Режиссёрский и актёрский триумф.
5 мая 2000 года стартовал американский прокат «Гладиатора» — исторической эпопеи о римском генерале Максимусе (Рассел Кроу), который в неволе стал гладиатором. В своё время фильм Ридли Скотта не только стал коммерчески успешным, но и завоевал множество наград — среди них пять побед на «Оскаре».
«Гладиатор» вернул популярность историческим высокобюджетным фильмам — позже на волне его успеха сняли «Александра», «Трою» и «Центурион». В честь юбилея картины в Variety пообщались с авторами ленты — Ридли Скотт и Рассел Кроу вспомнили разные истории со съёмочной площадки.
Как рассказал Ридли Скотт, он согласился режиссировать фильм ещё до того, как прочитал сценарий. Продюсер Уолтер Паркс показал ему картину «Pollice verso» французского художника Жана-Леона Жерома, на которой изображён гладиаторский поединок. Одного лишь взгляда на полотно хватило, чтобы постановщика «озарило».
Поначалу Рассел Кроу не согласился на роль Максимуса — ему не понравился сценарий. Да и, по словам актёра, тогда он «не был похож на римского генерала» — в то время ему пришлось набрать массу и побриться налысо для роли в «Своём человеке», где он носил парик.
Как рассказал сценарист и продюсер фильма Дэвид Францони, они не хотели снимать типичный фильм «меча и сандалии» («пеплум»). Это жанр исторического кино, отличающийся масштабом и зрелищностью, вроде «Спартака» Стэнли Кубрика или «Клеопатры».
Поэтому создатели «Гладиатора» в поисках вдохновения начали смотреть иностранные фильмы. Далеко не все из них были про Древний Рим: среди просмотренных картин «На западном фронте без перемен» (1930), «Сладкая жизнь» (1960), «Конформист» (1970) и «Сатирикон» (1969).
Готовый сценарий продолжали переписывать — нередко по инициативе самих актёров. Так, например, Конни Нильсен, сыгравшая Луциллу, указала Ридли Скотту на «серьёзные ошибки в структуре».
А Джимон Хонсу подметил, что гладиаторы не были рабами — в то время в Древнем Риме их уже почти не осталось.
Фразы для Кроу добавляли прямо на съёмочной площадке.
По словам Францони, фильм снимался «очень в духе шестидесятых».
У «Гладиатора» был огромный бюджет по меркам тех лет — 145 миллионов долларов с учётом маркетинга. Это объясняет, откуда у команды хватило денег на воссоздание Колизея — 40 процентов арены отстроили в масштабе 1:1, а остальное дорисовали графикой.
Доскональный реализм проявился и в другом — актёры-гладиаторы дрались по-настоящему (само собой, бутафорским оружием) и нередко травмировались во время съёмок.
Тигры были особенно опасны.
Оливер Рид, сыгравший Проксимо — хозяина гладиаторов — умер до окончания съёмок. Актёр обещал Скотту, что не будет пить во время производства фильма, но в итоге алкоголь его и подвёл.
Император в «Гладиаторе» стал для Хоакина первой крупной ролью после того, как умер его брат, Ривер Феникс. На съёмках актёр сильно сдружился с Кроу и во время одной из пресс-конференций даже сказал, что «Рассел был для него как брат». Кроу это сильно растрогало.
В 2001 году «Гладиатор» забрал пять статуэток «Оскара» — за лучший фильм, мужскую роль, дизайн костюмов, звук и визуальные эффекты. По словам Кроу, он совсем не ожидал, что победит — ведь помимо него были номинированы такие актёры, как Том Хэнкс («Изгой») и Эд Харрис («Поллок»).
Спустя двадцать лет те, кто принимал участие в съёмках «Гладиатора», до сих пор считают фильм своим пиком в карьере.