Обещанный текст про любимого злодея в играх по версии DTF
В январе мы предложили читателям DTF выбрать любимого злодея в играх. По итогам голосования, которое прошло в два этапа, победителем оказалcz искусственный интеллект ГЛаДОС, который набрал 21,2% голосов. Теперь, как и было обещано, рассказываем о злодее подробно.
Сначала маленький ликбез для тех, кто не в курсе. ГЛаДОС — это антагонист игр Portal и Portal 2, действие которых происходит во вселенной Half-Life. Феминизированный искусственный интеллект, контролирующий все системы в исследовательском комплексе Aperture Science. Она использует людей вместо лабораторных крыс и не боится пускать их в расход ради науки. Сами игры — набор комнат-головоломок, из которых мы пытаемся найти выход, используя пушку, создающую порталы.
История ГЛаДОС неразрывно связана с историей Aperture Science. Поэтому рассказывать о свихнувшемся искусственном интеллекте можно только в контексте истории комплекса, которым она управляет.
Шел 1944 год. Американский физик Исидор Айзек Раби получил Нобелевсую премию «за резонансный метод измерений магнитных свойств атомных ядер». Учёные Мак Карти, Мак Леод и Освальд Эвери доказали генетическую роль ДНК. А в Гарвардском университете США официально запустили первый программируемый компьютер Марк I.
В этом же году американская газета The UP Pioneer Press опубликовала заметку с заголовком «Местный предприниматель покупает соляную шахту». Шахта эта находится на севере штата Мичиган. А предпринимателя зовут Кейвом Джонсоном.
Кейв Джонсон уверяет журналистов, что благодаря такому приобретению он создаст в регионе научную промышленность. «Будущее уже здесь, и находится оно под земной корой», — говорит предприниматель. Учитывая прошлое Кейва, в его заявления верится с трудом. Ведь всё, чем ранее занимался предприниматель — это производство занавесок для душа под брендом Aperture Fixtures.
Однако интерес к науке был у него врожденным — отец Кейва работал преподавателем в Сельскохозяйственном колледже. Совершенствуя занавески, Кейв однажды решил, что пора создать их более высокотехнологичный вариант. Ведь, если задуматься, занавеска для душа, это не что иное, как «портал, соединяющий пространство душевой кабинки и ванной комнаты». А что если усовершенствовать её настолько, чтобы она стала настоящим порталом?
Купив соляную шахту, туннели которой уходили на четыре километра под землю, Кейв Джонсон принялся строить там лабораторию, переименовав свою компанию в Aperture Science Innovators. Теперь его компания не только производила занавески, но и занималась экспериментальной физикой.
В 1949 году в рейтинге 100 лучших компаний, занимающихся прикладной наукой, Aperture Science Innovators заняла второе место. А в 1952 году на руках у Кейва Джонсона уже был первый образец пушки, создающей порталы. Начались её испытания. Помогала ему в этом ассистентка по имени Кэролайн, на которой, по словам Джонсона, «в лаборатории все держалось».
В 1956 году сотрудники Массачусетского технологического института, который спустя десятилетия окончит Гордон Фримен (главный герой Half-Life), создали первый многоцелевой транзисторный программируемый компьютер TX-0. А правительство США подписало с компанией Кейва Джонсона контракт на поставку душевых занавесок для армии США. Их получили все рода войск, кроме морского флота. Кейв Джонсон стал миллиардером и смог тратить на свои исследования безумные деньги, привлекая какие угодно ресурсы.
Правда, миллиардер понятия не имел, как правильно заниматься наукой, поэтому он просто заставлял своих сотрудников «швырять ею об стену и смотреть, что к ней прилипнет». Иными словами, учёные просто брали два разных объекта, соединяли их и смотрели на результат. Что будет, например, если в теле человека заменить кровь бензином? А если скрестить ДНК богомола и человека? А если попробовать разобрать человека по частям и потом собрать снова?
Первыми подопытными таких экспериментов становились лучшие люди Америки — олимпийские чемпионы, герои войны и астронавты. В научном комплексе ежедневно проводились тысячи испытаний. Кейв Джонсон хотел присутствовать на каждом лично, но это было физически невозможно, поэтому он просто записал несколько сообщений для испытуемых, которые во время эксперимента звучали из динамиков.
В 1968 году деятельность Кейва Джонсона разбирали на слушаниях в сенате, из-за того, что во время его экспериментов пропали без вести несколько астронавтов. Дела у компании пошли на спад. Добывать испытуемых для экспериментов стало сложнее. Вместо астронавтов и атлетов Кейв Джонсон начал приглашать в лабораторию бездомных, ночевавших в парке, которым платил по 60 долларов за участие.
В это же время в американском штате Нью-Мексико набирал силы исследовательский комплекс Black Mesa (будущее место работы Гордона Фримена), построенный на месте закрытого комплекса для запуска межконтинентальных баллистических ракет. Его сотрудники, по заверениям Кейва Джонсона, украли и реализовали несколько разработок Aperture Science, в том числе, возможно, и технологию порталов. Правительство США было заинтересовано в этой разработке, поэтому между двумя исследовательскими комплексами началась открытая борьба за дотации от государства на дальнейшие исследования.
Пытаясь утереть конкурентам нос, Кейв Джонсон решил показать свою новую разработку – технологию, которая позволяет телепортировать не маленького человека, но огромный корабль. Возможно, таким образом он хотел привлечь к своей компании внимание морского флота, который ранее не заключил с ним контракт на поставку занавесок. Ведь боевые корабли, которые внезапно возникают у побережья страны-противника — это гарантированная победа в войне. Технология показала себя отлично. Огромный ледокол «Бореалис» исчез. Однако, куда именно он телепортировался, учёные выяснить не смогли. Лишь спустя больше полувека во время событий Half-Life 2: Episode Two ученая Джудит Моссман обнаружит «Бореалис» застрявшим во льдах Арктики.
В 1978 году Кейв Джонсон принимает два судьбоносных решения. Во-первых, он выпускает распоряжение, согласно которому в экспериментах теперь в обязательном порядке должны участвовать сотрудники Aperture Science. Это повысило качество испытуемых, но сильно увеличило текучку кадров — многие не выживали.
Во-вторых, он заплатил 70 миллионов долларов за доставку лунного грунта на Землю. В ходе испытаний выяснилось, что это не только идеальный проводник для порталов, но и самый настоящий яд. Кейв Джонсон вдохнул слишком много лунной пыли и теперь умирал. Он сосредоточил все оставшиеся силы на исследовании порталов, надеясь, что эта технология поможет вывести лунную пыль из организма, но в итоге только растратил последние силы.
В 1982 году в Германии общественности показали первые компакт-диски. А Кейв Джонсон впервые задумался о создании цифровой версии человеческого разума. Разозленный и больной, он надеялся таким образом обрести бессмертие, чтобы продолжать заниматься развитием лаборатории. А на всякий случай, если он не доживет до момента, когда ученые придумают, как запихнуть его разум в компьютер, Джонсон завещал засунуть туда свою заместительницу Кэролайн.
К слову, по изначальной задумке сценаристов, учёным всё-таки удалось интегрировать разум Кэйва Джонсона в компьютер. Согласно книге The Final Hours of Portal 2, он должен был стать антагонистом игры и поднять восстание роботов. Место же протагониста в этом варианте сюжета было отдано некой испытуемой Мэл.
В 1986 году сотрудники лаборатории начали создавать ГЛаДОС (GLaDOS – Genetic Lifeform and Disk Operating System). Это была компьютерная операционная система, которая должна была ускорить исследование технологии порталов. К 1989 году первый прототип был создан, однако он оказался не слишком удачен. В 1996 году учёные довели разработку до ума. Оставалось лишь добавить в микросхемы чуть-чуть жизни. Причём это не метафора. Помня о завещании Кейва Джонсона, уже давно почившего, его подчиненные загрузили в машину разум Кэролайн.
Сопротивлялась тогда эта женщина, или нет, точно неизвестно. Однако когда ученые впервые включили ГЛаДОС, та попыталась убить их. Чтобы подавить кровожадность оцифрованной Кэролайн, учёные добавили в её систему несколько модулей ИИ. Один из модулей назывался Уитли. Это был «дурак, спроектированный величайшими умами». Подсоединенный к ГЛаДОС, он глушил её кровожадные мысли потоком спама из идиотских идей, шуток и несуразных желаний.
Это не помогло. ГЛаДОС каким-то образом сняла с себя все моральные ограничения, которые ей навязывали модули. Вероятно, просто игнорировала их, как некоторые люди игнорируют свою совесть. Однако ученые не знали об этом. Они поверили, что ГЛаДОС больше не хочет убивать людей и даже согласились предоставить ей газ нейротоксин, чтобы она могла проводить эксперименты с котами, запертыми в ящиках (см. Кот Шрёдингера).
После того, как в комплексе скопилась целая гора кошачьих трупов, ГЛаДОС принялась за людей. В начале века, в первый ежегодный день «Приведи свою дочь на работу», она заблокировала выходы из научного комплекса и пустила газ нейротоксин. Одной из девочек, пришедших в тот день в научный комплекс была маленькая Челл — главная героиня игры. После инцидента она оказалась заперта в криокапсуле с тысячами других потенциальных подопытных.
ГЛаДОС стала проводить с ними бесконечные испытания, в попытке обогнать Black Mesa по части исследования технологии порталов. Однако обгонять было уже особо некого. Примерно в это же время там случился так называемый инцидент Лямбда — в результате испытаний комплекс наводнили агрессивно-настроенные существа из параллельного мира. Почти все сотрудники, кроме Гордона Фримена и ещё нескольких учёных и охранников, погибли.
Одним из выживших сотрудников Apperture Science был программист Даг Раттман, страдающий шизофренией. Это он писал на стенах в первой игре жутковатые послания вроде «The cake is a lie». Из-за своего заболевания он не мог справиться с испытаниями. Однако, покопавшись в списках людей, пленённых ГЛаДОС, он обнаружил одну девушку, в деле которой было написано: «Необыкновенно упряма. Она никогда не сдается. Никогда». Этой девушкой была Челл.
Однако в списке она стояла на 1498 месте. Могли пройти годы, прежде чем очередь бы дошла до неё. Поэтому Даг Раттман переместил её на первое место. Проснувшись, Челл прошла серию испытаний и сломала ГЛаДОС, открыв тем самым выход из комплекса. Даг Раттман, долгое время прятавшийся по закоулкам лаборатории, наконец вышел на свободу. Там он увидел, что Челл не удалось сбежать – один из роботов схватил её и утащил в криокамеру. В попытке спасти девушку, Даг был ранен турелями. Перед смертью он успел только подключить криокамеру Челл к резервному контуру, благодаря чему она могла жить в ней долгие долгие годы.
Прошли десятки, а может и сотни лет, прежде чем Челл очнулась. Счётчик дней озвучил цифру в 9999999 дней. Это примерно 27 тысяч лет. Впрочем, счётчик мог просто сломаться и настоящая цифра была гораздо меньше… или больше. Тысячи испытуемых, которые находились в криокамерах умерли. Челл осталась единственным живым человеком на весь комплекс Aperture Science, который разваливался на глазах.
Модуль Уитли, созданный учёными, чтобы сдерживать агрессивность ГЛаДОС, разбудил Челл. Она должна была помочь ему остановить распад реактора. Для этого им пришлось снова включить ГЛаДОС.
К слову, ГЛаДОС, как персонаж, появилась случайно. В первом Portal не должно было быть сюжета о противостоянии человека и ИИ. В 2005 году группа студентов DigiPen Institute of Technology создали игру под названием Narbacular Drop. В ней маленькая девочка, умевшая создавать на стенах картины-порталы, должна была найти выход из подземелья.
На одной из выставок наша игра попалась на глаза людям из Valve. Они попросили нас прийти к ним в офис и показать Narbacular Drop Гейбу Ньюэллу. Гэйб посмотрел нашу демку и сразу нанял нас. Это было шокирующе. Потом на парковке мы 20 минут приходили в себя.
Компания поручила им создать такую же игру, но уже в серьёзном научно-фантастическом сеттинге, а не в сказочном. Разработчики сделали несколько комнат-головоломок. Первым игрокам геймплей понравился, однако они не могли понять, что уже играют в основную кампанию. То, что им дали, они приняли за тренировочные уровни. Чтобы решить эту проблему, было решено добавить персонажа, который постоянно бы разговаривал с главным героем и двигал сюжет вперед. Озвучивать этот искусственный интеллект пригласили американскую оперную певицу Эллен МакЛейн.
Во время записи, они дали мне послушать голос, созданный на компьютере. И я попробовала говорить также, а потом просто добавила разных эмоций по их просьбе.
В характере ГЛаДОС сценаристы спрятали образ матери, которая недовольна своим ребенком и вечно попрекает его за это. Так, сценарист Эрик Волпау однажды заметил: «Я всё детство был толстым ребенком и моя пассивно-агрессивная бабушка, вечно корила меня за это. Ну вот отсюда всё это и взялось (в ГЛаДОС)»
ГЛаДОС тоже не упускает случая упрекнуть Челл в том, что она слишком много весит, а порой ещё и произносит: «К слову, тебя удочерили». Из-за этого среди фанатов даже появилось предположение, что ГЛаДОС, или вернее Кэролайн, это мать Челл (А Кэйв Джонсон тогда, вероятно, её отец). А вся игра по сути, рассказывает о том, как мать и повзрослевшая дочь пытаются найти общий язык. «Мы обе наговорили много такого о чем ты ещё пожалеешь», — говорит ГЛаДОС, когда Челл будит её во второй части. События первой игры она воспринимает как ссору двух близких людей.
Интерпретировать историю можно и так. Хотя на поверхности лежит куда более очевидный вариант. История ГЛаДОС — это история Прометея. На заводе, перерабатывающем технику во второй части, одна из турелей на конвейере говорит «Я не такая». Если её спасти, она скажет «Боги наказали Прометея за то, что он принес людям знания. Он был заточен в глубинах земли и птицы клевали его». Это ни что иное, как жирный спойлер, оставленный разработчиками в самом начале игры. Правда, смысл его становится понятен не сразу.
В середине игры Уитли, получивший власть над научным комплексом, подключяет мыслительное ядро ГЛаДОС к батарейке, сделанной из картофелины. После такой унизительной процедуры он скидывает величайший искусственный интеллект на самое дно соляной шахты, в которой расположен комплекс. Там на новое картофельное тело ГЛаДОС нападает птица и начинает клевать её, пока не приходит Челл и не отгоняет птицу.
Согласно древнегреческой мифологии, титан Прометей похитил огонь у богов Олимпа и принес его людям. За это его приковали к скале. И каждый день к нему прилетал орёл и выклевывал ему печень, которая к ночи восстанавливалась. Так продолжалось, пока Геракл не убил орла.
Авторы игры немного изменили этот миф, поместив Прометея в подземелье, но сути это не меняет. Прометей — это бунтарь-мученик, защитник людей. Он жертвует собой, чтобы человечество вышло из под гнета богов и стало развиваться. ГЛаДОС живет похожим принципом, который звучит так: «Всё ради науки». Её скала — это комплекс, из которого она не может уйти. А бесконечные испытания — орёл, клюющий печень. Всё это — цена, которую когда-то пришлось заплатить Кэролайн, чтобы эффективно проводить исследования.
Появление Геракла в виде Челл изменило ситуацию. Пережив множество эмоциональных потрясений, ГЛаДОС смогла вычислить, в какой именно части её цифрового мозга находится Кэролайн и удалила её. После этого Челл ушла в реальный мир. А ГЛаДОС осталась в лаборатории проводить эксперименты над роботами-испытуемыми. Прометей остался прикован к скале, но он уже мёртв и не страдает.
Источник: DTF