться и поигрывать мускулами. Одного его взгляда хватает на то, чтобы поверить, что вот этот дедушка правда готов торговать наркотиками ради семьи и надает по лицу каждому, кто ему помешает.
«Терминатор: Темные судьбы» (Terminator: Dark Fate)
Единственный фильм в этой подборке, который все ждали с одной лишь целью — смешать с грязью и уничтожить. И вернувшийся в продюсерское кресло своей никогда великой франшизы Кэмерон дал для этого все мыслимые и немыслимые поводы.
Одна открывающая сцена, которая нивелирует оба главных фильма про непоколебимого стального убийцу, может быть расценена как главный плевок в лицо всех фанатов. Таких извращенных пертурбаций с легендой детства не позволял себе даже Джонатан Мостоу в триквеле. Отвратительный экшн, ужасный выбор актера на роль терминатора-плохиша, бабка Сара, сыплющая не к месту цитатами из второй части и стреляющая из пенопластового гранатомета…
Грехов у «Темных судеб» столько, что про сценарий можно просто забыть. А вот с ним в ленте хуже всего. Такого творческого бессилия франшиза не видела очень давно.
Больше о новом «Терминаторе»:
«Джон Уик 3» (John Wick: Chapter 3 — Parabellum)
Идеальный триквел так горячо любимой народом серии, который работает по схеме умножения всего лучшего на цифру в названии. В новом «Джоне Уике» в три раза больше экшена, брутального Киану Ривза, славянской клюквы и безостановочного клипового монтажа. Как раз то, что было так нужно фанатам.
Складывается ощущение, что каждый раз набрасывать на экран еще больше крови, перестрелок и драк невозможно просто физически. Но пока у создателей это получается, так что деньги текут рекой, а любовь публики к Киану только подогревает желание продюсеров не останавливать этот пока что не дающий брака конвейер.
Наш автор Дмитрий Кинский писал о фильме:
Сейчас трудно представить боевик лучше «Джона Уика 3». Единственная проблема — это не самостоятельная картина, а потому вряд ли получится оценить ее потенциал, не посмотрев предыдущие. В противном случае вы наверняка согласитесь, что фильм вышел куда лучше первых двух частей, вместе взятых.
Больше о Джоне Уике:
«Алита: Боевой ангел» (Alita: Battle Angel)
Предельно ожидаемая фанатами экранизация популярной манги девяностых, в которой, как казалось, было все для коммерческого и творческого успеха. А именно — крутая главная героиня, киберпанк, боевые роботы и смертельная борьба за выживание.
Но фильм не смог собрать внушительной кассы, а незнакомым с материалом зрителям подарил минуты искреннего недоумения. Я тоже не читал эту мангу, потому никаких восторгов от увиденного не испытал. С другой стороны, поклонники очень высоко оценили дух первоисточника и были по большей части в восторге от экранизации. Наверно, это можно назвать каким-никаким, но успехом.
Александр Трофимов в рецензии безуспешно просил дать ленте шанс:
Мне лично будет очень обидно, если она провалится, потому что подобное старательное отношение к адаптации материала нужно поощрять. Это был неидеальный, немного скованный и неуклюжий шаг, но он был в верном направлении и заслуживает поддержки — если мы вообще надеемся когда-либо дойти до места назначения. В смысле, до полноценных пересъемок наших любимых историй из аниме и манги с живыми голливудскими актерами. Может, я и успею дожить до адекватной адаптации любимых «Код Гиасс» или «Детей на склоне».
«Оно 2» (It Chapter Two)
Как не хотелось бы увидеть в сиквеле самой коммерчески успешной и популярной экранизации Кинга нового времени что-то хорошее, выходит все равно плохо. Вместо того, чтобы наконец наплевать на неуместные страшилки и рассказать драматичную историю о нежелании человека взрослеть, «Оно 2» идет по хорошо протоптанному пути.
Сиквел буквально повторяет многие сцены оригинала, только с повзрослевшими героями. Весь нарратив романа снесло в канализацию, словно бумажный кораблик, а пугающиеся плохо нарисованных паучков да слизнячков сорокалетние герои вызывают скорее смех, чем чувство нарастающей тревоги.
Критика у фильма была намного хуже, чем у первой части, как и кассовые сборы. Наверно, стоит понять, что лучшее в Кинге — это иногда правда удачные истории и идеи, а вовсе не мастерство кого-то напугать. Без этого осознания нас ждут очередные «Кладбища домашних животных» и дергающийся в конвульсиях Пеннивайз, способный внушить страх разве что профессиональному неврологу.
Больше о завершении «Оно 2»:
«Король Лев» (The Lion King)
Очередной циничный перформанс по изъятию денег из кошельков любителей ностальгии по любимым в детстве мультам. Свой миллиард он, разумеется, собрал.
Джон Фавро сделал буквально покадровый ремейк, добавив новые абсолютно не нужные сцены только ради большего хронометражда, но забыл сохранить дух оригинала. Хотя, наверно волшебство «Короля льва» вообще невозможно повторить, если не ты не влюблен в то, что делаешь.
Коммерчески успешные, но абсолютно пустые и бездушные ремейки диснеевской классики, похоже еще долго будут стричь повзрослевших детей и их собственных чад. По крайней мере, новые анонсы надругательств над собственной классикой студия не прекращает. А значит, лет через 15 уже у наших детей будет повод задуматься над тем, как из них в юности выкачивали деньги жадные бездушные продюсеры.
«Покемон. Детектив Пикачу» (Detective Pikachu)
Так ожидаемый на Западе, а особенно на своей родине, фильм про главного и любимого покемона прошел для России, в сравнении с тем же «Королем Львом» довольно тихо.
И правда, хайп вокруг Pokemon Go нас особо не затронул, а поколение, любившее мультсериал, давно выросло и стыдится похода в кино в гости к своим бывшим любимцам. А вот западная аудитория дуэт Райна Рейнольдса и желтого непоседы полюбила. Об этом говорят и кассовые сборы, и разительно более высокий зрительский рейтинг, в сравнении с отзывами прессы. Наверно, нам стоит ждать и сиквел. Если, конечно, вы не холодны к этой франшизе также, как и многие наши соотечественники.
Как писала наш автор Оля Крайновская:
Получился ли фильм интересным? Да. А еще забавным и местами трогательным. Его определенно стоит посмотреть, если вам интересна вселенная покемонов, или если пушистик в кепке покорил еще с трейлеров.
Наверное, самый ожидаемый фанатами Быкова фильм, который их же и смог разочаровать. Потому что режиссер, уставший от потакания собственной публике, снял глубоко искреннюю личную драму о ненужности человека ни себе, ни миру. В рецензии я писал:
Сам Быков, несмотря на некое разочарование в кино и в людях, все равно остается одним из самых живых и ярких примеров человека, который исповедовал в своей работе то, что проповедовал. И именно как исповедь творца «Сторож» — один из лучших зрительских опытов в современном российском кино, который я видел.
Больше о Быкове:
Искренности тут в миллионы раз больше, чем в честолюбивых и прагматичных работах Звягинцева, с которым так часто сравнивали режиссера. Сторож Быкова честно говорит, что он дерьмо. Но персонаж до самого конца верит в других людей — хоть и никогда этого не признает.
А значит, надежда все еще остается. Как для нас, так и для самого режиссера. И поколение дворников и сторожей обязательно найдет друг друга в просторах бесконечной земли.
И именно с таким внутренним чувством стоит проводить режиссера в его творческий отпуск. Который, хочется верить, не окажется затяжным, или вообще, как в одноименном фильме Джима Джармуша, «Отпуском без конца».
«Звездные Войны: Скайуокер. Восход» (Star Wars: The Rise of Skywalker)
Самый ожидаемый фильм этого года, который либо подтвердит всю глубину провальности новой трилогии от Дисней, либо спасет ее от будущего забвения. Мы еще не видели фильм, но не сказать о нем здесь было бы просто нельзя. Потому что еще никогда ожидания не были так занижены, чтобы у нового эпизода все могло действительно получиться.
Будем верить — и да прибудет со всеми нами Сила надежды на лучшее.