Философская притча Белы Тарра о сущности погромов, революций и войн.
С творчеством именитого венгерского режиссёра Белы Тарра я познакомился буквально на днях. В кино я бываю редко. В моём родном Ижевске есть киноклуб, стараниями которого каждый понедельник можно увидеть нестандартное, артхаусное кино из разных стран на большом экране. В этот понедельник я не стал изучать информацию о фильме, даже трейлер не посмотрел, так что не очень представлял что меня ждёт.
Режиссёрский стиль Белы Тарра, считающегося, как я узнал после просмотра, мастером «медленного» кинематографа, поначалу меня оттолкнул. Чёрно-белый фильм хронометражем в два с половиной часа состоит всего из 39 сцен, каждая из которых снята одним длинным кадром, без монтажа. Картинка, сама композиция невероятно эстетичны, но первые полчаса эти безумно длинные сцены, в которых почти ничего не происходит, казались мне какими-то искусственными. Как если бы режиссёр пытался эпатировать привыкшего к «клиповому» монтажу зрителя или просто хвастался мастерством и из принципа, в ущерб художественности, снимал длиннющие сцены там, где был бы вполне уместен монтаж.
Где-то до середины фильма я не мог понять для чего это так снято и думал что сократи режиссёр длительность сцен вдвое и картина, само повествование ничего не потеряет. Но ближе к концу ленты я понял, что какая-то особая, гипнотическая атмосфера «Гармоний Веркмейстера» возникает именно из этих длинных интервалов; они как бы задают свой индивидуальный, ни на что не похожий ритм.