Мы продолжаем нашу серию гайдов о победах в Civilization 6 и способах их достижения. В сегодняшней статье мы рассмотрим способы достижения лидерства в культуре и вопрос культурной победы.
Что такое культурная победа в Civilization 6
Если вы играли в Civilization 5: Gods & Kings, то без труда разберетесь в принципах культурной победы в Civilization 6, поскольку ничего кардинально нового не появилось.
Всем остальным объясним, что для достижения культурной победы в Civilization 6 общее число интересных мест для приезжих туристов должно быть больше числа этих самых туристов ото всех других цивилизаций. Почему мы вдруг заговорили о туризме?
Действительно, туризм и культура не связаны напрямую, но от таких факторов как:
- культурные ценности и шедевры;
- Чудеса Света;
- Чудеса Природы;
- улучшения типа «Морской курорт»;
- довольство населения и высокий уровень престижности гексов вашего государства;
определяется привлекательность цивилизации для туристов, вычисляемая по особым формулам.
У каждой цивилизации высчитывается какое-то число, которое определяется как «внутренние туристы», то есть те, кто готовы провести отпуск внутри своей цивилизации. Но если привлекательность вашей цивилизации за счет вышеперечисленных факторов окажется выше, эти люди будут готовы приехать к вам.
Раз вы должны привлечь больше всех туристов, нужно строить культурные объекты — музеи, театры, радиостанции и т.д. (объединенные теперь в Театральных площадях), а также примечательные Чудеса Света. Правильным будет использовать Великих Людей и Археологов. Первые будут создавать шедевры в разных областях искусства и отправлять в художественные музеи, вторые — раскапывать их то тут, то там на карте и отправлять в археологические музеи.
Главное же преимущество культурной победы в том, что достичь ее можно целиком и полностью своими действиями на карте (строительство Театральных площадей и Чудес Света), и совершенно необязательно иметь культурный бонус цивилизации или лидера. В рамках культурной победы почти каждая цивилизация, кроме действительно воинственной, имеет неплохие шансы на победу.
Естественно, нужно избегать затяжных или постоянных войн. Во время войны вы не только теряете культурные связи с воюющей стороной, но и влияние на ее жителей — они не смогут к вам приехать, так что начинать или даже участвовать в войнах будет контрпродуктивно. Этот пункт не отменяет необходимость иметь армию.
Оценка шансов на успех в культурной победе
Civilization 6 предлагает новый функционал для оценки вероятности культурной победы. В первую очередь, вы должны открыть окно подсчета культурного рейтинга и внимательно его изучить. Посмотрите, сколько очков культуры и туризма генерируется за ход:
В отдельном специализированном меню можно узнать, какие у вас успехи и сколько туристов принимает ваша держава каждый ход, кроме того, подсвечиваются все культурные места:
Обратите внимание и на позиционирование цивилизаций на шкале-скролле в окне выбора научных и культурных исследований. Для примера, на следующих скриншотах видно, что по инженерным технологиям Франция опережает Англию и Россию на целую эпоху:
Однако в рейтинге гражданских наук Россия опережает на две эпохи, что и дает шансы на культурную победу (и научную тоже). Теперь вы понимаете, насколько важно развивать культуру и гражданские науки бок о бок с очками науки и инженерными технологиями.
Важно смотреть на количество культурных ценностей — сколько у вас есть музыкальных, литературных или художественных шедевров, для этого есть отдельное меню:
Если вы видите, что отрыв от конкурентов незначителен, а то вы и вовсе отстаете, то стоит позаботиться о других вариантах победы, поскольку ваш прогресс достижения культурной победы сильно переплетен с прогрессом ваших конкурентов и ситуация может резко измениться. Вы обязаны постоянно смотреть на эти меню и отслеживать.
Какие Чудеса Света будут полезны для культурной победы в Civilization 6
Колизей — дает +2 пункта к очкам культуры, +3 к довольству жителей города-строителя. Также предоставляет +1 пункт к очкам культуры для всех Городских Центров, находящихся в радиусе 6 клеток от гекса с Чудом.
Пирамиды — предоставляет +2 пункта к общей генерации очков культуры, дает бесплатного строителя, а также предоставляет всем строителям 1 дополнительный пункт действий. Строительство возможно только в пустыне, включая поймы рек, на ровном гексе (без холмов).
Редкое чудо Чичен-Ица можно построить только на гексе с тропическим лесом. Даст +2 пункта к культуре и +1 пункт к производству на всех гексах с тропическим лесом, в пределах городской черты.
Запретный город — предоставляет +5 пунктов к очкам культуры, также дает дополнительный универсальный слот в правительстве, так что вы можете занять его политикой, направленной на повышение уровня культуры или рост туризма.
Эйфелева Башня — все гексы на территории вашего государства получают +2 пункта к престижу, что очень полезно для улучшений типа Морской Курорт — которые будут сильнее притягивать туристов из других стран.
Эрмитаж в Civilization 6 является полноценным Чудом и дает +3 пункта к очкам Великих художников за ход, а также 4 ячейки шедевров изобразительного искусства. Строительство возможно только около реки.
Большой Театр — это чудо предоставит по одной ячейке для литературного и музыкального шедевров, а также даст +2 пункта за ход к генерации очков Великих писателей и Великих музыкантов.
Бродвей — еще более ценен, поскольку предоставляет один слот для литературного шедевра и два слота для музыкальных шедевров, а также даст +3 пункта за ход к генерации очков Великих писателей и Великих музыкантов.
Статуя Христа-Искупителя — предоставляет +4 пункта к очкам культуры. Строительство возможно только на холме. Удваивает показатели туризма от морских курортов, блокирует уменьшение показателей туризма за счет реликвий и священных мест вашей цивилизации, неизбежное после открытия другими государствами цивика «Просвещение».
Стадион Маракана — увеличивает генерацию культуры на +6 пунктов, а также дает +2 пункта к уровню довольства во всех городах цивилизации.
Самое важное Чудо Света — это Сиднейская опера, поскольку она даст вашему государству +8 пунктов к очкам культуры за ход, +5 очков к генерации Великого музыканта за ход и 3 ячейки музыкальных шедевров. Построить его возможно только на побережье, рядом с сушей и районом Гавань.
Советы по увеличению прироста (генерации) культуры в Civilization 6
Вы должны помнить все возможности, которые игра предоставляет для увеличения культуры и туризма.
1. Правильно застраивайте города.
В каждом городе стройте Театральные площади, заранее определяйте место для Чудес Света и используйте их преимущества, не забывайте о таких улучшениях на карте, как Морской Курорт.
Если вы планируете культурную победу, в самом начале, при распределении районов, в наиболее подходящем месте должен находиться культурный район и строить его надо первым. Не забывайте о том, что генерация очков растет при соседстве с определенными биомами — Чудесами Света и Чудесами Природы, Городскими Центрами.
Помните, что музеев два типа — один это музей искусств, а другой это археологический музей. Желательно соотношение 3:1, поскольку художественных, изобразительных и музыкальных шедевров будет больше, чем археологических.
Во-первых, археологов еще надо произвести. Во-вторых, археологические артефакты надо обнаружить и успеть выкопать, пока это не сделали за вас, да и не каждая цивилизация позволит копаться на своей земле.
Следите за довольством и лимитом жилья, поскольку они играют огромную роль в развитии населения, а значит науки и культуры. При недостатке жилья, рост ваших городов замедлится, и, в конце концов, остановится. Это неприемлемо, поскольку каждый житель дает +1 пункт к культуре.
Довольство влияет на непродовольственные гексы и дает либо бонусы, либо ограничения. Старайтесь держать довольство на высоком уровне, чтобы получить преимущество над другими игроками.
2. Используйте как можно больше Великих людей.
Важным параметром, на который вы должны обратить внимание, будет число очков за ход к генерации Великих художников, литераторов и писателей. Ведь это именно они принесут цивилизации шедевры, ради которых в будущем к вам приедут туристы. А для их привлечения нужно просто застраивать соответствующие районы, например, строить амфитеатры, музеи, радиовышки.
Стремитесь получить как можно больше Великих художников, литераторов и писателей за каждую эпоху. Ваш текущий прогресс можно посмотреть в следующем окне:
Более подробно о том, как генерируются очки Великих людей, вы можете узнать из нашего продвинутого гайда Civilization 6.
3. Всегда выполняйте Вдохновения.
Многие игроки часто игнорируют условия для выполнения Вдохновений и Эврик, а ведь они, в большинстве случаев, наполовину сокращают время изучения, причем вы можете выполнить условие уже во время изучения гражданской науки!
Просто подсчитайте, сколько времени и ходов можно сэкономить!
Да, порой выполнение условий, которые помогут вам форсировать изучение, весьма затруднительно. Но для достижения культурной победы игроку необходимо выполнять если не все Вдохновения, то большинство! Узнать о том, что требуется выполнить, можно прочитав соответствующие подписи:
Вам придется научиться использовать это, поскольку ускорение исследований — это важнейший навык особенно на высоких уровнях сложности и в онлайн-игре!
4. Не пренебрегайте верой.
В Civilization 6 также можно покупать Великих людей или определенные здания за счет очков веры. Чем сильнее ваша религия, тем больше очков вы генерируете и тем больше гуманитариев сможете купить. Также вы можете изначально заложить культурное развитие в основу вашей религии, например:
- навык «Светское духовенство» даст +1 пункт к очкам генерации культуры и веры в районах «Священное место» и «Театральная площадь.
- навык «Всемирная церковь» даст +1 пункт к культуре за каждые 5 последователей этой религии в других цивилизациях. Чем больше городов, обращенных в вашу веру, чем больше людей в них живет, тем больше генерация!
Если вы по каким-то причинам поменяете планы, то развитая религия позволит прийти к религиозной победе.
Как добиться культурной победы в Civilization 6?
Культурная победа не будет сложной задачей, скорее это рискованный способ победить в игре, поскольку, чем дольше она идет, и чем ближе вы к финишу, тем сильнее вырастает конкуренция между державами и внезапные события, вроде войн или американского кино, сделают исход в вашу пользу трудно прогнозируемым.
Выше мы уже изложили основы, необходимые для культурной победы. Стратегия ее достижения в равной степени зависит от числа получаемых Великих людей и числа культурных объектов.
Следовательно, нужно много городов — от 7 до 10 будет оптимальным числом, размещайте их в разных климатических зонах (для Чудес) и первым делом стройте культурный район. Чтобы лидировать в процессе найма Великих людей вам потребуются здания, районы и Чудеса, которые предоставят ячейки шедевров. Каждой ячейке — по своему шедевру, нельзя литературный шедевр поместить в ячейку музыкального шедевра и наоборот.
Можно констатировать следующую взаимосвязь:
- больше городов и Театральных площадей;
- больше Великих людей и Чудес Света;
- больше шедевров и улучшений гексов;
- больше туристов
- GO TO 1.
Ни в коем случае не игнорируйте международные торговые пути, напротив, уделяйте им пристальное внимание, поскольку за счет торговых караванов к другим цивилизациям, повысится известность вашей цивилизации, и увеличатся общие показатели туризма.
Будет очень хорошо, если вы при прокладке маршрута увидите иконку культуры, такой торговый путь будет каждый ход приносить вам указанное число очков культуры. Их доходность формируется за счет тех районов, которые есть вокруг города-цели. Поэтому если вам нужно получить очки культуры — отправьте торговца в город с Театральной площадью.
Если вы с кем-то воюете, обязательно перенаправьте свои торговые пути по безопасным маршрутам в другие цивилизации, чтобы воздействовать на них и не терять время, пока идет война.
Есть факторы, которые уменьшают рост культурного влияния, например, различные формы правления, правительства и политики. Также уменьшается религиозный туризм, когда держава входит в эпоху Просвещения. С другой стороны, вы должны использовать формы правления и политики наиболее подходящие для развития культуры и туризма:
Важно! Шпионаж станет ценной возможностью для получения преимущества над другими цивилизациями, конкурирующими с вами за культурную победу. Украдите их великие произведения, разрушьте их Театральные площади, сделайте другие действия, чтобы уменьшить их привлекательность с точки зрения международного туризма.
Лучшие цивилизации, подходящие для культурной победы в Civilization 6
Первое место — Франция (Екатерина Медичи). Главным преимуществом этой цивилизации является уникальное улучшение Шато. Оно даёт +1 пункт к генерации культуры и +2 пункта при соседстве с Чудом, можно строить только около реки.
Особенность фракции «Гран-тур» увеличивает на 20 % производство при строительстве Чудес Света эпох Средневековья, Возрождения и Промышленной революции, а также дает бонус к туризму за любое построенное Чудо. После исследования технологии «Замки» получает дополнительного шпиона.
При уничтожении вражеских юнитов уникальным юнитом (имперская гвардия), получает очки культуры и золото в сражениях на родном континенте.
Второе место — Америка (Теодор Рузвельт). Эта цивилизация не заняла первое место по той причине, что сильный рывок получает только под конец игры за счет возможности строить уникальное здание — Киностудия в Театральной площади, но это также отличный выбор.
Киностудия удваивает число получаемых городом туристов в Новое время и далее, так что чем больше городов с Киностудиями, тем лучше.
Фракционная способность также позволяет получать все бонусы правительственного наследия в два раза быстрее, чем у других цивилизаций.
Третье место — Греция (Платон). Не самый очевидный выбор, кто-то даже может подумать, почему именно эта цивилизация, а не Китай или Конго, попала на третье место. Однако она имеет сильное культурное развитие за счет своего уникального района — Акрополя, который заменяет Театральную площадь — построить его можно на холме или возвышенности.
Генерирует +1 пункт к числу очков Великих писателей, музыкантов и художников за ход, +1 пункт к культуре за соседство с Чудом Света, Центром Города или другим районом. Производительность граждан, назначенных в этот район, с самого начала равна +2 очкам культуры за ход.
Кроме того, эффективно сотрудничать с городами-государствами, добиваясь статуса сюзерена, чтобы за каждый такой союз получить +5 % к общим очкам генерации культуры. Имеется дополнительная универсальная ячейка политического курса при любом правительстве.
Далее лучшие цивилизации, подходящие для культурной победы в Civilization 6, в порядке убывания:
- Египет;
- Англия;
- Китай;
- Конго.
Источник